Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:58, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Введение............................................................................................................................. 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета................................ 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория.................................... 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода10
1.3 Функции бюджета.................................................................................................... 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности государственного бюджета14
2.1 Дефицит бюджета.................................................................................................. 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики16
2.3 Государственный долг.............................................................................................. 18
2.4 Избыток бюджета................................................................................................... 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета................................................... 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета.................................... 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета................................................................. 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство................................................. 27
3.4 Бюджетный процесс................................................................................................. 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета.................. 33
Заключение...................................................................................................................... 35
Список используемой литературы............................................................................. 36
На современном этапе
развития экономики централизованные
финансовые ресурсы позволяют государству
обеспечивать необходимые темпы
и пропорции общественного
Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.
Государственному бюджету
как определенной совокупности финансовых
отношений присущи, прежде всего, те
же черты, которые отличают категорию
финансов в целом: бюджетные отношения
имеют распределительный
1) представляет особую
экономическую форму
2) предназначены для
3) выражает такую стадию
стоимостного распределения,
Государственный бюджет, как
и любая другая экономическая
категория, выражает производственные
отношения и имеет
бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.
Как экономическая категория
государственный бюджет выражает денежные
отношения, возникающие между государствам
и другими участниками
Государственный бюджет как
экономическая категория
Бюджет воздействует ни экономику
через бюджетный механизм. В этом
проявляется роль бюджета как
инструмента влияния на экономику
в целом. Бюджетный механизм - это
совокупность форм и методов образования
и использования
Разнообразие форм собственности
предполагает прогнозно-плановое ведение
хозяйства, что предопределяет такую
же форму функционирования бюджетных
отношений. Стабильный характер бюджетных
связей, плановая форма движения централизованного
фонда денежных средств государства
приводят к тому, что бюджетные
связи отражаются в соответствующем
финансовом документе — основном
финансовом плане страны. В нем
предусмотрены те распределительные
процессы, которые составляют экономическое
содержание бюджета; специфические
статьи доходов и расходов основного
финансового плана показывают источники
формирования и направления использования
централизованного фонда
Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:
- как относительно
- как централизованный
фонд денежных средств
- как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
- как основной финансовый план государства;
- как юридический закон,
положения которого
Схема 1. Качественные характеристики государственного бюджета
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.
Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования в
производственной сфере являются основным
источником ее функционирования и дальнейшего
развития. Основная часть учреждений
и организаций этой сферы не имеет
собственных источников доходов
и находится на бюджетном финансировании.
Расходы государства на просвещение
и здравоохранение, социальное страхование
и социальное обеспечение, науку, культуру
и искусство являются той финансовой
базой, без которой невозможно проведение
социально-культурных мероприятий
общегосударственного масштаба. Большое
значение имеет бюджет в формировании
рациональной структуры отраслей непроизводственной
сферы. Обеспечивая финансовыми
ресурсами функционирование непроизводственной
сферы, государство через бюджет
может формировать
1.2 Роль бюджета в распределении
совокупного общественного
В бюджете страны аккумулируется
значительная часть вновь созданной
стоимости ¾ национального
В условиях рыночных отношений
распределение национального
Значительная часть
Распределение части национального
дохода через государственный бюджет
обусловлено необходимостью создания
централизованного фонда
Перераспределение национального
дохода между отраслями, объединениями
и фирмами через
Такое перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной сферы. В условиях рыночных отношений это прежде всего относится к поддержанию государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение, просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата управления, правоохранительных органов и т.д.
Пропорции национального
дохода, распределяемого через
Так, на первых этапах строительства
социалистического государства
распределение национального
При переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общественного производства и распределении национального дохода. Основные направления этих преобразований ¾ сосредоточение главных ресурсов государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношениях ¾ перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.
На основании этого
возможно более обоснованное решение
вопросов рационального распределения
и перераспределения
Производство, распределение
и перераспределение
Информация о работе Роль государственного бюджета в укреплении экономики страны