Роль таможенных платежей в формировании доходной части

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А. Смит (1723–1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     Налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. В качестве налоговых льгот применяются:

  • введение необлагаемого минимума;
  • изъятие из обложения отдельных частей объекта налогообложения;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычеты из налоговой базы определенных расходов налогоплательщика;
  • отсрочка уплаты налогов или предоставление налоговых кредитов на отсрочку налоговых платежей.

Права и обязанности субъектов налоговой системы

     Налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом  возложена обязанность уплачивать соответственно налога и (или) сборы.

     Налогоплательщики имеют право:

     1. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях налогоплательщиков; полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

     2. Использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

     3. Получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных налоговым кодексом.

     4. На своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

     5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

     6. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

     7. Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов.

     8. Требовать соблюдения налоговой тайны.

     9. Требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

     Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

     1. Налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • стать на учет в налоговых органах;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

     2. Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

     3. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

     4. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Налоговыми  агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

     Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

     Налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  • в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  • вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

     Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и соборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входит федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. 

     Налоговые органы вправе:

  • требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного управления;
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном налоговым кодексом;
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;
  • вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющей них информации о налогоплательщике;
  • требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном налоговым кодексом;
  • контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

     Вышестоящие налоговые органы вправе отменять решения  нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

     Налоговые органы обязаны:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  • бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  • соблюдать налоговую тайну;
  • направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

2.3. Государственное  управление налогообложением. 
Налоговая политика государства

     Государственный бюджет. Под государственным бюджетом понимают финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда, который образуется за счет налоговых отчислений. Бюджет содержит доходную и расходную части.

     Доходная  часть бюджета. В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником государственного бюджета. Доходная часть бюджета на 80–85% формируется за счет налоговых платежей, а 15–20% составляют доходы от других видов деятельности.

     Расходная часть бюджета. В расходной части бюджета содержится перечень отраслей и направлений деятельности, которые полностью содержатся за счет бюджета государства или требуют бюджетной поддержки, а также распределение денежных средств по этим отраслям на год. Государство в интересах общества использует средства бюджета, в частности на оборону, здравоохранение, образование и т.д.

     Консолидированный бюджет. Российская Федерация включает в себя 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, поэтому государственный или консолидированный бюджет имеет три уровня: федеральный, региональный и местный бюджеты. Единство бюджетной системы страны и взаимодействие бюджетов разных уровней определяются налоговой политикой государства. Централизация средств в консолидированном бюджете дает возможность осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории всей страны. Кроме того, некоторые налоговые платежи, например ЕСН, зачисляются в государственные внебюджетные фонды.

     Бюджетное регулирование. Распределение налоговых платежей между бюджетами разных уровней ежегодно определяется в Федеральном законе «О федеральном бюджете», в соответствии с которым основная часть налоговой массы собирается в федеральном бюджете, а затем путем бюджетного регулирования распределяется между нижестоящими региональными и местными бюджетами с разделением ответственности за развитие экономики и социальной сферы в регионах. Некоторые региональные налоги распределяются между региональными и местными бюджетами. Местные налоги полностью остаются в местных бюджетах. Такое перераспределение налоговых поступлений между бюджетами трех уровней вызвано тем, что в связи с различными природно-климатическими условиями, неравномерным размещением производительных сил и развитием инфраструктуры в экономическом развитии отдельных регионов существуют различия. Поэтому перераспределение бюджетных средств способствует выравниванию территорий по показателю бюджетного обеспечения и сбалансированному развитию всех отраслей и регионов.

     Все налоги уплачиваются по юридическому адресу ( если предприятие зарегистрировано в городе, а находится в области, то оно платит налоги в бюджет города).

Налоговая политика

     Под налоговой политикой понимают совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства и социальных групп общества, а также развития экономики страны в целом за счет перераспределения денежных ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на функции, присущие налогам.

Функции налогов и сборов

     Налоги  в зависимости от методов налогообложения могут выполнять различные экономически значимые функции, которые определяют социально-экономическую сущность и назначение налогов. Различают три основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную.

     Фискальная  функция. Посредством этой функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых резервов государства и обеспечение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней (больше всего приносит доходов в бюджет НДС).

     Регулирующая  функция. Использование этой функции служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику с целью увеличения темпов роста экономического развития, а также воздействия на интересы людей и предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном и выгодном обществу направлении. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, санкциями, изменяя условия налогообложения, государство создает условия для развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем, что проявляется в использовании стимулирующей или сдерживающей подфункций для целей регулирования экономическими и социальными процессами. Кроме того, регулирующая функция имеет выраженную социальную направленность.

Информация о работе Роль таможенных платежей в формировании доходной части