Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Введение............................................................................................................................. 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета................................ 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория.................................... 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода10
1.3 Функции бюджета.................................................................................................... 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета14
2.1 Дефицит бюджета.................................................................................................. 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики16
2.3 Государственный долг.............................................................................................. 18
2.4 Избыток бюджета................................................................................................... 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета................................................... 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета.................................... 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета................................................................. 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство................................................. 27
3.4 Бюджетный процесс................................................................................................. 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета.................. 33
Заключение...................................................................................................................... 35
Список используемой литературы............................................................................. 36
Вторая фаза воспроизводства
личностного элемента производства
¾ распределение работников по отраслям
производства и сферам деятельности,
¾ в значительной степени связана
с расходной частью бюджетных
средств. Речь идет о содержании за
счет бюджетных средств бирж труда
и центров занятости, содержание
временно не работающих лиц, находящихся
в статусе безработных, о расходах
по трудоустройству незанятой
Третья фаза ¾ фаза потребления (использования) рабочей силы ¾ непосредственно связана с фазой производства общественного производства. Здесь происходит процесс создания материальных благ, совокупного общественного продукта и национального дохода ¾ с одной стороны, и процесс потребления рабочей силы ¾ с другой. Таким образом, фаза использования рабочей силы непосредственно связана с доходной частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной работниками материального производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде налогов, части необходимого продукта ¾ подоходных налогов с населения) поступает в доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями, сферами общественного производства, различными группами и слоями населения и т.д.
Рассмотрение проблем рациональной взаимосвязи воспроизводства рабочей силы с бюджетным процессом позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетные направления расходования бюджетных средств с точки зрения качественного воспроизводства рабочей силы.
1.3 Функции бюджета.
Сущность государственного
бюджета как экономической
Проявление распределительной
функции обусловлено тем, что
в отношения с бюджетом вступают
почти все участники
Распределительная функция
бюджета используется также для
вмешательства государства в
процесс общественного
Существенно, что содержание
распределительной функции
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ¾ через формирование и использование денежных средств государства ¾ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.
Финансовый контроль осуществляется
за производством, распределением и
потреблением совокупного общественного
продукта и национального дохода,
за пропорциями, складывающимся в процессе
перераспределения
Функция обеспечения существования
государства ставит своей задачей
создание материально-финансовой базы
функционирования государства; содержание
аппарата управления страной, президентской
власти, законодательной и
Глава II. Проблемы несбалансированности и сбалансированности государственного бюджета.
Одним из важнейших
вопросов государственных
2.1 Дефицит бюджета.
Дефицит бюджета –
эта сумма, на которую в
В экономической теории
различают структурный и
Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).
Причин бюджетного дефицита может быть много, например:
- спад общественного производства
- рост предельных
издержек общественного
- массовый выпуск «пустых» денег
- излишне, неоправданно раздутые социальные программы
- возросшие затраты на финансирование ВПК
- оборот «теневого» капитала в огромных масштабах
- возможной причиной
бюджетного дефицита являются
огромные непроизводительные
Источники покрытия
бюджетного дефицита хорошо
В экономических системах
с фиксированным количеством
денег в обращении
Несомненно, бюджетный
дефицит относится к так
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики.
В экономической теории
различают несколько
Первая концепция базируется
на том, что бюджет должен
быть ежегодно сбалансирован.
До недавнего времени ежегодно
сбалансированный бюджет
Рассмотрим другой
пример, показывающий как стремление
ежегодно балансировать бюджет,
может стимулировать инфляцию. В
условиях инфляции при
Вторая концепция базируется
на том, что бюджет должен
быть сбалансирован в ходе
экономического цикла, а не
ежегодно. Данная концепция предполагает,
что правительство
Особая проблема, возникающая
в данной концепции - это то,
спады и подъемы в
Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:
1. Налоговая система
такова, что налоговые поступления
в бюджет автоматически
2. При определенных
правах правительства в
3. Считается, что
проблемы, порожденные значительным
государственным долгом, не столь
обременительны для нормальной
экономики. Можно смело
Вторая и третья
концепции лежат в основе
- Наличие четкой
программы финансовых
- Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- Выделение бюджетных
средств на мероприятия,
Овладение этой политикой
позволяет обществу находить
оптимальную величину
Информация о работе Роль государственного бюджета в укреплении экономики страны