Роль таможенных платежей в формировании доходной части

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А. Смит (1723–1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     2. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. 
 

Действие  актов законодательства о налогах и  сборах во времени.

  1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
  2. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
  3. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
  4. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
  5. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Несоответствие  нормативных правовых актов о налогах  и сборах Налоговому кодексу

     Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт:

     1. Издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов.

     2. Отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом.

     3. Изменяет определенное налоговым кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены налоговым кодексом.

     4. Запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные налоговым кодексом.

     5. Запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные налоговым кодексом.

     6. Разрешает или допускает действия, запрещенные налоговым кодексом.

     7. Изменяет установленные налоговым кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены кодексом.

     8. Изменяет содержание понятий и терминов, определенных в налоговом кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в налоговом  кодексе.

     9. Иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений налогового кодекса.

Отношения, регулируемые законодательством  о налогах и  сборах

     Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

     Участниками отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, являются:

     1. Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов.

     2. Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с налоговым кодексом налоговыми агентами.

     3. Налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

     4. Таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

     5. государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее – сборщики налогов и сборов).

     6. Органы государственных внебюджетных фондов.

2.2. Налоговая система  РФ, принципы ее  построения

Налоговая система

     Под налоговой системой понимают совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых государством, а также принципы, формы и методы их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля. Налоговая система включает в себя:

  • налоговые органы;
  • налоговое законодательство;
  • систему налогов, сборов и пошлин;
  • распределение налогов по уровням бюджета.

Задачи  налоговой системы

     К основным задачам, стоящим при формировании и в процессе реформирования налоговой  системы РФ, в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации относятся:

     1. Построение стабильной, понятной и единой налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства.

     2. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

Принципы построения налоговой системы

     Под принципами построения налоговой системы понимают базовые положения, на основе которых формируется налоговое законодательство. Принципы можно разделить на три вида: юридические, организационные и экономические.

     1. Юридические принципы налогообложения – это положения налогового права, к которым относятся:

  • принцип равного налогового бремени;
  • принцип установления налогов законами;
  • принцип отрицания обратной силы налоговых законов.

     2. Организационные принципы налогообложения – это положения, на которых базируется построение налоговой системы. К ним относятся:

  • принцип единства налоговой системы;
  • принцип подвижности и эластичности;
  • принцип стабильности;
  • принцип множественности налогов.

     3. Экономические принципы налогообложения сформулированы еще 200 лет назад шотландским экономистом А.Смитом в его классической теории. Они включают:

  • принцип справедливости, который утверждает всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, требующий, чтобы сумма налога, способ и время платежа были точно и заранее известны плательщику;
  • принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляется наиболее удобным для плательщика;
  • принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налогов, в рационализации системы налогообложения.

Характеристика элементов налоговой системы

     Элементы  налогообложения. При всех различиях между налогами существуют элементы механизма налогообложения, общие для всех них. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст.17 НК РФ):

  • субъекты налога;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

     Субъекты  налога. Налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы (ст.19 НК РФ).

     Объекты налогообложения. Объектами налогообложения могут являться: операции по реализации товаров, работ, услуг и имущества; прибыль или доходы; стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налогов (ст.38 НК РФ).

     Налоговая база. Под налоговой базой понимают стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, на основании которой рассчитывают сумму налога (ст.53 НК РФ).

     Ставка  налога. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы (ст.53 НК РФ). Различают твердые и процентные ставки. И твердые и процентные ставки в свою очередь делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

     Твердые ставки устанавливают в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, в рублях за 1 м2 при взимании земельного налога, транспортного налога.

     Пропорциональные  ставки устанавливают в едином проценте к налоговой базе, например, ставка в размере 24% для налога на прибыль, налог на имущество организаций, НДС, НДФЛ, акцизы.

     Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки налога по мере роста налоговой базы, например, ставки налога на имущество физических лиц, транспортного налога

     Регрессивные  ставки предполагают снижение величины ставки налога по мере роста налоговой базы, например ставки ЕСН.

     Налоговый период. Под налоговым периодом понимают календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст.55 НК РФ). Налоговый период также представляет собой срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налога. В рамках налогового периода обложение может происходить по кумулятивной системе, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, и некумулятивным методом, когда обложение налоговой базы происходит по частям. Следует различать также налоговый и отчетный периоды, потому что отчетность по налогам может предоставляться несколько раз за налоговый период.

     Сроки уплаты налогов и  сборов. Срок уплаты налога или сбора определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено (ст.55 НК РФ). Сроки уплаты налогов устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации применительно к каждому налогу (ст.58 НК РФ). Налоги уплачивают разовой уплатой всей суммы либо в ином порядке, предусмотренным налоговым законодательством, в частности авансовыми платежами.

Информация о работе Роль таможенных платежей в формировании доходной части