Роль таможенных платежей в формировании доходной части

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
А. Смит (1723–1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
«Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение.doc

— 652.50 Кб (Скачать)

     Комитет по образованию Санкт-Петербурга

     Государственное образовательное учреждение СПО 
Санкт-Петербургский колледж управления и экономики 
«Александровский лицей»
 
 
 
 
 
 

Карпеко Е.Г. 
 
 
 

НАЛОГИ   И   НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 

Учебное пособие

для студентов  среднего профессионального образования 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 2009 
 
 

     Учебное пособие представляет собой конспект лекций для студентов по дисциплине «Налоги и налогообложение».

     Содержание  пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный  материал или познакомиться с дополнительным материалом, более успешно подготовиться к экзамену.

 

     Учебное пособие дисциплины «Налоги и налогообложение» обсуждено на заседании методической комиссии экономических дисциплин (протокол № 1 от 27.08.2009) и одобрено методическим советом Санкт-Петербургского колледжа управления и экономики «Александровский лицей» (протокол № 1 от 31.08.2009). 

      

     Ответственный редактор:    Л.Н. Марковская, методист колледжа.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

 

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ 
НАЛОГОВ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
 

     Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.

     А. Смит (1723–1790) определял налог как  бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты. Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.

     «Налог  – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж. Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я. Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

     Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.).

     В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

     Налоговый кодекс РФ дает следующее определение  искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

     В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

  1. К налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета.
  2. Налог  это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

     Выбор одного из указанных подходов зависит от особенностей национального законодательства.

     Любому  государству для выполнения своих функций и удовлетворения общественных потребностей необходимы денежные средства. Источниками финансовых ресурсов могут быть только средства, которые должны предоставить государству в виде налогов граждане и юридические лица. Таким образом, налогообложение выражает денежные отношения между государством, физическими и юридическими лицами при формировании государственного бюджета как материального условия существования государства. Для этих целей существует система налогообложения, т.е. обязательные налоговые платежи физических и юридических лиц в бюджет.

     Возникновение и развитие системы налогообложения  в Росси берет свое начало с IХ в., когда возникает первое централизованное государство – Киевская Русь, а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества.

     В вопросах обложения подданных первые русские князья вели себя, как завоеватели; их интересовало не укрепление базы собственной власти – хозяйств подданных, а временные выгоды. Основной формой налогов в рассматриваемый период выступала дань. Потребности князя на первых порах ограничивались расходам и по содержанию дружины, которые в известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти, необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и ряда других городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому времени налаживается и торговля с соседними странами. Упорядочение взимания дани и оброка было вызвано еще и сопротивлением народа против произвола в собирании податей. По свидетельству летописцев, такое упорядочение связывается с княгиней Ольгой, которая была вынуждена установить размер и порядок взимания дани с древлян, убивших ее мужа Игоря за попытку вторичного ее сбора. Ольга лично объездила Древлянскую землю и установила в ней «уставы» и «уроки». Под уставом, вероятно, следует понимать всякое установление, определение того, как и что делать (в применении к повинностям Древлянской земли), а под уроками – любые обязательные повинности, которые необходимо было исполнить к определенным срокам. Размер дани определялся в целом для каждого племени отдельно. Первоначально это была плата за защиту дружиной князя общинных земель. Известны две формы дани – повоз и полюдье. Повоз доставляли сами плательщики, а полюдье собиралось князем или его дружиной.

     С развитием производительных сил  и производственных отношений и расширением границ государства усложняются и формы налогов. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Подать – собирательный термин, равнозначный налогу и объединяющий и дань, и оброк, и урок. Однако если дань устанавливалась произвольно и собиралась любыми ценностями, в том числе и людьми, то оброки взимались с определенного предмета, а уроки определялись по размеру и по времени поступления.

     В X в. возникают и развиваются княжеские  хозяйства, что приводит к переводу части податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало приток золота и серебра.

     К моменту распада Древнерусского государства на отдельные княжества объектом обложения становится земля. Во времена удельных княжеств окладные единицы, равно как и размеры и виды податей различались. Однако в большинстве княжеств в качестве основы обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской окладной единицы является уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население. Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и своевременность уплаты подати.

