Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа
Коммунальное хозяйство – это самостоятельные организации и предприятия, ремонтно-строительные учреждения, эксплуатационные учреждения, дирекции; транспортные организации, - т.е. организации, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию жилищно-коммунального фонда.
Введение
Глава 1.
1.1 Структура ЖКХ и тарифы на оказываемые услуги
1.2 Анализ преобразований жилищной системы
1.3 Бюджетное финансирование ЖКХ
1.4 Реформирование ЖКХ
Заключение
Список использованной литературы
Пересчет с поправкой на стандарт и сравнение результатов со среднероссийской стоимостью ЖКУ дают очень неоднозначную картину (табл. 3А, Б). В России есть регионы, где жилищно-коммунальные услуги намного дороже, чем они должны быть по стандарту, причем это не только Крайний Север (Чукотский, Ненецкий и Корякский АО), но и вполне южная Карачаево-Черкесия, Адыгея, Ставропольский край. Значительно выросла за последние три года стоимость ЖКХ в Татарстане. Сильные отклонения в сторону удорожания показывают неэффективность жилищно-коммунального хозяйства регионов. Известный пример начала 2000-х гг. - завоз топлива вертолетами в Корякском АО из-за срыва поставок в навигацию.
Относительно
меньшую стоимость ЖКУ по сравнению
со стандартом имеют разные регионы:
от дальневосточных до Центральной
России. Причины могут быть разными:
в Хакасии это связано с реальной
дешевизной электроэнергии, в Приморском
крае и Ульяновской области – с политикой
искусственного сохранения низких тарифов
на электроэнергию для населения. Тарифной
политикой объясняется и относительная
дешевизна ЖКУ в более богатых регионах
- Кемеровской, Мурманской областях, Ханты-Мансийском
АО и др. Объективным фактором уменьшения
душевой стоимости ЖКУ является значительная
доля сельского населения в регионе, т.к.
сельское жилье менее благоустроено, индивидуальные
дома содержатся и ремонтируются за счет
владельцев. Этим объясняется меньшая
стоимость ЖКУ относительно стандарта
в Алтайском крае, республиках Алтай, Курганской
области, Калмыкия, Усть-Ордынском АО,
Еврейская АО и др. Незначительные отклонения
(+/-15% от среднего) не имеет смысла рассматривать,
они могут быть связаны с недостаточной
точностью самого федерального стандарта.
Таблица 3А. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в субъектах РФ относительно средней по стране* и уровень их оплаты населением в 2003 г.
Субъекты РФ с самой высокой стоимостью ЖКУ*
Стоимость ЖКУ (с учетом федерального стандарта), к средней по РФ
Уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ, %
Субъекты РФ с самой низкой стоимостью ЖКУ*
Стоимость ЖКУ (с учетом федерального стандарта), к средней по РФ
Уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ, %
Ненецкий АО 313 15
В среднем по РФ 100 73
Респ. Ингушетия 214 66
Респ. Татарстан 87 63
Корякский АО 174 29
Курганская область 86 78
Агинский АО 164 64
Ханты-Мансийский АО 86 86
Эвенкийский АО 141 9
Орловская область 86 64
Респ. Карачаево-Черкесия 137 65
Респ. Дагестан 85 82
Респ. Карелия 133 86
Респ. Бурятия 85 89
Архангельская область 133 73
Тульская область 84 82
Тверская область 129 91
Респ. Калмыкия 84 84
Краснодарский край 128 72
Респ. Алтай 83 66
Ростовская область 124 85
Ульяновская область 82 77
Самарская область 123 60
Новосибирская область 81 79
Респ. Северная Осетия 120 70
Усть-Ордынский АО 80 87
Ставропольский край 119 85
Челябинская область 78 87
Смоленская область 118 71
Алтайский край 77 62
Пензенская область 118 87
Кемеровская область 76 82
Респ. Марий Эл 117 73
Вологодская область 76 66
Волгоградская область 117 71
Калужская область 76 86
Респ. Адыгея 116 74
Приморский край 74 91
Красноярский край 114 60
Магаданская область 68 72
Москва 113 54
Респ. Хакасия 65 84
*с корректировкой
на региональный коэффициент
федерального стандарта
Таблица 3Б. Стоимость жилищно-коммунальных услуг в субъектах РФ относительно средней по стране* и уровень их оплаты населением в 2008 г.
Субъекты РФ с самой высокой стоимостью ЖКУ*
Стоимость ЖКУ (с учетом федерального стандарта), к средней по РФ
Уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ, %
Субъекты РФ с самой низкой стоимостью ЖКУ*
Стоимость ЖКУ (с учетом федерального стандарта), к средней по РФ
Уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ, %
Чукотский АО 171 31
В среднем по РФ 100 87
Московская область 156 98
Мурманская область 81 98
г. Москва 147 59
Ямало-Ненецкий АО 81 62
Камчатский край 143 70
Калининградская область 81 92
Респ. Карачаево-Черкесия 139 71
Свердловская область 79 98
Ненецкий АО 136 43
Ульяновская область 78 96
Респ. Татарстан 133 75
Иркутская область 77 91
Новгородская область 126 73
Сахалинская область 77 94
Респ. Адыгея 120 98
Респ. Дагестан 77 100
Оренбургская область 119 90
Амурская область 75 100
Ставропольский край 118 100
Томская область 72 97
Самарская область 117 97
Псковская область 71 99
Архангельская область 116 79
Ханты-Мансийский АО 71 98
Нижегородская область 116 91
Кемеровская область 71 79
Ростовская область 115 97
Забайкальский край 70 84
Респ. Карелия 114 90
Алтайский край 70 99
Тверская область 114 91
Хабаровский край 70 90
Смоленская область 113 95
Респ. Хакасия 68 95
Владимирская область 112 95
Приморский край 66 86
Респ. Марий Эл 112 75
Курганская область 65 98
Волгоградская область 111 92
Еврейская АО 59 100
*с корректировкой
на региональный коэффициент
федерального стандарта
Стоимость ЖКУ не дает представления о расходах населения на эти услуги, т.к. они частично дотируются из бюджетов регионов. В 2003 г. население должно было оплачивать 80% стоимости затрат на ЖКУ, в среднем по стране реально платило 73%, а по регионам уровень возмещения населением различался многократно - от 90-96% до 9-15%. Огромные различия объяснялись и субъективными, и объективными причинами. В регионах с максимальным возмещением (90% и более) это было политическое решение региональных властей, стремящихся снизить неэффективную нагрузку на бюджеты (Белгородская, Московская, Тверская области, Чувашия) или не имеющих средств на поддержку жилищно-коммунального хозяйства (Коми-Пермяцкий АО). Регионы с низким уровнем возмещения также разные. На Крайнем Севере (Эвенкийский, Ненецкий, Таймырский, Корякский, Чукотский АО, республика Якутия) и на Камчатке региональные власти вынужденно сохраняли низкий уровень возмещения населением (9-42% стоимости), т. к. большинство жителей не в состоянии оплачивать сверхдорогие коммунальные услуги. В «богатых» регионах значительные бюджетные доходы позволяли властям сохранять советские формы поддержки, дотируя все население независимо от доходов: в Москве уровень возмещения населением затрат на ЖКУ весь переходный период отставал от среднероссийского и в 2003 г. составил только 54%, в Ямало-Ненецком АО – 55%, в Самарской области и Татарстане – 60-63%. Попытки повысить оплату в С.-Петербурге вызвали протесты населения, поэтому возмещение осталось на уровне 63%, хотя доходы городского бюджета не позволяли дотировать треть стоимости ЖКУ. В некоторых средних и бедных регионах власти также избегали роста социальной напряженности и дотировали от половины до трети стоимости ЖКУ из бюджетов (Новгородская, Орловская, Брянская, Псковская, Читинская области, Алтайский край, республики Ингушетия и Карачаево-Черкесия – 58-66%).
