Проблемы развития и направления совершенствования системы межбюджетных отношений в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………1
1. Теоретические основы межбюджетных отношений в РФ………………… 2

1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений

в РФ………………………………………………………………………...2

1.2 Основные модели межбюджетных отношений…………………………. 8
1.3. Нормативно-правовая баз регулирования межбюджетных отношений в
Российской Федерации………………………………………………… 15
1.4. Модели бюджетного федерализма…………………………………….. 18
2. Принципы и методы распределения доходов и расходов между
отдельными звеньями бюджетной системы …………………………... … 24
3. Проблемы развития и направления совершенствования системы
межбюджетных отношений в РФ………………………………………….. 26
3.1. Принципы и проблемы межбюджетных отношений……………….. 26
3.2. Пути совершенствования межбюджетных отношений в РФ………... 29
Выводы и предложения……………………………………………………… 36
Список используемой литературы ………………………………………….. 40
Приложения……………………………. ……………………………………..41

Файлы: 1 файл

ВведениеКУРСОВАЯ ПО БЮДЖЕТУ4.docx

— 95.90 Кб (Скачать)

-выравнивание  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований;

-равенство  всех бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом;

-равенство  местных бюджетов во взаимоотношениях  с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Перечень  инструментов межбюджетных отношений  включает разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования, а также предоставление финансовой помощи. Важно отметить, что самым  «объемным» направлением межбюджетных отношений остается распределение (расщепление) регулирующих доходов.

Одним их направлений межбюджетных отношений  является передача расходов и доходов  с одного уровня бюджетной системы  на другой. Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что отдельные виды расходов могут  передаваться из федерального бюджета  в бюджеты субъекта РФ путем включения  соответствующих норм (положений) в  федеральный закон о федеральном  бюджете с одновременным внесением  изменений в Бюджетный кодекс РФ. Аналогично решаются вопросы о  передаче расходов из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты.

2. Принципы и методы распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы

Распределительный процесс доходов и расходов между  бюджетами разного уровня основывается на принципах:

1) централизованного  регулирования - установление законодательством  общих основ, определяющих систему  доходов и расходов разного  уровня, порядок утверждения нормативов  отчислений от регулирующих источников  доходов, условия использования  заемных средств бюджетов, распределение  различных видов доходов между  бюджетами разного уровня;

2) максимально  возможного сбалансирования бюджетов - осуществляется на условиях  хронического бюджетного дефицита  через специально разработанную  систему мер, направленных на  устранение (уменьшение) дефицита бюджета;

3) подведомственности  и значимости финансируемых объектов (мероприятий) - из бюджета финансируются;  объекты и мероприятия, относящиеся  к предмету ведения органов  власти соответствующего уровня, т.е. из республиканского бюджета  в составе РБ - объекты республиканской  собственности и т.д.

4) территориальности  в зачислении доходов - применяется  при формировании местных бюджетов, т.е. предприятия функционирующие  на территории органов местного  самоуправления, независимо от своей  подчиненности обязаны производить  отчисления от получаемых доходов в бюджет этой территории;

5) самостоятельности  власти субъектов РБ и органов  местного самоуправления в распределении  отдельных видов доходов - законодательство, определяя виды доходов, поступающих в местные бюджеты, оставляет за органами представительной власти субъектов РБ право определять порядок распределения отдельных видов доходов между своим бюджетом и нижестоящим бюджетом. 

В целом  в основу распределения доходов  и расходов между бюджетами положены принципы: значимости (республиканский  и местный), подчинённости (подведомственности предприятий, объединений, организаций  и учреждений), территориальности.

Различают первичный, базовый и областной  территориальные уровни. К первичному относятся сельские, поселковые, городские (без районного деления), районные в городах Советы, к базовому территориальному уровню относятся городские (с районным делением), районные Советы, а к областному - областные Советы. Каждый из них  формирует соответствующий бюджет.

3. Проблемы развития  и направления  совершенствования  системы межбюджетных  отношений в РФ.

3.1. Принципы и проблемы  межбюджетных отношений

 

Бюджетный федерализм – это отношения между  федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ по поводу разграничения  бюджетных полномочий. В первую очередь  речь идет о распределении и перераспределении  расходов и доходов на основе сочетания  централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них  муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность  бюджета каждого субъекта РФ, высокая  степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным  центром доминирующего положения  в решении узловых вопросов финансового  обеспечения строительства и  деятельности государства.

