Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:34, дипломная работа
целью данной дипломной работы является изучение основ государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, имеющихся проблем в нормативно-правовом регулировании и организации данного контроля, определение основных направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание финансового контроля;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
История развития финансового контроля
Понятие и содержание финансового контроля
Формы, виды и методы финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Правовая основа осуществления финансового контроля Министерством финансов Омской области
2.2. Предварительный и текущий контроль, осуществляемый Департаментом казначейского исполнения бюджета
2.3 Организация и порядок осуществления последующего финансового контроля контрольно-ревизионным управлением и отраслевыми отделами Министерства финансов Омской области
2.4. Практические аспекты из опыта работы Минфина Омской области
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Совершенствование действующих мер ответственности за нарушение бюджетной дисциплины
3.2. Совершенствование системы государственного контроля за использованием бюджетных средств в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Омской области переход на исполнение областного бюджета по казначейской системе начался во втором полугодии 2004 года. Для этого, в структуре Министерства финансов Омской области создан Департамент казначейского исполнения бюджета. В рамках реализации Указа Губернатора Омской области от 23 июня 2004 года № 132 «О переходе на казначейское исполнение бюджета Омской области» Министерством финансов Омской области проводились мероприятия по поэтапному переходу на казначейскую систему исполнения областного бюджета.
Прошедший 2005 год явился последним бюджетным годом, в котором финансирование в Омской области осуществлялось по банковской системе. К концу 2005 года на всей территории Омской области был внедрен единый программный продукт – Автоматизированная система управления бюджетным процессом. Это позволило обеспечить единообразие бюджетного процесса в области, а также установить полный контроль за бюджетными потоками и финансовыми операциями получателей бюджетных средств.
Департамент казначейского исполнения бюджета Министерства финансов Омской области осуществляет предварительный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Департамент казначейского исполнения бюджета (далее – Казначейство) создан с целью эффективного управления средствами бюджета Омской области в процессе его исполнения, повышения оперативности в финансировании расходов областного бюджета, обеспечения оперативного контроля за своевременным зачислением доходов бюджета и целевым использованием бюджетных средств.
В своей деятельности Казначейство руководствуется Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Омской области, иными актами федерального и областного законодательства, Положением о Министерстве финансов Омской области, Положением о департаменте казначейского исполнения бюджета, а также приказами и распоряжениями Министра финансов Омской области.
Казначейство взаимодействует
с Министерством финансов РФ, Федеральным
казначейством и его
На Казначейство возложено выполнение следующих основных задач:
Предварительный контроль проводится на стадии сверки соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования.
Текущий контроль осуществляется на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствующих документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. Контроль проводится с момента перечисления средств министерствам и ведомствам до момента зачисления этих средств на счета организаций и учреждений.
Предварительный и текущий
контроль, осуществляемый казначейством
на стадии санкционирования и финансирования
расходов, позволит избежать отвлечения
бюджетных средств в
На Министерство финансов Омской области в соответствии с Законом Омской области от 04.11.2000 г. № 257-ОЗ «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Омской области» и Положением о Министерстве финансов Омской области, утвержденным постановлением Главы Администрации (Губернатором) Омской области 24.02.2004 г. № 36 возложена задача по осуществлению в пределах своей компетенции (предварительного, текущего и последующего) государственного финансового контроля.
Последующий контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий (проверок).
Проверка представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций проверяемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Целью проведения проверок является осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ и Омской области по организации разработки и составлению соответствующих бюджетов, их исполнению при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Проверка поступления и расходования средств бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в собственности, в органах государственной власти Омской области, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
На проведение каждой проверки выписывается специальное удостоверение, подписанное руководителем контролирующего органа. Сроки проведения проверки, состав группы и ее руководитель (проверяющий) определяются руководителем Министерства с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой организации, и, как правило, не могут превышать 30 календарных дней. [18]
Конкретные вопросы проверки определяются программой или перечнем основных вопросов проверки. Программа проверки включает ее тему, период, который должна охватить проверка, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверки, и утверждается руководителем контролирующего органа.
Участники проверки исходя из программы проверки определяют необходимость и возможность применения тех или иных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
Руководитель проверяемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками группы проверки – предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т. п.
В случае отказа работниками
проверяемой организации
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в проверяемой организации руководителем проверяющей группы составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю Министерства. Руководитель Министерства направляет руководителю проверяемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью проверяемой организации письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверяемой организации. Проверка может быть возобновлена после восстановления в проверяемой организации бухгалтерского учета.
Результаты проверки
оформляются актом, который подписывается
руководителем проверяющей
Один экземпляр оформленного акта проверки, подписанного руководителем проверяющей группы, вручается руководителю проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) проверяемой организации по согласованию с руководителем проверяющей группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенных для ознакомления с актом ревизии и его подписания. При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю проверяющей группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель проверяющей группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем Министерства направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам проверки.
В случае отказа должностных лиц
проверяемой организации
Акт проверки состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта проверки должна
содержать следующую
Вводная часть акта проверки может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе проверки.
Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других проверочных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В акте проверки проверяющий не должен давать правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально ответственных лиц проверяемой организации, квалифицировать их поступки, намерения и цели.
Объем акта проверки не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы проверки.
В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности в ходе проверки составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. Данный промежуточный акт подписывается участником проверяющей группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
Материалы проверки состоят из акта проверки и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте проверки (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.). Материалы представляются руководителю Министерства в срок не позднее 5 рабочих дней после подписания его в проверяемой организации. На последней странице акта проверки руководителем Министерства делается отметка: «Материалы проверки приняты», указывается дата и им подписывается.