Шпаргалка по "Бюджетным системам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_Byudzh_Sisteme.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятие консолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

15.Проблемы  сбалансированности местных бюджетов.

По прежнему остается нерешенной проблема сбалансированности местных бюджетов. Удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований составляет 3,8 %, в том числе земельного налога –  3,4%, налога на имущество физических лиц – 0,4 %. Такой объем налоговых доходов местных бюджетов не может обеспечить их финансовую самостоятельность. Поэтому особенностью формирования доходной базы местных бюджетов остается их высокая зависимость от финансовой помощи из бюджетов других уровней. Доля межбюджетных трансфертов в объеме всех доходов местных бюджетов достигла 58%. Формирование доходов местных бюджетов осуществляется главным образом за счет регулирования и выравнивания. Сложившаяся система межбюджетных отношений оставляет мало самостоятельности муниципальным образованиям, особенно поселениям.

Участники «круглого  стола» считают, что расширение первоначально установленного перечня вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления (путем внесения дополнений как в текст базового Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, так и в отраслевое законодательство) не сопровождается одновременным увеличением доходов местных бюджетов, как это предусмотрено законодательством.

До сих пор не урегулированы  вопросы финансирования отдельных  государственных полномочий, которые  определяются отраслевыми федеральными законами (Жилищный кодекс, Земельный кодекс, Закон «О милиции» и др.) и исполняются органами местного самоуправления.

 

16.Содержание  и принципы формирования доходов  бюджетов

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:-единства бюджетной системы Российской Федерации;-разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;-самостоятельности бюджетов;-равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;-полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;-сбалансированности бюджета;-результативности и эффективности использования бюджетных средств;-общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;-прозрачности (открытости);-достоверности бюджета;-адресности и целевого характера бюджетных средств;-подведомственности расходов бюджетов;-единства кассы.

По источникам поступления  доходы подразделяются на:

Налоговые доходы: доходы, предусмотренные законодательством  РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним;

Неналоговые доходы:- доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниц. собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, гос. и муниц. унитарных предприятий;-           доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов;-  средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, администр., уголовной ответственности (штрафы, конфискации, иные меры принудительного изъятия) и др.

            Безвозмездные поступления:- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные трасферты, предоставляемы на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления и условий их использования).;

определенных целей);- безвозмезд. Поступления от физ. и  юр. лиц, международных организаций и правительств иностр.гос-в.

            По сферам использования:- федеральные  (налог на прибыль; НДС; акцизы; налог на добычу полезных ископаемых);-    региональные (налог на прибыль;  НДФЛ; налог на имущество юр.лиц);- местные (земельный налог; налог на имущество физ.лиц).        

Однако статус налога не означает, что данный вид налога полностью аккумулируется на соответствующем  уровне бюдж.системы – большая  часть налоговых поступлений  перераспределяется по уровням бюдж. системы (регулирующие налоги).

17.Состав, структура  и источники доходов бюджета.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством РФ (ст. 39 БК). Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги..Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений

·   Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций·   Налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц)·   Налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок·   Налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента, с доходов по иным ценным бумагам·   Налог на доходы видеосалонов, от проката видео- и аудиокассет и записи на них·   Налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса·  Подоходный налог с физических лиц

Основное место в  федеральном бюджете занимают косвенные  налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

1. Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему большую часть доходов бюджета. По итогам 2004 г. НДС включает 34% всех доходов бюджета РФ.

. Неналоговые доходы  федерального бюджета формируются  за счет:доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - в полном объеме;доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

2. В доходах федерального  бюджета, помимо перечисленных  в пункте 1, также учитываются:прибыль  Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;доходы от внешнеэкономической деятельности;доходы от реализации государственных запасов и резервов.

3.   Неналоговые  доходы регионального бюджета1.Доходы  от сдачи в аренду имущества2.Платежи  от государственных и муниципальных предприятий

4. Неналоговые доходы  регионального бюджета1. Доходы от  сдачи в аренду имущества;2.Проценты, полученные от предоставления  бюджетных кредитов;3.  Платежи  от государственных и муниципальных  предприятий;4.     Дивиденды  по акциям и доходы от участия в капитале.

 

18. Сущность и функции налогов.

