Роль таможенных платежей в формировании доходной части

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А. Смит (1723–1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     Стимулирующая подфункция. Стимулирующее воздействие на экономические процессы связано с льготообразующими признаками налогов, что проявляется в снижении налогооблагаемой базы, в изменении налогов, льгот и санкций. Это приводит к стимулированию роста научно-технического прогресса, экономической активности предпринимательства. Стимулирующая подфункция способствует увеличению рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства и т.д.

     Сдерживающая  подфункция. В основе сдерживающей подфункции лежит дополнительное налогообложение, установление прогрессивного налогообложения, изменение и отмена налоговых льгот. Эта подфункция используется для ограничения негативных последствий развития рыночной экономики и предпринимательской деятельности, причиняющей вред окружающей среде, и т.д.

     Социальная  подфункция. Применение этой подфункции способствует сохранению социального равновесия в обществе. Ее назначение проявляется в процессе перераспределения доходов между отдельными социальными группами с целью выравнивания их по финансовому обеспечению. При этом часть финансовых ресурсов направляется на содержание наименее обеспеченной части населения с целью недопущения падения доходов и уровня жизни населения.

     Контрольная функция. Использование этой функции позволяет дать оценку эффективности налогового механизма, каждого налогового канала и налогового пресса в целом. На основе оценки и анализа корректируют налоговую систему и бюджетную политику. Также эта функция используется для контроля за расходованием бюджетных средств.

2.4. Система налогов  и сборов в РФ

     Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ).

     Обязательность  означает, что все юридические и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

     Индивидуальная  безвозмездность  предполагает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением какого-либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику.

     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ст.8 НК РФ).

     Объединение налогов в систему позволяет  классифицировать их по различным признакам, что дает возможность уяснить сущность налогов и механизм их действия. Приняты три вида классификации налогов: в зависимости от уровня установления налогов, способа их переложения и источника поступления.

     1. Классификация налогов в зависимости от уровня, установления – налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

     Федеральные налоги. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательные к уплате на всей территории РФ (ст.12 НК РФ).

     К федеральным налогам и сборам относятся (ст.13 НК РФ):

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС).
  2. Акцизы.
  3. Налог на доходы физических лиц.
  4. Единый социальный налог (ЕСН).
  5. Налог на прибыль организаций.
  6. Налог на добычу полезных ископаемых.
  7. Водный налог.
  8. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
  9. Государственная пошлина.

     Региональные  налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).

     К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

  1. Налог на имущество организаций.
  2. Налог на игорный бизнес.
  3. Транспортный налог.

     Местные налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительными органами муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (ст.12 НК РФ).

     К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ):

  1. Земельный налог.
  2. Налог на имущество физических лиц.
  3. Для определенных видов хозяйственной деятельности применяется ЕНВД (для бытовых, ветеринарных услуг и т.д.).
  4. Для некоторых предприятий применяется упрощенная система налогообложения (для такой организационно-правовой формы как индивидуальные предприниматели, а также, если численность работников меньше 100 человек и т.д.)

     2. Классификация налогов в зависимости от способа переложения

     Налоги  делятся на прямые и косвенные в  зависимости от того, кто является конечным плательщиком налогов.

     Прямые  налоги. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход или владеет имуществом. К прямым налогам относятся: НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, земельный налог, налог на игорный бизнес, налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами, водный налог.

     Косвенные налоги. Плательщиком косвенных налогов является конечный потребитель товаров, работ или услуг, на которого налог перекладывается через надбавку к цене. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы.

     3. Классификация налогов в зависимости от источника поступления. Налоги в бюджет могут поступать от физических и юридических лиц.

     Физические  лица. К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.11 НК РФ). Физические лица не выплачивают НДС, налог на прибыль, акцизы, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес.

     Юридические лица. К юридическим лицам относятся организации, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством на территории РФ (ст.11 НК РФ). Юридические лица не выплачивают налог на доходы физических лиц.

Общие условия установления налогов и сборов

     Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

     В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Специальные налоговые режимы

     Специальные налоговые режимы могут предусматривать  особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13–15 налогового кодекса.

     К специальным налоговым режимам  относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Способы взимания налогов

     К способам взимания налогов относятся методы начисления и расчета налогов, а также порядок их перечисления в бюджет. Используются три способа взимания налогов: кадастровый, декларационный и способ взимания налога у источника выплаты доходов.

     Кадастровый способ. Кадастр представлен в виде справочника, в котором объекты налога разделены на группы по определенному признаку. Для каждой группы объектов установлена индивидуальная ставка налога. Такой способ взимания налогов характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Он применяется при взимании земельного налога, акцизов, транспортного налога, государственных пошлин.

     Декларационный  способ. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с расчетом и уплатой налога (ст. 80 НК РФ). Декларационный способ используется при взимании налога на прибыль, НДС, ЕСН, налога на имущество, налога на игорный бизнес, при упрощенной системе налогообложения, едином налоге на вмененный доход. Характерной чертой такого способа является то, что налог выплачивается после получения налогоплательщиком дохода.

     Способ  взимания налога у  источника выплаты. При этом способе налог удерживается и перечисляется в бюджет организацией, выплачивающей доход налогоплательщику, например, налог на доходы физических лиц. При взимании налогов этим способом налоговые платежи перечисляются в бюджет до получения дохода.

 

РАЗДЕЛ 3. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ 
И ИХ РОЛЬ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

 

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительными органами муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (ст.12 НК РФ). К местным налогам и сборам относятся (ст.15 НК РФ):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

     Местные налоги и сборы пополняют местный бюджет

3.1. Земельный налог

     Вид налога. Земельный налог является местным прямым налогом.

     Субъекты  налога. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ).

     Объект  налога. Объектами налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование (ст.389 НК РФ). Основанием для взимания налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

     Налоговая база. Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст.390 НК РФ).

     Ставки  налога. Ставки земельного налога зависят от назначения земельных участков и устанавливаются в следующих размерах от кадастровой стоимости:

     1. 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Информация о работе Роль таможенных платежей в формировании доходной части