Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А. Смит (1723–1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.
Налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. В качестве налоговых льгот применяются:
Права и обязанности субъектов налоговой системы
Налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налога и (или) сборы.
Налогоплательщики имеют право:
1. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
2. Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
3. Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных налоговым кодексом.
4. На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
6. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
7. Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов.
8. Требовать соблюдения налоговой тайны.
9. Требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
1. Налогоплательщики обязаны:
2. Налогоплательщики-
3. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
Налоговые агенты обязаны:
Налоговые
органы составляют единую централизованную
систему контроля за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и соборов,
а в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет иных
обязательных платежей. В указанную систему
входит федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов и сборов, и
его территориальные органы.
Налоговые органы вправе:
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Налоговые органы обязаны:
Государственный бюджет. Под государственным бюджетом понимают финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда, который образуется за счет налоговых отчислений. Бюджет содержит доходную и расходную части.
Доходная часть бюджета. В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником государственного бюджета. Доходная часть бюджета на 80–85% формируется за счет налоговых платежей, а 15–20% составляют доходы от других видов деятельности.
Расходная часть бюджета. В расходной части бюджета содержится перечень отраслей и направлений деятельности, которые полностью содержатся за счет бюджета государства или требуют бюджетной поддержки, а также распределение денежных средств по этим отраслям на год. Государство в интересах общества использует средства бюджета, в частности на оборону, здравоохранение, образование и т.д.
Консолидированный
бюджет. Российская Федерация включает
в себя 89 национально-государственных
и административно-
Бюджетное регулирование. Распределение налоговых платежей между бюджетами разных уровней ежегодно определяется в Федеральном законе «О федеральном бюджете», в соответствии с которым основная часть налоговой массы собирается в федеральном бюджете, а затем путем бюджетного регулирования распределяется между нижестоящими региональными и местными бюджетами с разделением ответственности за развитие экономики и социальной сферы в регионах. Некоторые региональные налоги распределяются между региональными и местными бюджетами. Местные налоги полностью остаются в местных бюджетах. Такое перераспределение налоговых поступлений между бюджетами трех уровней вызвано тем, что в связи с различными природно-климатическими условиями, неравномерным размещением производительных сил и развитием инфраструктуры в экономическом развитии отдельных регионов существуют различия. Поэтому перераспределение бюджетных средств способствует выравниванию территорий по показателю бюджетного обеспечения и сбалансированному развитию всех отраслей и регионов.
Все налоги уплачиваются по юридическому адресу ( если предприятие зарегистрировано в городе, а находится в области, то оно платит налоги в бюджет города).
Налоговая политика
Под налоговой политикой понимают совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства и социальных групп общества, а также развития экономики страны в целом за счет перераспределения денежных ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на функции, присущие налогам.
Функции налогов и сборов
Налоги в зависимости от методов налогообложения могут выполнять различные экономически значимые функции, которые определяют социально-экономическую сущность и назначение налогов. Различают три основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную.
Фискальная функция. Посредством этой функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых резервов государства и обеспечение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней (больше всего приносит доходов в бюджет НДС).
Регулирующая функция. Использование этой функции служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику с целью увеличения темпов роста экономического развития, а также воздействия на интересы людей и предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном и выгодном обществу направлении. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, санкциями, изменяя условия налогообложения, государство создает условия для развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем, что проявляется в использовании стимулирующей или сдерживающей подфункций для целей регулирования экономическими и социальными процессами. Кроме того, регулирующая функция имеет выраженную социальную направленность.
Информация о работе Роль таможенных платежей в формировании доходной части