Экономическое значение социального капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть сущность социального капитала, его значимость экономического развития.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «социальный капитал».
2.Определить факторы, оказывающие влияние на формирование социального капитала.
3.Выявить экономическое значение социального капитала и его влияние на трудовые отношения. ый капитал.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социального капитала……4
1.1 Понятие и сущность социального капитала ………………………………4
1.2 Формы социального капитала………………………………………………..8
Глава 2. Социальный капитал как фактор современного экономического развития…………………………………………………………………………..11
2.1.Экономическое значение социального капитала………………………….11
2.2.Влияния социального капитала на трудовые отношения………………..15
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

Эк-кое значеник социального капитала.docx

— 70.86 Кб (Скачать)

Содержание 
Введение 
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию социального капитала……4

1.1   Понятие и сущность социального капитала ………………………………4

1.2 Формы социального капитала………………………………………………..8 
Глава 2.
Социальный капитал как фактор современного экономического развития…………………………………………………………………………..11

2.1.Экономическое  значение социального капитала………………………….11

2.2.Влияния  социального  капитала на трудовые отношения………………..15

Заключение……………………………………………………………………….23

Список использованной литературы…………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
Социальный капитал играет очень важную роль в экономике страны. Развитость социального капитала, особенно в его современных формах самоуправляющихся бригад, отделов и целых предприятий, резко увеличивает отдачу от физического, финансового и человеческого капитала, позволяет сокращать расходы на контроль, обучение, профессиональную адаптацию и информирование персонала.

     Несмотря  на то, что большинством ученых принято  объединение человеческого и  социального капиталов в понятие  личностного, у них есть коренное отличие, которое делает неприемлемым также такое название. Дело в том, что понятие социального капитала теряет всякий смысл, если речь идет об одном человеке. Это капитал связей, ценность межличностных отношений, следовательно, понятие «личностного», то есть индивидуального капитала, к которому относят и социальный.

     Одним из индикаторов социального капитала является принадлежность к группам, наличие контактов. Однако качество и интенсивность этих контактов  определяются факторами, внешними по отношению  к теории социального капитала. Хотя социальный капитал создается и  поддерживается в межличностных  и межгрупповых отношениях, его не следует путать со сплоченностью  и солидарностью.

     В современной экономике социальный капитал приобретает особую актуальность. Благодаря его развитию и укреплению можно добиться не только подъема  экономики, но и увеличения общего уровня благосостояния общества. Социальный капитал воплощен в человеке и  не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности.

     Цель  данной работы - раскрыть сущность социального  капитала, его значимость экономического развития.

     Задачи: 
1. Определить сущность понятия «социальный капитал».

     2.Определить факторы, оказывающие влияние на формирование социального капитала.

     3.Выявить экономическое значение социального капитала и его влияние на трудовые отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические подходы к исследованию человеческого капитала

     1.2.Понятие  социального капитала

     Капитал - это наиболее сложная экономическая  категория. Значение капитала огромно. Можно сказать, что капитал является основной движущей силой общественного  производства.

     Понятие «социальный капитал» отражает характер отношений между работниками, способы  и культуру их общения, развитость межличностных  коммуникаций. Содержанием социального  капитала являются межличностные связи, отношения доверия, солидарность, готовность к кооперации и поддержке, умение работать в группе, команде. В основе социального капитала лежат нравственные отношения, которые иногда называют нравственным капиталом. Однако социальный капитал не сводится к нему, а  предполагает, помимо него, развитость коммуникаций и культуры общения, навыков  эффективного взаимодействия. Социальный капитал позволяет быстро и эффективно координировать деятельность людей, мобилизовывать их на достижение организационных целей, обеспечивает оперативность передачи информации. Его развитость резко снижает частоту проявлений отклоняющегося поведения, случаев нарушения трудовой дисциплины, недобросовестного отношения к труду, делает излишним текущий внешний контроль за персоналом.

     Важным  отличием социального капитала от капитана финансового и физического является его нарастание по мере его потребления.

     Социальный  капитал накапливается в разных формах непосредственного взаимодействия людей и, прежде всего в устойчивых самоуправляющихся социально-психологических  общностях или группах («комьюнити»).

     Традиционными формами его образования являются семья, другие кровнородственные объединения. Однако накопление этого вида капитала возможно и в большей или меньшей  степени необходимо также и в  других формах взаимодействия работников, особенно в современной производственной деятельности.

     В России были издавна известны разные формы социального капитала: семейный, общинный, артельный и др. Своеобразным проявлением социального капитала в купеческой среде выступала репутация, которая во многом заменяла правовые отношения. «Честное слово» купца часто оказывалось надежнее вексельных обязательств. У человека же с дурной репутацией было мало шансов на коммерческий успех.

     Социальный  капитал широко используется не только в традиционной, но и в современной  рыночной экономике, особенно в Японии и странах Юго-Восточной Азии. Применительно к этому региону  иногда даже употребляют специальный  термин «сетевой капитализм», т.е. капитализм, основывающийся не на формальной рационализации и отчуждении, а на семейных, клановых и других коллективистских объединениях работников. Развитость социального  капитала, особенно в его современных  формах самоуправляющихся бригад, отделов  и целых предприятий, резко увеличивает  отдачу от физического, финансового  и человеческого капитала, позволяет  сокращать расходы на контроль, обучение, профессиональную адаптацию и информирование персонала.

