Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:10, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление путей оптимизации расходования бюджетных средств в области социально-культурной сферы на современном этапе.
Задачами курсовой работы являются исследование социально-экономической роли и содержания расходов непроизводственной сферы, характеристика расходов на социально-культурную сферу бюджетов различных уровней, анализ динамики и структуры расходной части бюджетов различных уровней на непроизводственную сферу, выявление проблем финансирования отраслей непроизводственной сферы, а также выявление основных направлений оптимизации расходования бюджетных средств в области социально-культурной сферы.
Введение
Глава 1. Социальное значение расходов непроизводственной сферы …3
1.1. Общее понятие бюджетных расходов государства………………………3
1.2. Расходы непроизводственной сферы в бюджетной классификации РФ..6
1.3. Социальное значение расходов непроизводственной сферы……………9
Глава 2. Анализ финансирования расходов бюджета на социально-культурную сферу ……………………………………………………………..11
2.1. Общий анализ бюджетных расходов на социально-культурную сферу...11
2.2. Расходы на образование…………………………………………………….13
2.3. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт…….….….16
2.4. Расходы на культуру, искусство и кинематографию ……….…………....19
2.5. Расходы на финансирование средств массовой информации……………22
Глава 3. Пути оптимизации расходования бюджетных средств на современном этапе……………………………………………………………..25
3.1. Углубленный анализ расходов РФ на реализацию социальной политики в 2009-2011г………………………………………………………………………..25
3.2. Повышение эффективности социальной политики………………………26
3.3. Прогнозные результаты оптимизации финансирования социальной политики в РФ…………………………………………………………………...32
Заключение
Список использованной литературы
|
* Включая
зарезервированные средства на
реализацию отдельных
Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи (см. таблицу 9).
Таблица 9 Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2010-2013 годы, в % к общему объему расходов по разделу
|
Следует отметить, что Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
3.1.
Углубленный анализ
расходов РФ на
реализацию социальной
политики в 2009-2011гг.
В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года.
Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года. Указанным документом следует руководствоваться при планировании как федерального бюджета, так и при подготовке проектов ежегодных бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо
решения задач в области
Масштабных
мер в области налоговой
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
1) Сохранение
уровня номинального
2) Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Введенные
в действие к настоящему времени
основы российской налоговой системы
были сформированы во многом с учетом
лучшей мировой практики в области
налоговой политики. Вместе с тем
эффективность и
Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.
Таким
образом, настоящие «Основные
3.2. Повышение эффективности социальной политики
Социальная
политика
представляет собой комплекс социальных
программ. Социальная программа – программа,
нацеленная на решение той или иной социальной
проблемы. Как правило, социальный и социально-экономический
эффект социальных программ выражается
в повышении качества жизни граждан и
общества в целом. В конечном итоге, в процессе
реализации социальных проектов/программ
чаще всего решаются насущные проблемы
общественного характера: снижение уровня
бедности, смертности, уменьшение количества
бездомных и т.д.
Программный цикл достаточно сложный
процесс, состоящий из нескольких последовательных
этапов:
Для
получения вывода о результативности
и эффективности социальной программы
необходимо оценить ее воздействие по
разным критериям-индикаторам: в качестве
индикаторов часто используются такие
показатели, как снижение заболеваемости,
повышение образовательного уровня, снижение
численности и состава групп риска, расширение
сферы деятельности лиц с ограниченными
возможностями, повышение качества природной
среды и другие (различают индикаторы
процесса, результатов, влияния).
В целом, разработка индикаторов для социальных
программ требует ясного понимания целей
программы и глубокого знания проблемы.
Например, в качестве индикаторов оценки
программы снижения бедности в Танзании
использовались: соотношение мальчиков
и девочек в начальной школе, грамотность
населения в возрасте до 15 лет, доля населения,
имеющая доступ к питьевой воде и др.
Перед тем как проводить оценку программы
должен быть определен ряд вопросов (evaluation
questions), на которые планируется получить
ответ:
Таким
образом, обеспечивается информативность
и высокая степень значимости
результатов оценивания (их востребованность
в будущем).
Как правило, государственные программы
имеют комплексный характер проблем, что
служит основанием для сложной структуры
как самой программы, так и системы оценки.
Например, в проблеме бедности можно выделить
три компонента: экономический, социальный
и экологический. Долгосрочность социальных
программ (5-7 лет) приводит к необходимости
предусматривать определенную гибкость
и, например, пересматривать некоторые
индикаторы или способы сбора информации
в соответствии с изменяющейся ситуацией.В
Российской Федерации уже несколько лет
осуществляется последовательная реформа
социальной сферы, нацеленная на улучшение
качества социальных услуг населению
и более эффективное использование бюджетных
средств через реформирование всего социального
блока. Оценка государственных социальных
программ является одним из инструментов
повышения эффективности социальной политики
и улучшения качества социальных услуг.
Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.
Программа направлена на решение важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из: