Проблемы развития и направления совершенствования системы межбюджетных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………1
1. Теоретические основы межбюджетных отношений в РФ………………… 2

1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений

в РФ………………………………………………………………………...2

1.2 Основные модели межбюджетных отношений…………………………. 8
1.3. Нормативно-правовая баз регулирования межбюджетных отношений в
Российской Федерации………………………………………………… 15
1.4. Модели бюджетного федерализма…………………………………….. 18
2. Принципы и методы распределения доходов и расходов между
отдельными звеньями бюджетной системы …………………………... … 24
3. Проблемы развития и направления совершенствования системы
межбюджетных отношений в РФ………………………………………….. 26
3.1. Принципы и проблемы межбюджетных отношений……………….. 26
3.2. Пути совершенствования межбюджетных отношений в РФ………... 29
Выводы и предложения……………………………………………………… 36
Список используемой литературы ………………………………………….. 40
Приложения……………………………. ……………………………………..41

Файлы: 1 файл

ВведениеКУРСОВАЯ ПО БЮДЖЕТУ4.docx

— 95.90 Кб (Скачать)

Следует предоставить право направления  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации средств резервных  фондов на приобретение федеральных  государственных ценных бумаг. При  этом их владельцы должны иметь право  осуществлять быструю продажу указанных  активов в течение финансового  года без риска снижения собственных  доходов.

Следует осуществлять мониторинг исполнения консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в условиях кризиса.

В целях  повышения эффективности межбюджетных отношений на региональном и муниципальном  уровнях Министерству финансов Российской Федерации следует разработать  методические рекомендации субъектам  Российской Федерации и муниципальным  образованиям по регулированию межбюджетных отношений.

Предстоит разработать стандарты и нормативы  минимальных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг. Такие стандарты и нормативы  должны определять минимальный гарантированный  объем и качество таких услуг  и использоваться при оценке сбалансированности соответствующих бюджетов.

В ходе предшествующей работы сформировалась четкая структура межбюджетных трансфертов, которая по своему экономическому содержанию подразделяется на две составляющие: финансовую помощь и компенсационные  трансферты. Финансовая помощь в свою очередь делится на два направления: финансовую помощь на осуществление  текущих расходов и финансовую помощь на инвестиционные цели. Такая помощь выделяется в виде двух видов трансфертов: дотаций, являющихся необусловленными трансфертами, предоставляемыми из фонда  финансовой поддержки, и субсидий из фонда сбалансированности, являющихся обусловленной финансовой помощью. Субсидии предоставляются по двум направлениям: текущие субсидии и инвестиционные субсидии. Инвестиционные субсидии, как  правило, выделяются через Инвестиционный фонд либо через федеральные целевые  программы. К компенсационным трансфертам  относятся трансферты, выделяемые в  форме субвенций на финансирование делегированных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации.

Действующая система межбюджетных трансфертов  не лишена недостатков. Рассмотрим предлагаемые пути совершенствования по видам  трансфертов.

По словам, заместителя департамента межбюджетных отношений Минфина России О.Г. Бежаева, в некоторых субъектах Российской Федерации количество субсидий также  достигает нескольких десятков, а  их объем превышает в несколько  раз, а иногда в десятки раз, объем  дотации.

Механизм  субсидий содержит в себе целый ряд  недостатков.

1) основной  объем субсидий поступает в  регионы, имеющие большие возможности  для софинансирования, то есть  в наиболее обеспеченные субъекты.

2) не  всегда субсидии получают те  субъекты Российской Федерации,  которые для соответствующей  отрасли являются ключевыми. Так,  наибольший объем субсидий на  развитие сельского хозяйства  получают два региона, не входящие  в число самых значимых в  общем объеме сельскохозяйственного  производства.

Механизм  предоставления субсидии предельно  усложнен: требуется ежегодное принятие нормативно-правовых актов Правительством Российской Федерации, подписание соглашений с федеральными органами исполнительной власти, принятие ими нормативно-правовых актов. Несмотря на то, что главной  задачей субсидий является стимулирование финансирования из региональных бюджетов определенных на федеральном уровне приоритетов, в настоящее время  нет механизма определения этих приоритетов. В Концепции предусматривается  определение таких приоритетов.

