Шпаргалка по "Бюджетным системам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_Byudzh_Sisteme.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

1.Сущность  бюджета государства, его социально-экономическое  значение.

Бюджет воздействует ни экономику  через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как  инструмента влияния на экономику  в целом. Бюджетный механизм - это  совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Таким образом, многообразие понятия  «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих  составляющих:-как относительно самостоятельная  экономическая категория;-как централизованный фонд денежных средств государства;-как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);-как основной финансовый план государства;-как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование  централизованного фонда денежных средств как обязательного условия  функционирования любого государства.Бюджет - сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.Бюджетные отношения это часть экономической структуры общества; их функционирование предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и местные бюджеты.

2.Понятие  бюджетной системы РФ, ее основные звенья.

Основные функции государственного (федерального) бюджета Функции: образование  доходов бюджета,ее выполняют: налоги с доходов хозяйственных субъектов, займы, доходы от эмиссии бумажных денег; перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Основной источник бюджетных доходов, формирующихся при первичном распределении чистого национального продукта. Структура, организация бюджетной системы и бюджетного процесса: в РФ. Сущность бюджетных отношений и понятия «государственный бюджет» Бюджет - звено централизованной системы государственных финансов. Это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетные фонды. Как экономическая категория, бюджет - основной финансовый документ страны, т.е финансовый план, в процессе исполнения которых образуется и используется основные централизованные денежные фонды. Бюджетная система - совокупность всех видов бюджетов страны и включает 3 большие группы бюджетов: федеральный ,бюджет субъектов Федерации, местный бюджет. Когда формируется бюджет: сначала формирует консолидирующий федеральный бюджет и бюджет субъектов федерации. Консолидирующий федеральный бюджет - это сводный бюджет: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Он используется для сведения и проверки статестических показателей. Он не является законом и элементом бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы: 1). единство-обеспечивается единством правовой базы, классификации бюджетов, формами бюджетной классификации, формами бюджетной документации, единым бюджетным процессом и единой социально-экономической и налоговой политики; 2)полнота-отражение в полном объеме доходов и расходов каждого звена бюджетной системы; 3)гласность - публикация утвержденных проектов бюджетов, отчетов об исполнении бюджета, сводных отчетов консолидирующих бюджетов(федерации и субъектов,бюджетные послания Президента; 4)реальность-правдивость бюджетных показателей; 5)самостоятельность-обеспечение каждого звена бюджетной системы собственными источниками доходов и правом определять их использование. Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения, согласно бюджетного кодекса РФ. Основные задачи бюджетной политики: 1). сдержевание спадов производства; 2). финансовая стабилизация в государстве; 3). стимулирование инвестиционной политики, путем увеличения доли накопления национального дохода; 4). Сокращение непроизводственных расходов в бюджете на обслуживание гос.аппарата и вкладывание средств в наиболее преспективные отрасли промышленности; 5). совершенствование налоговой системы государства и усиление контроля за формированием доходонй части бюджета и расходами; 6). усиление контроля за величиной государственного долга; 7). создать систему двойственного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием гос. расхода. Они освещены в законе ”О бюджетной политике” 1997. В основу бюджетных отношений положен принцип бюджетного федерализма, но они взаимосвязаны с финансовыми отношениями. Он сочетает органические интересы государства с интересами бюджетной системы, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территории, в решении вопросов, связанных с их компетенцией, т.е. отношений федеральных властей и властей национальных и государственных территорий. Состав и структура расходов государственного (федерального) бюджета Расчет расходов федерального бюджета проводится по данным консолидируемого бюджета РФ, причем каждый вид расходов расчитывается по соответстваующим статьям его. Расходы капит. характера рассчитываются в форме кредитных денег на возвратной и платной основе, за исключением тех сфер, которые не дают прибыли.Выдача средств из бюджета развития осуществляется на конкурсн

 

3.Влияние бюджета на  социально-экономические процессы

Б является одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. С помощью Б решаются следующие задачи:• Обеспечение государства финансовыми средствами;• Предоставление социальных гарантий населению;• Создание определенных условий деятельности хозяйствующих субъектов.

