Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа
целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятие решения по результатам контроля осуществляется субъектами контроля и имеет целью устранение недостатков, выявленных в процессе контроля. Проведение мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений или недостатков в будущем являются конечной целью контроля, основными факторами, определяющими его эффективность. Поэтому часто контрольные органы осуществляют надзор за устранением выявленных ими нарушений и недостатков.
Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов РФ [24, с.161].
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов разных форм собственности. Так, федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ представляют собой государственную собственность, местные бюджеты – муниципальную собственность.
В связи с разделением бюджетов по формам собственности финансовый контроль за их исполнением подразделяется на государственный финансовый контроль, осуществляемый как в масштабе Российской Федерации, так и в каждом субъекте РФ, и муниципальный финансовый контроль, проводимый на уровне местного самоуправления.
В РФ сущность государственного и муниципального финансового контроля законодательно не определена. Содержание и вопросы организации государственного финансового контроля в РФ раскрыты в Указе Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации». Согласно этому документу в РФ государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Все это представляет собой перечень основных задач государственного финансового контроля, что, безусловно, недостаточно для раскрытия его сущности. Кроме того, в числе задач не упоминается контроль за использованием закрепленного за государственными организациями и учреждениями имущества, в то время как оно является такой же составляющей государственной собственности, как бюджетные средства, и, помимо этого, может выступать источником мобилизации и расходования денежных средств. Значит, содержание государственного финансового контроля сведено к задачам бюджетного контроля, тогда как бюджетный контроль – это хотя и существенная, во многом определяющая, но все-таки часть государственного финансового контроля [24,с.18].
Специалисты нередко под
финансовым контролем понимают
государственный финансовый
Подходы к определению указанных видов финансового контроля, содержащиеся в трудах российских ученых, не разрешают проблему, поскольку демонстрируют наличие различных точек зрения на его сущность; нередко носят обобщенный характер, не в полной мере отражают особенности конкретного вида финансового контроля и поэтому нуждаются в некотором уточнении.
Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:
1) По времени проведения:
- предварительный,
- текущий,
- последующий [22, с.26].
Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия решений по финансовым вопросам. Это касается, прежде всего, процесса определения объема финансовых ресурсов государства на планируемый период и их основной части, мобилизуемой в государственном бюджете, и их распределения между отдельными общественными потребностями и адресатами выделяемых финансовых ресурсов. Предварительный финансовый контроль необходимо осуществлять и на стадии разработки и приема законов и других нормативных актов по финансовым вопросам. Как правило, предварительный финансовый контроль осуществляется высшими государственными органами власти.
Текущий финансовый контроль – это контроль за оперативной текущей деятельностью, и он состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины, то есть соблюдения финансовых норм и нормативов и, прежде всего, соблюдения установленных показателей по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Этот вид финансового контроля предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.
Последующий финансовый контроль – это контроль за финансовыми результатами деятельности, он обычно проводится либо по наступлении отчетного периода, либо по завершении определенных этапов деятельности с целью выявления ее эффективности.
2) По субъектам контроля: государственный, внутрихозяйственный, ведомственный, независимый контроль [22,с.9].
Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Главное назначение внутрихозяйственного контроля является непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-экономической, снабженческо-бытовой и производственной деятельностью, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин, условий, порождающих хищения и бесхозяйственность.
Преимущество внутриведомственн
Независимый контроль осуществляется аудиторскими фирмами.
3) По форме проведения: обязательный (внешний) контроль, инициативный (внутренний) контроль [26,с.24].
Целью внешнего контроля является составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами, а в более общем случае – о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.
Внешний контроль независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед ее заказчиками и внешними потребителями.
Внутренний финансовый контроль – независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работы, проводимая им в собственных интересах. Внутренний контроль подчиняется создавшему его руководителю, но он должен быть по возможности функционально и организационно независим.
Цель внутреннего контроля — помочь руководству хозяйствующего субъекта или органа управления эффективно выполнять свои функции. Внутренние контролеры представляют руководству данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, получаемую в результате проверок. Используя эту информацию, руководство решает, какие меры необходимо принять для устранения выявленных недостатков и на каких участках имеются резервы для повышения эффективности.
4) По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансово-хозяйственной деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии [22,с.29].
В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности, намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансовой бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента.
Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Виды ревизии:
1.4. Органы, осуществляющие финансовый контроль
Основы государственного и муниципального финансового контроля обозначены в разделе 9 БК РФ, где также определены формы финансового контроля, осуществляемые различными органами законодательной и исполнительной власти. С внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ в апреле 2007 года (Федеральный закон № 63-ФЗ) значительно расширены полномочия в осуществлении государственного и муниципального финансового контроля
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Президента и органа представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, а так же при утверждении отчетов об их исполнении.