Налог -  обязательный, безвозмездно и безвозвратно взимаемый  с физических и/или юридических  лиц платеж в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

    Налоговые  платежи имеют следующие признаки:-  взимание осуществляется на основании  закона;-  принудительность и обязательность  осуществления платежа;-  индивидуальность платежа;-  безвозмездность платежа для налогоплательщика.

     Налоги  как экономическая категория  обладают двумя основными функциями:  фискальной и регулирующей. Фискальная  функция связана с тем, что  налоги являются доходом, взимаемым государством.

      Регулирующая  функция налогов связана с  их воздействием на различные  стороны экономических и общественных  отношений. Налоги оказывают влияние  на платежеспособный спрос, стимулируют  или угнетают инвестиционные  процессы и деловую активность в целом, могут оказывать влияние на внедрение новых типов технологий, например, природоохранных или  ресурсосберегающих.

 

19. Налоговые доходы бюджета.

относятся доходы от предусмотренных  законодательством РФ о налогах  и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

20. Неналоговые доходы бюджета.

Неналоговые доходы бюджета - по законодательству РФ - - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

 

21.Методология планирования  доходной части бюджета.

Возможны три варианта бюджетного планирования:* годовое планирование;* годовое планирование и перспективное  финансовое планирование (два этапа  составления бюджета с едиными  агрегированными показателями для очередного финансового года);* перспективное (многолетнее) планирование, в котором годовое планирование полностью интегрировано (один формат, единые процедуры).

Бюджетное планирование можно разделить  на два относительно самостоятельных блока:* разработку перспективного (среднесрочного) финансового плана на среднесрочный период;* разработку бюджета на очередной финансовый год.

В структуре СППР важнейшим компонентом  является комплекс мате-матических моделей  доходов бюджета, предназначенный для прогнозиро-вания поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней. При этом используются следующие методики:• статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных статистических моделей;• прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей между поступлениями налогов и сборов и показателями со-циально-экономического развития;• имитационное моделирование поступлений налогов и сборов. Имита-ционная модель математически описывает зависимость поступления каж-дого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов. В число факторов могут входить нормативы государственной налоговой и бюд-жетной политики; показатели социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу; ключевые финансовые инди-каторы (курсы валют, цены на мировых товарных рынках) и т.д.

 

22.Общее понятие расходов  бюджета, их значение и принципы.

Расходы бюджета делятся на текущие  и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов представляют часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В состав капитальных расходов включаются: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований; другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Текущие расходы бюджетов – это  часть расходов бюджетов, обеспечивающая: текущее функционирование органов  государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных  учреждений; оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.·   ассигнования на содержание бюджетных учреждений;.  средства на оплату товаров, производимых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой.

Третьей формой расходов названы трансферты, которые в свою очередь состоят из следующих ассигнований:· на реализацию муниципалитетами обязательных выплат населению на условиях, определенных федеральным и региональным законодательством, а также правовыми актами представительных органов местного самоуправления;. на осуществление отдельных государственных полномочий, делегируемых на нижестоящие органы власти;· на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов.

23.Методология  планирования  расходной части бюджета и  порядок их финансирования.

Исполнение бюджета является заключительным этапом бюджетного процесса. Именно здесь  выявляются все просчеты в планировании доходов и расходов бюджета, производится оценка качества прогнозирования макроэкономических показателей с позиции их реальности и обоснованности. Организуя исполнение бюджета, Министерство финансов Республики Беларусь обеспечивает реализацию стратегических положений бюджетной политики, используя бюджетные методы государственного регулирования экономических и социальных процессов. Реализация механизма исполнения расходной части бюджета через систему казначейства предполагает:- осуществление расходов посредством оплаты с единого казначейского счета и текущих счетов территориальных органов казначейства обязательств распорядителей бюджетных средств, как правило, минуя счета распорядителей, непосредственно на счета поставщиков товаров (работ, услуг) либо других получателей;- контроль органов казначейства за своевременным и целевым расходованием средств республиканского бюджета посредством предварительной проверки документов распорядителей средств, подтверждающих обоснованность расходов;- получение информации и составление отчетности о расходах республиканского бюджета в разрезе распорядителей средств. Таким образом, механизм исполнения расходной части республиканского бюджета через систему государственного казначейства имеет неоспоримые преимущества: ускоряет расчеты между субъектами хозяйствования, обеспечивает своевременное финансирование расходов и контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетным системам"