В целом изменяется Б механизм, Б политика, Б планирование:Резкое сокращение сферы безвозвратного финансирования из Б. Заметно, что Б

ссужает на условиях платности и  возвратности;Средства Б концентрируются  на структурной перестройке экономики (конверсия,

различные программы и т.д.);3. Выделение из Б ресурсов кредитоспособным предприятиям (? роста);4. Выделение из Б Внебюджетных фондов;5. Отказ от формирования гос. бюджета как законодательно утвержденной суммы бюджетов всех уровней;6. Изменение бюджетного планирования. Планирование расходов на основе доходов, а не расходов.

В условиях рынка изменяются условия  формирования всех бюджетов. В Б  субъектов устанавливаются единые нормативы отчислений от доходов.

1. Создание и использование фондов  поддержки;2. Деление расходов на текущие и будущие развития;3. Создание новой системы финансового контроля, финансового рынка;4. Отказ от использования кредитов ЦБ на покрытие бюджетного дефицита.

4.Принципы построения  бюджетной системы РФ.

Бюджетная система  Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 
         Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.  Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.7. Принцип гласности. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.8. Принцип достоверности бюджета.Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 
Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

 

5.Основные  принципы бюджетного устройства.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организация  бюджетной системы и взаимосвязей между ее отдельными звеньями. Бюджетное  устройство включает: структуру бюджетной  системы; принципы функционирования; бюджетную  классификацию. Бюджетное устройство основано на юридических нормах, определяющих компетенцию центральных и местных органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов, а в федеративных государствах и бюджетов членов федерации; распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также платежи в бюджетную систему и расходование средств из нее. Бюджетное устройство находится в непосредственной зависимости от государственного устройства (федеративное или унитарное государство), от социально-экономического строя общества. Основой бюджетного устройства Российской Федерации является бюджетный федерализм, реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой политики государства.

Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:1) принцип единства бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации,  органами   государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;3) принцип самостоятельности бюджетов .4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;5) принцип   сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;6) принцип эффективности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы  и  получатели   бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного     бюджетом     объема средств;7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации   о   ходе  исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации  процедур   рассмотрения .8) принцип         достоверности бюджета - надежность показателей   прогноза  социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;9) принцип адресности и целевого     характера      бюджетных средств -  бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

6.Основы разграничения  доходов и расходов между бюджетами

Основы межбюджетных отношений: 1. Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. 2. Межбюджетные отношения основываются на принципах: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ. Передача расходов и доходов бюджетов 1. Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соответствующих норм (положений) в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в настоящий Кодекс. 2. Отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ, предусмотренные статьей 86 настоящего Кодекса, могут передаваться из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам только путем включения соответствующих норм (положений) в закон субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в настоящий Кодекс. 3. Передача доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня может быть произведена в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса. 4. Финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РРФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений

8.Современная  бюджетная политика РФ.

Основу бюджетной политики в современных условиях составляют стратегические направления экономической  и социальной политики государства; именно они определяют размеры и  пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем, полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.

(2011 – 2013 год) необходимо  решение следующих задач:

Во-первых, обеспечение  макроэкономической стабильности, которая  предусматривает в том числе  сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые  параметры инфляции. На современном  этапе снизить дефицит проше, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

Во-вторых, координация  долгосрочного стратегического  и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

В-третьих, обеспечение  нацеленности бюджетной системы  на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации работает над созданием  комплекса взаимосвязанных мер  по повышению эффективности всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

В-четвертых, разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных  антикризисных мер. В период кризиса  государство оказало серьезную  поддержку многим отраслям экономики  и конкретным предприятиям, различные  меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

В-пятых, повышение качества человеческого капитала.

Никакая модернизация не возможна без квалифицированных  специалистов, талантливых ученых, без качественного образования и постоянного профессионального обучения.

9.Нормативно-правовая  база бюджетной системы.

Бюджетная классификация  Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетным системам"