     Несмотря  на то, что большинством ученых принято  объединение человеческого и  социального капиталов в понятие  личностного, у них есть коренное отличие, которое делает неприемлемым также такое название. Дело в том, что понятие социального капитала теряет всякий смысл, если речь идет об одном человеке. Это капитал связей, ценность межличностных отношений, следовательно, понятие «личностного», то есть индивидуального капитала, к коему относят и социальный, некорректно .

     Дж. Колуман, один из главных разработчиков концепции социального капитала, в своей статье «Капитал социальный и человеческий», приводит интересные и яркие примеры того, что такое социальный капитал и почему применение термина «капитал» вообще оправданно.

     Наибольшую  известность понятие «социальный  капитал» получило именно в расширительной трактовке Джеймса Коулмена, согласно которому это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы.

     По  аналогии с физическим и человеческим капиталом, воплощенным в орудиях  труда и обучении, которые повышают индивидуальную производительность, социальный капитал содержится в таких элементах  общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающие условия для координации  и кооперации ради взаимной выгоды.

     Социальный  капитал - это социальный клей, который  позволяет мобилизовать дополнительные ресурсы отношений на основе доверия  людей друг к другу. «Социальный  капитал - это способность индивидов  распоряжаться ограниченными ресурсами  на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой  социальной структуре…

     Способность к накоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой  личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает  индивид. Т. о., социальный капитал - продукт включенности человека в социальную структуру».

     Популярности  понятия «социальный капитал» способствовала дискуссия, разгоревшаяся в американской научной прессе после того, как  была обнаружена тенденция к сокращению «социального капитала» в Америке  на протяжении последней четверти века. Для подсчета национального объема «социального капитала» применяются  два показателя: индекс доверия и  членство в общественных объединениях.

     Согласно  исследованию Роберта Патнема, число членов разного рода добровольных ассоциаций (от родительских комитетов до клубов женщин-избирательниц и кружков игры в боулинг) за минувшие два-три десятилетия сократилось в пределах 25-50%; время, затрачиваемое на неформальное общение вне работы с 1965 г. уменьшилось на четверть, а на деятельность в общественных организациях - чуть ли не наполовину; наконец, индекс доверия с 1972 г. снизился примерно на треть . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Формы социального капитала

     Социальный  капитал – феномен, имеющий общественную, а не индивидуальную природу. А. Портес, американский социолог, предполагает, что социальный капитал присущ самой структуре человеческих отношений, так как будучи связанным с другими людьми, человек получает множество преимуществ. Таким образом, социальный капитал не может находиться в чьей-либо собственности, он представляет собой общественное благо, которым могут пользоваться все.Принято различать две формы существования социального капитала:

     Структурный: общественные институты, сети, ассоциации; правила, которым подчинено их существование

     Когнитивный: доверие, отношения, ценности, нормы и способы поведения.

     Эти формы обладают относительной независимостью: может существовать некий общественный институт со своим регламентом, доверие  к которому среди людей будет  низким, и в то же время люди могут  быть связаны доверием, общими нормами  и ценностями, не объединяясь при  этом в тот или иной общественный институт или иное формальное объединение.

     Виды  социального капитала  могут формироваться на нескольких уровнях(Таблица1):                          Таблица 1.                                                                                                                                                                                            

     Все уровни социального капитала находятся  в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Значимые позитивные эффекты  возможны только при условии достаточной  развитости всех трех уровней.

     Наряду  с этим, социальный капитал определяется через свои функции. Существуя в  форме социальных структур, он облегчает  субъектам, находящимся внутри этих  структур те или иные действия. Субъектами такими могут быть как индивиды, так и группы, например, корпорации.

     Социальный  капитал, подобно капиталу физическому, может представляться как запас, но его отличие в том, что он не теряет в величине по мере использования, напротив, не будучи используемым, он утрачивает свою ценность. При этом, как и  физический капитал, он требует вложений в себя в форме социального  взаимодействия и действий, поддерживающих доверие. Социальный капитал стимулирует  экономическое развитие, содействуя связям между предпринимателями, работниками, и облегчая доступ к информации, принятие коллективных решений и  эффективные коллективные действия.

     Высокий уровень всеобщего взаимного  доверия, сотрудничество, общение, взаимопонимание  – всё это составляет социальный капитал сообщества, и чем лучше  он развит, тем больших успехов  это сообщество способно достичь. Условия  для развития социального капитала могут специально создаваться и  поддерживаться. Известен ряд факторов, которые деструктивны для развития социального капитала в организации. К ним относятся:

     Принятая  в организации практика отсутствия сугубо личных рабочих мест, когда  каждый может занять любое свободное. Такая практика мешает людям ощутить  свою личную связь со своей организацией и выразить ее.

  • Резкие и радикальные изменения процессов в организации, которые проводятся любой ценой, в ущерб сложившимся в коллективе нормам, ценностям и отношениям.
  • Чрезмерная концентрация внимания на лидере организации, переоценка его роли и значимости.
  • Лицемерие: двойные и непрозрачные стандарты корпоративной политики, несоответствие реальных действий руководства заявленным ценностям компании.

Информация о работе Экономическое значение социального капитала