Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:51, курсовая работа
В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм.
Введение …………………………………………………………………………1
1. Теоретические основы межбюджетных отношений в РФ………………… 2
1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений
в РФ………………………………………………………………………...2
1.2 Основные модели межбюджетных отношений…………………………. 8
1.3. Нормативно-правовая баз регулирования межбюджетных отношений в
Российской Федерации………………………………………………… 15
1.4. Модели бюджетного федерализма…………………………………….. 18
2. Принципы и методы распределения доходов и расходов между
отдельными звеньями бюджетной системы …………………………... … 24
3. Проблемы развития и направления совершенствования системы
межбюджетных отношений в РФ………………………………………….. 26
3.1. Принципы и проблемы межбюджетных отношений……………….. 26
3.2. Пути совершенствования межбюджетных отношений в РФ………... 29
Выводы и предложения……………………………………………………… 36
Список используемой литературы ………………………………………….. 40
Приложения……………………………. ……………………………………..41
-выравнивание
уровней минимальной бюджетной
обеспеченности субъектов
-равенство
всех бюджетов Российской
-равенство
местных бюджетов во
Перечень инструментов межбюджетных отношений включает разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования, а также предоставление финансовой помощи. Важно отметить, что самым «объемным» направлением межбюджетных отношений остается распределение (расщепление) регулирующих доходов.
Одним
их направлений межбюджетных отношений
является передача расходов и доходов
с одного уровня бюджетной системы
на другой. Бюджетный кодекс РФ устанавливает,
что отдельные виды расходов могут
передаваться из федерального бюджета
в бюджеты субъекта РФ путем включения
соответствующих норм (положений) в
федеральный закон о
Распределительный процесс доходов и расходов между бюджетами разного уровня основывается на принципах:
1) централизованного
регулирования - установление
2) максимально
возможного сбалансирования
3) подведомственности
и значимости финансируемых
4) территориальности
в зачислении доходов - применяется
при формировании местных
5) самостоятельности
власти субъектов РБ и органов
местного самоуправления в
В целом в основу распределения доходов и расходов между бюджетами положены принципы: значимости (республиканский и местный), подчинённости (подведомственности предприятий, объединений, организаций и учреждений), территориальности.
Различают
первичный, базовый и областной
территориальные уровни. К первичному
относятся сельские, поселковые, городские
(без районного деления), районные
в городах Советы, к базовому территориальному
уровню относятся городские (с районным
делением), районные Советы, а к областному
- областные Советы. Каждый из них
формирует соответствующий
Бюджетный
федерализм – это отношения между
федеральными органами государственной
власти и органами государственной
власти субъектов РФ по поводу разграничения
бюджетных полномочий. В первую очередь
речь идет о распределении и
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:
• единство
общегосударственных и
• сочетание
централизма и децентрализма
в разграничении бюджетно-
• высокая
степень самостоятельности
• активное участие субъектов РФ в формировании и реализации бюджетной и налоговой политики государства.
Решение основных проблем бюджетного федерализма и, в частности, межбюджетных отношений зависит, прежде всего от своевременного перечисления в регионы трансфертов из федерального бюджета. Причина такой зависимости – финансовая слабость предприятий, их пораженность экономическим кризисом. Достаточно сказать, что объемы просроченной задолженности по платежам в бюджет сегодня больше, чем суммарный объем налоговых доходов консолидированного бюджета. В отдельных республиках (Алтай, Саха, Бурятия) более половины предприятий являются убыточными, причем в большинстве случаев не осуществляется их банкротство.
Жесткие меры по стабилизации финансовой системы страны привели к снижению уровня реальных доходов населения.
В силу известных причин фактически раздельно функционируют финансовый сектор экономики и производство, которое работает на основе бартера и взаиморасчетов.
Отсутствие эффективных стимулов повышения доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. С другой стороны, плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.
Негативное
влияние имеет преимущественное
финансирование отраслевых приоритетов
по сравнению с приоритетами территориальными.
Оно ведет к усугублению
Наконец, свою лепту внесло и многолетнее командное перераспределение национального дохода между регионами, что усугубило неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения. К тому же существующая методика расчетов и оценок здесь такова, что бюджетная обеспеченность формально оказывается высокой в регионах с низкими экономическим потенциалом и уровнем социально-экономического развития. Примером могут служить такие республики, как Калмыкия, Бурятия, Алтай, Тува.
Другая группа проблем связана с так называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием.
Вертикальное выравнивание – это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений.
Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий.
При этом,
как показывает практика, должный
эффект может дать только разумное
сочетание вертикального и
Но горизонтальное
выравнивание значительно сложнее,
чем вертикальное ввиду огромных
различий в экономическом положении
и бюджетных возможностях территорий,
региональных и местных властей.
И особенно сложным оно стало
в условиях экономического спада, сужения
налогооблагаемой базы, когда наметилась
тенденция централизации
Современный
этап развития в Российской Федерации
взаимоотношений между органами
власти всех уровней по вопросам оказания
государственных услуг
Действующая
система разграничения
Основные
направления в
В условиях экономического
кризиса субъекты Российской Федерации
столкнулись с проблемами обеспечения
сбалансированности бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных
бюджетов, снижения занятости населения,
сокращения финансовых ресурсов на осуществление
капитальных вложений, а также
риска возникновения
В этой связи необходима
разработка и реализация мер, направленных
на смягчение последствий
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы в Концепции определены следующие задачи:
Предполагается разработать рекомендации субъектам Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на оздоровление бюджетного сектора субъектов Российской Федерации.
Обеспечение
сбалансированности местных бюджетов
с использованием механизма бюджетного
кредитования предусматривается осуществлять
при условии оптимизации
Необходимо установить единый порядок временного использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления остатков средств субсидий и субвенций на единых счетах соответствующих бюджетов на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.