Базовыми  принципами бюджетного федерализма  являются:

• единство общегосударственных и региональных, а также местных интересов;

• сочетание  централизма и децентрализма  в разграничении бюджетно-налоговых  полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение  и перераспределение их между  бюджетами различных уровней  на объективной основе;

• высокая  степень самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих  территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

• активное участие субъектов РФ в формировании и реализации бюджетной и налоговой  политики государства.

Решение основных проблем бюджетного федерализма  и, в частности, межбюджетных отношений  зависит, прежде всего от своевременного перечисления в регионы трансфертов из федерального бюджета. Причина такой зависимости – финансовая слабость предприятий, их пораженность экономическим кризисом. Достаточно сказать, что объемы просроченной задолженности по платежам в бюджет сегодня больше, чем суммарный объем налоговых доходов консолидированного бюджета. В отдельных республиках (Алтай, Саха, Бурятия) более половины предприятий являются убыточными, причем в большинстве случаев не осуществляется их банкротство.

Жесткие меры по стабилизации финансовой системы  страны привели к снижению уровня реальных доходов населения.

В силу известных причин фактически раздельно функционируют финансовый сектор экономики и производство, которое работает на основе бартера и взаиморасчетов.

Отсутствие  эффективных стимулов повышения  доходности территориальных бюджетов привело к появлению большого числа хронически дотационных территорий. С другой стороны, плановое выравнивание территориальных (в том числе республиканских) бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы.

Негативное  влияние имеет преимущественное финансирование отраслевых приоритетов  по сравнению с приоритетами территориальными. Оно ведет к усугублению диспропорций в уровне социально-экономического развития республик и других субъектов  Федерации.

Наконец, свою лепту внесло и многолетнее командное перераспределение национального дохода между регионами, что усугубило неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения. К тому же существующая методика расчетов и оценок здесь такова, что бюджетная обеспеченность формально оказывается высокой в регионах с низкими экономическим потенциалом и уровнем социально-экономического развития. Примером могут служить такие республики, как Калмыкия, Бурятия, Алтай, Тува.

Другая  группа проблем связана с так  называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием.

Вертикальное  выравнивание – это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем. Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений.

Горизонтальное  выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий.

При этом, как показывает практика, должный  эффект может дать только разумное сочетание вертикального и горизонтального  выравнивания.

Но горизонтальное выравнивание значительно сложнее, чем вертикальное ввиду огромных различий в экономическом положении  и бюджетных возможностях территорий, региональных и местных властей. И особенно сложным оно стало  в условиях экономического спада, сужения  налогооблагаемой базы, когда наметилась тенденция централизации доходов  в федеральном бюджете. В значительной мере именно с этим связана другая тенденция, но уже в регионах –  централизация расходных полномочий в региональных бюджетах, что фактически оставляет без достаточных средств  местные муниципальные власти.

3.2. Пути совершенствования межбюджетных отношений в РФ

 

Современный этап развития в Российской Федерации  взаимоотношений между органами власти всех уровней по вопросам оказания государственных услуг предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности  управления государственными и муниципальными финансами.

Действующая система разграничения расходных  обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной системы  в отдельных случаях требует  корректировки в целях возложения ответственности за обеспечение  предоставления бюджетных услуг  на органы публичной власти, способные  сделать это наиболее эффективно.

Основные  направления в совершенствовании  системы межбюджетных отношений  определены в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований  до 2013 года (далее - Концепция), одобренной распоряжением правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1123-р. План мероприятий по реализации концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года см. приложение №2. 

В условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации  столкнулись с проблемами обеспечения  сбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление  капитальных вложений, а также  риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.

В этой связи необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования, осуществление  структурных преобразований в системе  межбюджетных отношений и повышение  их эффективности в среднесрочной  перспективе, а также повышение  качества управления бюджетным процессом  в субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях. 

В соответствии со сложившейся  ситуацией развитие межбюджетных отношений  и инструментов управления бюджетным  процессом в ближайшие годы в  Концепции определены следующие  задачи:

  • установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;
  • создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
  • корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
  • совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;
  • дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Предполагается разработать  рекомендации субъектам Российской Федерации по осуществлению мер, направленных на оздоровление бюджетного сектора субъектов Российской Федерации.

Обеспечение сбалансированности местных бюджетов с использованием механизма бюджетного кредитования предусматривается осуществлять при условии оптимизации бюджетов муниципальных образований и  отсутствия роста кредиторской задолженности  по бюджетным обязательствам.

Необходимо  установить единый порядок временного использования органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления остатков средств субсидий и субвенций  на единых счетах соответствующих бюджетов на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований.

Информация о работе Проблемы развития и направления совершенствования системы межбюджетных отношений в РФ