     Особого внимания среди налогов Киевской Руси заслуживают торговые пошлины и сборы, объединяемые термином «мыт». «Сбор мыта производился преимущественно деньгами». Разнородные (по месту взимания и времени) пошлины делились на две группы: заставные, взимаемые до начала торговли за проезд, и торговые. К заставным пошлинам относились побережные (с пристававших к берегу судов и лодок), перевоз (на паромах и лодках), мостовщина (за проезд через мост), костки (за проезд по большим, охраняемым дорогам – не за груз, а с самих торговых людей. Основная форма торговых сборов – явление, явка, взимаемая и поголовно с торговых людей, и с грузов. Взыскивались сборы за хранение товара (гостиное), поступавшие не в казну князя, а в пользу местных феодалов. Внутренние пошлины значительно сдерживали развитие торговли, поскольку их количество и размер никак не регламентировались.

     На  рубеже XV–XVI вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают государственные регалии, кабацкие сборы, возрастают пошлины (т.е. увеличивается их число). Появление косвенных налогов – свидетельство расширения товарно-денежных отношений, что является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств (дворян, монастырей, бояр).

     В первой четверти XVII в. налоговая система существенно не изменилась. Формирование государственных доходов проходило за счет таких источников, как подати, сборы, регалии, доходы от государственных имуществ, займы и операции с денежными знаками. Подати строились по-разному для низшего, среднего и высшего сословий. Низшие сословия, т.е. крестьяне, являлись основными плательщиками государственных доходов. Объектом обложения продолжает выступать «соха» – земля с учетом проживающих на ней людей.

     Хотя  основой обложения выступает  земля, некоторые подати взимались по числу дворов – подводы для государевых гонцов и обозов, для провоза иностранных послов, подати с бобылей (хозяйства, не имевшие земли), жалованье должностным лицам (натуральная подать), набор служилых людей или плата за них, поворотная (или подымная) подать.

     Особая  система обложения применялась  к людям, занимающимся торговлей  и промыслом. Подать с них взималась  в соответствии с состоянием. К ним применялась и окладная система, для чего они были объединены в сохи, но уже не но размеру земельных наделов, а по имущественному состоянию. При определении же имущественного состояния исходили как из заявления самого торговца, так и из других косвенных источников. Торговые люди делились на сотни. В Москве было четыре таких сотни – гости, гостиная, суконная и черная, а в прочих городах и посадах – посадскне и слободские люди. Эти группы носили замкнутый характер, т.е. для уплаты налогов были объединены в сохи. Одну соху могли составлять 40 лучших дворов, 80 средних и 160 молодших, или 320 слободских дворов, или 960 бобыльскнх. «Переходя в высшие сотни, торговые люди должны были жить непременно в Москве или же, в противном случае, нести двойное тягло – и в Москве, и в прежних городах». О размере обложения известно лишь, что купцы платили десятую деньгу: т.е. 10% со стоимости товара. По всем остальным группам торговых людей, как и по крестьянам, размер подати, скорее всего, дифференцировался с учетом конъюнктуры, т.е. потребностей государства и урожая (определявшего всю хозяйственную жизнь и торговлю, а значит и налоги посадских людей).

     Основы  действующей в настоящее время  налоговой системы России были заложены на рубеже 90-х гг. Принятые в 1991 г. законы были подготовлены в течении короткого  времени. Это обстоятельство, а также  неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие собственного опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к  функционирования рыночной экономики, явились главной причиной того, что вновь созданной российской налоговой системе били присущи серьезные недостатки. Но все-таки в первые годы своего существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Однако количество и частота поправок, которые в то время вносились в законы о налогах, привели к тому, что до последнего времени налоговая система характеризовалась как нестабильная и непредсказуемая.   

 

РАЗДЕЛ 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Законодательство  РФ о налогах  и сборах

     Законодательство о налогах с сборах регулирует властные отношения по их установлению, введению и взиманию, а также отношения возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых нарушений.

     Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

     1.  Налоговый кодекс – главный законодательный акт о налогах. Первая часть НК РФ принята Государственной Думой 16 июля 1998 г. и с 1 января 1999 г. введена в действие. Вторая часть принята Государственной Думой 19 июля 2000 г.

     Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

     1. Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации.

     2. Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

     3. Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.

     4. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

     5. Формы и методы налогового контроля.

     6. Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

     7. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

     2. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с Кодексом.

     3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления также в соответствии с Кодексом.

Нормативные акты имеют право издавать:.

     1. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Информация о работе Роль таможенных платежей в формировании доходной части