Шпаргалка по "Бюджетным системам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_Byudzh_Sisteme.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

 

52.Основные  проблемы бюджетного федерализма.

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов[4].  
Первая проблема связана с определением состава расходных полномочий и распределением их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению. Для государств с многонациональным составом населения данная проблема требует учета национальных традиций отдельных национальностей, компактно проживающих на той или иной территории, учета их предпочтений.  
Соответственно одни услуги целесообразно предоставлять от лица федеральных властей, другие — от имени региональных органов власти. Могут быть и такие услуги, которые целесообразно предоставлять гражданам за счет средств бюджетов разных уровней.  
Вторая проблема состоит в определении источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий. При решении этой проблемы важно одновременно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов страны, содействовать развитию региональных экономик и выполнению общеполитических решений в интересах всего государства.  
Третья проблема заключается в организации взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетами разного уровня. 

 

53.Формы сбалансированности  бюджетов.

В федеративном государстве  различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной сис­темы.Соответственно механизм распределения средств  меж­ду бюджетами разных уровней  в России посредством бюд­жетного регионального выравнивания должен быть ориен­тирован на решение двуединой задачи вертикальной и го­ризонтальной сбалансированности бюджетов. Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций, т. е. устра­нение несоответствий между расходными функциями реги­ональных бюджетов и теми поступлениями, которые зак­реплены за данным бюджетным уровнем, а с другой — на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах. Корректирование вертикальных диспропорций нацелено на устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, ибо центральное правительство, обладая гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств.Горизонтальная несбалансированность бюджетной системы объективно обусловлена различным положением территориальных единиц, составляющих государство, вследствие исторических, географических, экономических, природных и прочих особенностей. Горизонтальная несбалансированность проявляется, с одной стороны, в разной потребности, а с другой — в разной стоимости предоставляемых государственных услуг. При этом один и тот же набор государственных услуг будет по-разному обходиться налогоплательщику в зависимости от финансового положения его территориальных властей. Выравнивание острых горизонтальных различий важно само по себе как выражение требования социальной справедливости. В то же время оно имеет общеэкономический эффект, так как предотвращает экономические потери, связанные с миграцией населения и капитала. Бюджетное выравнивание при этом осуществляется в общенациональных интересах и способствует укреплению государства.

 

54.Механизм  формирования и распределения  средств фонда финансовой поддержки  регионов.

Основной объем федеральной  финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации распределяется через 5 фондов: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации,  Фонд реформирования региональных финансов,  Фонд компенсаций,  Фонд софинансирования социальных расходов,  Фонд регионального развития. Средства ФФПР разделяются на две части.Первая часть ФФПР (80 %)  распределяется между субъектами Российской Федерации,  для которых приведенные к сопоставимому виду удельные валовые налоговые ресурсы не превышают средний по Российской Федерации показатель, пропорционально отклонению приведенных удельных валовых налоговых ресурсов от среднего по субъектам Российской Федерации уровня. Вторая часть ФФПР (20 %)  распределяется таким образом,  чтобы довести приведенные к сопоставимому виду удельные валовые налоговые ресурсы наименее обеспеченных регионов (после распределения первой части ФФПР)  до одного и того же, максимально возможного при заданном объеме ФФПР, уровня. Целью Фонда компенсаций (далее -  ФК)  является финансовое обеспечение обязательств территориальных бюджетов по предоставлению социальных пособий и льгот различным категориям населения,  установленных федеральным законодательством. Целью Фонда софинансирования социальных расходов (далее -  ФССР)  является стимулирование субъектов Российской Федерации поддерживать на определенном уровне предоставления (финансирования) основных общественных услуг. Целью Фонда реформирования региональных финансов (далее - ФРРФ)  является реформирование и оздоровление региональных финансов,  развитие социальной инфраструктуры,  повышение эффективности бюджетных расходов,  поддержка экономических реформ.Основными источниками образования ФРРФ определены кредиты международных финансовых организаций, в том числе привлечение средств МБРР.

55.Бюджетный  дефицит и источники его покрытия.

Причинами возникновения  бюджетного дефицита могут выступать:Рост государственных расходов в связи  со структурной перестройкой экономики  и необходимостью развития промышленности.Сокращение доходов государственного бюджета  в период экономического кризиса.Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)Неэффективность финансовой системы государства.Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.Коррупция в государственном секторе.Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых  государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

57.Сущность  межбюджетных отношений

Главной целью межбюджетных отношений в Российской Федерации является решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов всех уровней посредством оказания финансовой помощи в виде трансфертов или других операций финансового характера. Межбюджетные трансферты являются важной частью системы межбюджетных отношений.

При помощи трансфертов  осуществляются мероприятия по бюджетному выравниванию, устраняется структурный  дисбаланс бюджетной обеспеченности между регионами. Таким образом, сущность межбюджетных отношений заключается  в обеспечении сбалансированности бюджетов всех уровней и максимально возможной стабильности (или предсказуемости) объемов распределяемой финансовой поддержки (помощи) субъектам РФ.

61.Фонды софинансирования и компенсации.

Федеральный фонд компенсаций. Он был образован в 2001 г., и первоначально средства этого фонда формировались за счет централизации части НДС, которая раньше оставалась в регионах (15 % от НДС). В последующие годы этот принцип формирования средств Федерального фонда компенсаций уже не использовался. Его размер определялся исходя из необходимого объема финансирования тех мероприятий, которые должны были быть профинансированы за счет средств фонда.

Федеральный фонд компенсаций  предназначен для целевого финансирования так называемых федеральных мандатов – расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты федеральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими социальными законами.

В экономическом смысле эти средства являются субвенциями и распределяются между всеми субъектами РФ по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению. При этом учитываются региональные факторы, а также объективные условия, влияющие на стоимость предоставления основных бюджетных услуг в субъектах РФ. В силу несовпадения в размещении налогового потенциала и расходных потребностей по данным «мандатам», при распределении субвенций Федерального фонда компенсаций также происходит (хотя и в меньшей степени по сравнению с ФФПР) выравнивание текущей бюджетной обеспеченности.

В 2002 г. в составе  федерального бюджета РФ был образован Фонд софинансирования социальных расходов. Он был образован в целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально-значимых расходов, в том числе для стимулирования перевода в денежную форму льгот отдельным категориям граждан. В составе Фонда предусмотрены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ:• по предоставлению гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;• по обеспечению социальной поддержки лиц, в том числе лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;• на осуществление мер социальной поддержки ветеранов труда;• на осуществление мер социальной поддержки тружеников тыла;• на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей.




Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетным системам"