В 2004-2008 гг. отстававшие регионы вынуждены были быстрее повышать тарифы и уровень оплаты, что болезненно воспринималось населением. Там же, где раньше и существенней подняли уровень возмещения, начался рост неплатежей, особенно на Дальнем Востоке и на юге Сибири, где реальные доходы населения низки. В целом уровень возмещения населением оплаты ЖКУ вырос за пять лет с 73 до 87%, тенденция роста была почти повсеместной. Регионы в значительной степени выровнялись: в 4/5 регионов уровень возмещения затрат на услуги ЖКХ превысил 85%. Но сохранились регионы с очень высокой бюджетной поддержкой оплаты услуг ЖКХ. На Чукотке население в 2008 г. оплачивало только 31% стоимости этих услуг, в Якутии - 47%, в Магаданской области – 57%, что можно отчасти оправдать дороговизной ЖКУ на Севере. Однако и в Москве жители оплачивали только 59% стоимости ЖКУ, и это исключительно политическое решение властей города. В результате максимальные бюджетные дотации получают столичные владельцы больших квартир.
Очень высоки региональные различия в номинальной стоимости ЖКУ для населения. По данным Росстата, в 2008 г. меньше всего платили жители Дагестана (560 руб. в месяц на человека, или 59% от среднего уровня), Белгородской и Воронежской областей (72–73%), а больше всего – жители Камчатского края (309%) и Чукотского АО (191%), где ЖКУ значительно «подорожали» после утраты преимуществ "прописки" трейдеров "Сибнефти". Географическая логика удорожания услуг на севере и востоке не соблюдалась в полной мере даже по номинальной стоимости ЖКУ. При корректировке стоимостных показателей жилищной статистики на федеральный стандарт (для учета влияния удорожающих факторов) полученная картина неравенства выглядит еще более странной. Можно сказать, что в регионах России сохранился "сепаратизм" в такой социально значимой сфере, как оплата ЖКУ.
Сравнение стоимости ЖКУ в рублях, даже скорректированное на удорожающие факторы, не показывает, насколько дорого обходится жилье и коммунальные услуги населению. Такую оценку можно сделать двумя способами. Во-первых, сравнивая стоимость жилищно-коммунальных услуг по данным жилищной статистики и их оплату населением со среднедушевыми доходами жителей каждого региона, рассчитанные балансовым методом. Во-вторых, используя данные Росстата о доле расходов на ЖКУ в потребительских расходах населения, полученные в ходе бюджетных обследований домохозяйств. Сразу следует отметить, что сравнение этих показателей выявляет большой их разброс, что отражает проблемы учета как расходов на ЖКУ, так и доходов населения.
По
данным жилищной статистики за 2003 г. (рис.
6а) возмещаемая населением оплата ЖКУ
в среднем по стране составила 8% среднедушевых
доходов. В Москве она минимальна (2%) благодаря
двум факторам: бюджетным дотациям ЖКУ
и завышенным доходом населения при дооценке
балансовым методом. Максимальное соотношение
имели некоторые республики Северного
Кавказа, где явно недоучитываются доходы
населения. Крайне трудно поверить, что
население Ингушетии в 2003 г. тратило 38%
всех денежных доходов на оплату жилищно-коммунальных
услуг. Более реалистично выглядели достаточно
высокие показатели некоторых «бедных»
регионов (Коми-Пермяцкий АО, Ивановская
область), где уровень возмещения населением
оплаты ЖКУ составлял 17-21% денежных доходов
населения), а также минимальные показатели
развитых регионов (нефтегазодобывающие
округа, С.-Петербург, Татарстан, Вологодская
и Самарская области), где оплата ЖКУ составляла
5-6% среднедушевых доходов населения. Очевидно,
что эти цифры не отражают затрат на ЖКУ
групп населения этих регионов с невысокими
доходами. В 2008 г. по данным жилищной статистики
возмещаемая населением оплата ЖКУ составила
только 6,3% среднедушевых доходов. Снижение
показателя выглядит странно: доходы населения
росли, но тарифы на ЖКУ росли еще быстрее.
Региональные различия в 2008 г. (рис. 6б)
стали менее резкими и более понятными.
Отношение возмещаемой населением оплаты
ЖКУ к доходам максимально в слаборазвитых
и проблемных восточных регионах с низкими
доходами населения и сильным удорожанием
услуг ЖКХ (республики Тыва, Алтай, Камчатский
край, Амурская область). Как и пять лет
назад, минимален показатель столицы и
"богатых" нефтегазодобывающих округов,
но низкий показатель в регионах с сильной
поляризацией уровня жизни не отражает
проблем малообеспеченного населения
и пенсионеров.