Шпаргалка по "Бюджетным системам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_Byudzh_Sisteme.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных  средств по подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета. Она формируется в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона о бюджете роспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составление бюджета (на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленных главными распорядителями бюджетных средств, Министерство финансов формирует сводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

42.Исполнение  федерального бюджета РФ.

Организация исполнения федерального бюджета возлагается  на Министерство Финансов РФ. В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.

Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству.Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

·   перечисление и  зачисление доходов федерального бюджета  на единый счет федерального бюджета;·   распределение в соответствии с  утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;·   возврат излишне уплаченных сумм доходов;·   учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют  в целях исключения принятия к  финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает:·    утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;·    утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;·    принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета;·    подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

На основании сводной  бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.

 

43.Задачи и  функции органов федерального  казначейства.

Главными задачами органов федерального казначейства являются:

- организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации (здесь и далее сохранена терминология действующей редакции Положения о федеральном казначействе), управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;- регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Совета Министров - Правительства Российской Федерации по республиканскому бюджету Российской Федерации, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;- управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

 

44.Профицит бюджета, причины его возникновения.

Под профицитом понимают состояние бюджета, при котором  доходы превышают расходы. Профицит - искусственное явление финансовой политики. Он преследует следующие  цели - изменения финансового имиджа правительства и страны; - ускоренное покрытие внешнего финансового долга; - формирование специальных финансовых резервов для проведения политики циклического сбалансирования бюджета. Профицит возможен только в условиях высоких темпов экономического роста. Различают 2 типа профицита : первичный и профицит расширенного правительства(полноценный профицит). Первичный профицит – превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. Распределение профицита: 1. Часть профицита направляется на осуществление дополнительных социальных расходов. 2. Часть профицита используется для покрытия внешнего государственного долга. 3. Профицит бюджета используется для создания финансового резерва. Стабилизационный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, которая образуется за счет превышения рыночной цены на нефть над базовой ценой. 

45.Дефицит бюджета,  методы его регулирования

Балансировка государственного бюджета производится тремя способами:1.Ежегодно балансируемый бюджет. Позитивная черта этого метода в том, что хорошо предсказаны источники доходов и затрат и легче сбалансировать бюджет.Негативная черта заключается в том, что становится невозможной  антициклическая политика государства, индуцируется ускорение инфляции.2.Бюджет, балансируемый на циклической основе. Правительство реализует антициклическую политику и в тоже время балансирует бюджет. Государственный бюджет не должен балансироваться ежегодно; достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

Механизм балансирования:·     на спаде нужно снизить налоги и увеличить расходы, т.е. растет дефицит бюджета;·     на подъеме – наоборот, и снизить дефицит путем увеличения налогов и сокращения государственных расходов.

Противники данного  метода утверждают, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть не одинаковы по глубине и длительности, и тогда задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе экономического цикла.

3.Функциональное финансирование. Его цель: обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета; а проблемы, порождаемые последовательными дефицитами или излишками, носят второстепенный характер. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

46.Государственные  внебюджетные фонды, сущность, виды.

Внебюджетные фонды  создаются федеральным и региональными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления для  аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению–на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. 2. Пенсионный фонд РФ.Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1, 5 лет, пособий на детей в возрасте от 1, 5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. 3. Фонд социального страхования РФ.Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.4. Фонды обязательного медицинского страхования.Закон “О медицинском страховании граждан РФ”, определяет правовые, экономические и организационные основы мед страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на мед помощь в рамках базовой программы. Принятая базовая программа обязательного мед страхования граждан РФ определяет объём и условия оказания мед помощи. На основе базовой программы в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге разрабатываются территориальные программы. Обязательное мед страхование: Является всеобщим для населения РФ. Нормы, касающиеся обязательного мед страхования, распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора; 5. Государственный фонд занятости населения РФ.Государственный фонд занятости населения (ГФЗН) образован в соответствии с Законом РФ от 19. 04. 91 г. “О занятости населения РФ” и предназначен для аккумуляуии страховых взносов, поступлений из бюджетной системы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства ГФЗН являются государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов–на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды занятости не имеют статуса юридического лица. Средства фонда не входят в бюджетную систему, имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в отчётном году изъятию не подлежат.

47. Методы межбюджетного регулирования.

Межбюджетные отношения  являются важнейшим элементом бюджетного устройства РФ, оказывающим влияние  на жизнь всех граждан нашей страны. Основной проблемой в этой области  является неравенство публично- правовых образований, сложившееся в результате социально- экономических, климатических, географических и иных объективных факторов. Реформирование в этом направлении идет более десяти лет, но актуальность задачи сохраняется.Для регулирования межбюджетных отношений Бюджетным кодексом РФ определены такие основные принципы бюджетной системы РФ, как принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, принцип самостоятельности бюджетов, а также равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.В соответствии с данными принципами бюджетной системы региональные власти в целях выравнивания дисбаланса между доходами и расходами по местным бюджетам осуществляют межбюджетное регулирование.Предоставление дотаций, субсидий, субвенций, а также изъятие так называемых «излишков» с помощью отрицательного трансферта относится к методам прямого межбюджетного регулирования, в то время как передача дополнительных нормативов отчислений от налоговых доходов является инструментом косвенного регулирования. Для того чтобы выстроить эффективную систему межбюджетных отношений на субфедеральном уровне, необходимо на длительный период произвести разграничение между прямыми и косвенными инструментами регулирования.

48.Управление  государственным долгом.

На принятие решений  по выбору методов управления госдолгом  влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа: 1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов, 2 – погашение госдолга, 3  - обслуживание госдолга.Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.Конверсия – это изменение государством доходности существующих займов. Как правило, государство прибегает к снижению размера выплат по займам в процентном выражении с целью снижения расходов, несомых при управлении госдолгом.Консолидация – подразумевает внесение изменений в условия займов, связанных с их сроками. Их изменение обычно происходит в сторону увеличения.Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетным системам"