Целый ряд мероприятий Концепции связан с регулированием межбюджетных отношений  в субъектах Российской Федерации. Одним из основных недостатков межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации является отсутствие требований к определению объема дотаций местным бюджетам. Регионы формируют фонды финансовой поддержки в объемах, не увязанных с конкретными целевыми показателями по снижению различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Вместе с тем на федеральном уровне установлены требования к определению объема дотаций для регионов. Это позволяет сформировать стабильный объем дотации, а субъектам Российской Федерации значительно легче ориентироваться и прогнозировать возможный объем финансовой помощи в очередном финансовом году. В Бюджетном кодексе в рамках реализации Концепции будет установлено требование к порядку определения объема фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Ряд новаций, предусмотренных Концепцией, касается налогового регулирования бюджетной  обеспеченности муниципальных образований. Прежде всего будет предусмотрено  право субъектов Российской Федерации  устанавливать единые дополнительные нормативы сверх нормативов, которые  установлены в Бюджетном кодексе  Российской Федерации, отчислений от федеральных  и региональных налогов в местные  бюджеты по типам муниципальных  образований.

В соответствии с Концепцией предполагается внесение поправок, согласно которым доходы по дополнительным нормативам будут  исключаться из объема финансовой помощи при определении уровня дотационности  муниципального образования.

Предлагается  также часть налогов, закрепленных в настоящее время за субъектами Российской Федерации, передать муниципальным  образованиям, поскольку органы местного самоуправления могут серьезно повлиять на их базу. В первую очередь это  налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения в форме патента, а также единый сельскохозяйственный налог.

В настоящее  время проводится работа по инвентаризации налоговых льгот, установленных  на федеральном уровне по региональным и местным налогам. Большая часть  данных льгот будет отменена, часть  из них (имеются в виду льготы, носящие  социальный характер) будет оставлена  на усмотрение органов местного самоуправления.

В Концепции  предусмотрен большой раздел, в соответствии с которым окончательно должны быть решены вопросы разграничения полномочий. В связи с этим Минрегион России готовит очередной законопроект по разграничению полномочий, призванный исключить дублирование полномочий и конкретизацию их содержания.

В соответствии с  Концепцией субъекты Российской Федерации, для которых характерна цикличность  исполнения доходов -- субъекты с мононаправленной экономикой, где значительный объем  валового продукта создается в одной  отрасли (газовой, нефтяной, металлургической), -- обязаны создавать резервные  фонды в годы, когда наблюдаются  большие темпы роста производства в соответствующих отраслях.

Таким образом, реализация предлагаемых Концепцией мер по повышению  эффективности межбюджетных отношений  и качества управления государственными и муниципальными финансами в  Российской Федерации, а также мер, направленных на смягчение негативных последствий экономического кризиса  на субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования, обеспечит  дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной  системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности  бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

Выводы  и предложения

 

Таким образом, межбюджетные отношения - взаимоотношения между  публично-правовыми образованиями  по вопросам регулирования бюджетных  правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса. Главными участниками (субъектами) таких взаимоотношений  выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления.

Основные  принципы, на которых основываются межбюджетные отношения, являются принцип субсидиарности и соразмерности.

Существует  множество моделей межбюджетных отношений. Выделяют две основные модели распределения бюджетных средств - это модели вертикального и горизонтального  финансового выравнивания. Сущность модели вертикального выравнивания трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом  обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его  доходных источников, среди которых  акцент делается на налоговые поступления.

Целью горизонтального  бюджетного выравнивания является обеспечение  единого стандартного уровня потребления  государственных услуг жителями различных регионов страны.

Выделяют следующие  виды финансовой поддержки - это дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.

Дотация - это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы на безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих  расходов. Дотации могут использоваться произвольно в пределах полномочий соответствующих органов власти с соблюдением различия между  текущими и капитальными расходами.

Субсидия - это бюджетные  средства, передаваемые бюджету другого  уровня, юридическому или физическому  лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. В составе бюджета  субъекта Российской Федерации могут  предусматриваться субсидии местным  бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Субвенции - это средства, предоставляемые бюджету другого  уровня бюджетной системы или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах для  осуществления целевых расходов.

Основным нормативно-правовым источником регулирования межбюджетных отношений в РФ является Бюджетный  кодекс РФ. Также основополагающими  в данных правоотношения являются федеральные  законы. Субъекты РФ могут принимать  свои нормативно-правовые акты, но не противоречить  высшему законодательству.

Органам государственной власти субъектов  Российской Федерации необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации к сложившейся экономической  ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:

  • подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;
  • оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;
  • осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;
  • обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;
  • поддержку значимых для региона отраслей экономики, наиболее подверженных кризису, в том числе меры по использованию гарантийных механизмов, осуществление субсидирования процентных ставок;
  • взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с крупнейшими налогоплательщиками, расположенными на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.

Органам государственной власти субъектов  Российской Федерации следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:

  • инвентаризация и оптимизация расходов субъектов Российской Федерации, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
  • обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов государственных и муниципальных услуг;
  • сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;
  • финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;
  • обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых государственных и муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;
  • недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.

Информация о работе Проблемы развития и направления совершенствования системы межбюджетных отношений в РФ