Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа

Краткое описание

целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Принятие решения по результатам контроля осуществляется субъектами контроля и имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Проведение мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля, основными факторами, определяющими его эффективность. Поэтому часто контрольные органы осуществляют надзор за устранением выявленных ими нарушений и недостатков.

Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов РФ [24, с.161].

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов разных форм собственности. Так, федеральный бюджет и бюджеты  субъектов РФ представляют собой  государственную собственность, местные бюджеты – муниципальную собственность.

В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их исполнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте РФ, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления.  

В РФ сущность государственного и  муниципального финансового контроля законодательно не определена. Содержание и вопросы организации государственного финансового контроля в РФ раскрыты в Указе Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля  в Российской Федерации». Согласно этому документу в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Все это представляет собой перечень основных задач государственного финансового контроля, что, безусловно, недостаточно для раскрытия его сущности. Кроме того, в числе задач не упоминается контроль за использованием закрепленного за государственными организациями и учреждениями имущества, в то время как оно является такой же составляющей государственной собственности, как бюджетные средства, и, помимо этого, может выступать источником мобилизации и расходования денежных средств. Значит, содержание государственного финансового контроля сведено к задачам бюджетного контроля, тогда как бюджетный контроль – это хотя и существенная, во многом определяющая, но все-таки часть государственного финансового контроля [24,с.18].

  Специалисты нередко под  финансовым контролем понимают  государственный финансовый контроль  или совокупность государственного  и муниципального контроля. Это,  безусловно, создает путаницу в  понимании сущности каждого из  них. Необходимо различать финансовый контроль в целом и отдельные его виды, к числу которых относятся государственный и муниципальный контроль.

Подходы к определению указанных  видов финансового контроля, содержащиеся в трудах российских ученых, не разрешают  проблему, поскольку демонстрируют наличие различных точек зрения на его сущность; нередко носят обобщенный характер, не в полной мере отражают особенности конкретного вида финансового контроля и поэтому нуждаются в некотором уточнении. 

 

    1. Формы, виды и методы финансового контроля

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим  критериям:

1) По времени проведения:

- предварительный,

- текущий,

- последующий [22, с.26].

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается, прежде всего, процесса определения объема финансовых ресурсов государства на планируемый период и их основной части, мобилизуемой в государственном бюджете, и их распределения между отдельными общественными потребностями и адресатами выделяемых финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль необходимо осуществлять и на стадии разработки и приема законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. Как правило, предварительный финансовый контроль осуществляется высшими государственными органами власти.

Текущий финансовый контроль – это контроль за оперативной текущей деятельностью, и он состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, то есть соблюдения финансовых норм и нормативов и, прежде всего, соблюдения установленных показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Этот вид финансового  контроля предупреждает возможные  злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль – это контроль за финансовыми результатами деятельности, он обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности.

2) По субъектам контроля: государственный, внутрихозяйственный, ведомственный, независимый контроль [22,с.9].

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Главное назначение внутрихозяйственного контроля является непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-бытовой и производственной деятельностью, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин, условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.

Преимущество внутриведомственного контроля проявляется в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства.

Независимый контроль осуществляется аудиторскими фирмами.

3) По форме проведения: обязательный (внешний) контроль,                        инициативный (внутренний) контроль [26,с.24].

Целью внешнего контроля является составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами, а в более общем случае – о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.

Внешний контроль независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед ее заказчиками и внешними потребителями.

Внутренний  финансовый контроль – независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быть по возможности функционально и организационно независим.

Цель внутреннего  контроля — помочь руководству хозяйствующего субъекта или органа управления эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате проверок. Используя эту информацию, руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.

4) По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансово-хозяйственной деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии [22,с.29].

В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности, намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Виды ревизии:

  1. По организационному признаку:
  • Плановые ревизии, которые проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год.
  • Внеплановые ревизии, которые проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации.
  1. По объему проверки:
  • Сплошные ревизии, которые предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех документов. Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений.
  • Выборочные ревизии предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операций. Данный вид ревизии – один из основных способов проверки деятельности организации. Однако методика их осуществления пока разработана недостаточно. Во многих случаях даже опытным ревизорам не всегда удается из общей массы выделить для исследования нужную часть документов или хозяйственных операций.
  • Полные ревизии, когда проверяется вся деятельность организации.
  • Частичные ревизии, в ходе которых проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации.
  • Комбинированные ревизии, которые представляют собой сочетание видов ревизии.
  1. По кругу вопросов, подлежащих проверке:
  • Тематические ревизии, которые предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам или проверку отдельных разделов экономической и социальной деятельности организации. Целью таких ревизий является получение общей характеристики состояния дел по конкретному вопросу. Данные ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономической и социальной деятельности организации, а также по требованию правоохранительных органов.
  • Сквозные ревизии, которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации. Цель данного вида ревизии – наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью.
  •   Комплексные ревизии, в ходе которых изучается широкий круг вопросов хозяйственной деятельности организации. Цель таких ревизий – объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и экономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации.
  • Некомплексные проверки, которые проводит обычно один ревизор путем проверки финансово-хозяйственной деятельности по данным документации.

 

1.4. Органы, осуществляющие  финансовый контроль

 

Основы государственного и муниципального финансового контроля обозначены в разделе 9 БК РФ, где также определены формы финансового контроля, осуществляемые различными органами законодательной и исполнительной власти.  С внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ в апреле 2007 года (Федеральный закон № 63-ФЗ)  значительно расширены полномочия  в осуществлении государственного и муниципального финансового контроля

  1. Финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местных  администраций муниципальных образований.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и  в Конституциях (Уставах) субъектов  Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов  исполнительной власти со стороны Президента и органа представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, а так же при утверждении отчетов об их исполнении.

Информация о работе Совершенствование государственного финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств