Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Введение............................................................................................................................. 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета................................ 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория.................................... 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода10
1.3 Функции бюджета.................................................................................................... 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета14
2.1 Дефицит бюджета.................................................................................................. 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики16
2.3 Государственный долг.............................................................................................. 18
2.4 Избыток бюджета................................................................................................... 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета................................................... 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета.................................... 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета................................................................. 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство................................................. 27
3.4 Бюджетный процесс................................................................................................. 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета.................. 33
Заключение...................................................................................................................... 35
Список используемой литературы............................................................................. 36
2.3 Государственный долг.
Нарастание бюджетного
дефицита в экономики приводит
к появлению и росту
Государственный долг
– это сумма накопленных в
стране за определенный период
бюджетных дефицитов за
Внешний государственный
долг, т.е. долг иностранным
Внутренний долг государства,
т.е. долг своему населению,
приводит, прежде всего, к
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.
Существует много различных
мнений в отношении к
2.4 Избыток бюджета.
Избыток бюджета –
это превышение доходов
, где
BS – бюджетный избыток
t – налоговая ставка
Y – выпуск (производство, доход)
G – государственные закупки
TR – трансфертные платежи
Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.
Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.
Избыток бюджета при допущении
полной занятости – это такой
избыток бюджета, который может
образоваться в случае, если экономика
находится в состоянии полной
занятости. Это важное понятие и
лучший метод управления фискальной
политикой, чем метод предусматривающий
простой учет бюджетного избытка
и бюджетного дефицита при любом
уровне экономической активности. Бюджетный
избыток при допущении полной
занятости предусматривает
, где
BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости
Y* - доход при полной занятости
Разница между фактическим
бюджетным избытком и
2.5 Мультипликатор
Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?
Предположим, что объем
государственных закупок
На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1
Схема 2. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор
Причина того, почему объем
выпуска продукции
При неизменном данном уровне
инвестицией результат действия
мультипликатора
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики Казахстан.
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета
Функционирование бюджета,
связанное с формированием и
использованием централизованного
фонда денежных средств государства,
происходит посредством особых экономических
форм - доходов и расходов бюджета.
Они выражают отдельные этапы
стоимостного распределения. Обе категории
объективны, как и сам бюджет,
и имеют специфическое
Состав и структура
доходов и расходов зависят от
направлений осуществления
Как правило, источником доходов
являются налоги или платежи, адекватные
им. Состав и структура доходов
государственного бюджета Республики
Казахстан определяются действующей
системой налоговых платежей и поступлениями
неналоговых средств
Структура государственного бюджета строится на основе бюджетной классификации и включает семь частей:
I. Доходы.
II. Полученные официальные трансферты (гранты).
III. Погашение кредитов, выданных из бюджета.
IV. Расходы.
V. Кредитование.
VI. Дефицита (профицита) бюджета.
VII. Финансирование (дефицита
(использование профицита)
В спою очередь доходы подразделяются на:
налоговые поступления;
неналоговые поступления;
Эти три основные категории
бюджетных поступлений
Категория погашение кредитов,
выданных из бюджета представляет собой
поступления денежных средств со
стороны государственных
Во второй части - расходы отражаются расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.
Расходы по обслуживанию государственного
долга проводятся по функциональной
группе – «обслуживание долга» с
выделением государственных учреждений
администраторов бюджетных
Средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся функциональной группой.
Шестая часть - дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование: положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.
Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное назначение:
1) в случае дефицита - привлечение
средств из внутренних
Информация о работе Роль государственного бюджета в укреплении экономики страны