Шпаргалка по "Бюджетным системам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:41, шпаргалка

Краткое описание

1.Сущность бюджета государства, его социально-экономическое значение.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.

Файлы: 1 файл

Shpory_po_Byudzh_Sisteme.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Бюджетная классификация  Российской Федерации включает:классификацию  доходов бюджетов Российской Федерации;функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;экономическую классификацию  расходов бюджетов Российской Федерации;классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга;классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация  Российской Федерации в части  классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификации видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификации источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, классификации видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

10.Бюджетная  классификация доходов и расходов  бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы и основывается на законодательных  актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. 
В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:• налоговые доходы;• неналоговые доходы; 
• безвозмездные перечисления;• доходы целевых бюджетных фондов. 
Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на прямые и косвенные. 
Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества. 
Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов. 
Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие. 
Собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета. 
Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений. 
   Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня. 
   Установлены базовые нормативы отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации от таких налогов, как:   • налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ;•    налога на прибыль предприятий (организаций);• подоходного налога с физических лиц;• акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, вырабатываемые на территории РФ;• акцизов на товары, вырабатываемые на территории РФ;• других федеральных налогов, подлежащих распределению между бюджетами разных уровней. 
Функциональная классификация расходов бюджета 
   Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований. 
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства, государственное управление и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:• государственное управление и местное самоуправление;• судебная власть;• международная деятельность;• национальная оборона;• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;• промышленность, энергетика и строительство;• сельское хозяйство и рыболовство;• охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;• развитие рыночной инфраструктуры;• жилищно-коммунальное хозяйство;• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;• образование;• культура, искусство и кинематография;• средства массовой информации; 

 

11.Значение  федерального бюджета и его  место в бюджетной системе.

Расходы федерального бюджета  – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап общественного развития, общий  уровень развития экономики, уровень  благосостояния граждан, разветвленность  связей бюджета с народным хозяйством, формы предоставления бюджетных средств – вот только несколько факторов, которые влияют на величину и структуру расходов федерального бюджета. Структура расходов государства и их доля в валовом общественном продукте зависят также от размеров государственного сектора в экономике, традиции, наконец. В совокупности вышеперечисленные факторы на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует экономике, типу и уровню управления ею. Все эти факторы влияют на проявление категории расходов бюджета, которая проявляется через конкретные виды расходов на какие-то нужды, причем такие расходы могут быть охарактеризованы как с качественной, так и с количественной стороны. (Качественная характеристика каждого вида расходов бюджета позволяет определить экономическую природу и общественное назначение каждого элемента расходов, количественная – их величину).

Расходы федерального бюджета  выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Государственные расходы вызваны самим фактом наличия государства и по своей природе они являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов. Кроме того, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время, а также в основной своей массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению2.

По роли в общественном производстве расходы бюджета государства  делят на:

1. расходы на содержание  и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство  и реконструкцию, новые технологии  и т.п.);2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов)

С помощью этих расходов государство получает инструменты  регулирования распределением денежных средств между материальным производством  и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными  потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

12.Бюджет субъектов  РФ. Их место и значение в  бюджетной системе.

Роль консолидированных  бюджетов субъектов Федерации в  бюджетной системе России весьма значительна – с их помощью  в течение последних семи лет  перераспределялось до 17% ВВП (см. таблицу 1). Кроме того, в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации (включая внебюджетные фонды) они занимают ведущее место и их доля в доходах увеличилась за последние годы с 44% до 61%, а в расходах – возросла с 39% до 55%. Увеличение роли консолидированных бюджетов субъектов Федерации в расходах бюджетной системы происходило за эти годы постепенно и в целом отражала меры, предпринимаемые в рамках бюджетной политики, направленные на передачу основной массы расходных обязательств, за исключением расходов федерального значения, региональным бюджетам. Через бюджеты муниципальных образований перераспределяется более 8% ВВП, что составляет пятую часть от всех средств, перераспределяемых бюджетной системой Российской Федерации. Доля доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований в бюджетной системе была стабильной на протяжении шести лет – с 1992 до 1997 года.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов заключается в следующем:

- создание финансовой  базы - главная роль местных бюджетов;- формирование бюджетов муниципальных образований дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально - экономическое развитие района;- с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий;- имея в своем распоряжении финансовые средства органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг населению;- концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизовано направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития регионов и приоритетных отраслей;- финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых производств.

13.Местные бюджеты  их значение.

Местный бюджет рассматривается  в качестве одного из признаков самоуправляющейся  территории, которая при условии  наделения ее другими установленными законодательством признаками получает статус муниципального образования. К муниципальным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением органы МСУ осуществляют самостоятельно. В местных бюджетах могут быть предусмотрены - в качестве составной части - сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Местный бюджет имеет  такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных  органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, части прибыли предприятий, являющих собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета: налог на землю, налоги на автомобили, на потребление газа и электричества, и ряд других. А вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. В одной стране они используется для формирования доходной части бюджета, в другой - нет.

Функции местного бюджета:

· формирование денежных фондов;

Эту функцию выполняют  бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется  за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих не по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.

· распределение и  использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

· - контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий подведомственных местному самоуправлению.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

14.Основные  доходы и расходы местных бюджетов.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в  их назначении:формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности [Местное самоуправление|местных органов власти;распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы  РФ заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки.

Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней  бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;формирование муниципальной собственности и управление ею;организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;организация утилизации и переработки бытовых отходов;содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;обеспечение противопожарной безопасности;охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;обслуживание и погашение муниципального долга;целевое дотирование населения;содержание муниципальных архивов;проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетным системам"