Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа
Коммунальное хозяйство – это самостоятельные организации и предприятия, ремонтно-строительные учреждения, эксплуатационные учреждения, дирекции; транспортные организации, - т.е. организации, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию жилищно-коммунального фонда.
Введение
Глава 1.
1.1 Структура ЖКХ и тарифы на оказываемые услуги
1.2 Анализ преобразований жилищной системы
1.3 Бюджетное финансирование ЖКХ
1.4 Реформирование ЖКХ
Заключение
Список использованной литературы
Рис. 6а.
Распределение регионов по отношению
стоимости оплаты ЖКУ к доходам
(потребительским расходам) населения
в 2003 г. по разным источникам данных
Рис. 6б.
Распределение регионов по отношению
стоимости оплаты ЖКУ к доходам
(потребительским расходам) населения
в 2008 г. по разным источникам данных
Жилищная статистика позволяет оценить, какую часть расходов на ЖКУ выплачивает само население, а какая дотируется из бюджетов регионов. Если бы не было такой компенсации, в 2003 г. население тратило бы не 8%, а 11% среднедушевых доходов на оплату ЖКУ. В 2008 г. по данным жилищной статистики соотношение составило 6 и 7% соответственно, эти цифры не вызывают доверия. Тем не менее географическая логика просмативается: на Крайнем Севере при высокой стоимости услуг ЖКХ население платит существенно меньшую долю и более значительная часть расходов компенсируется из бюджета региона. Если на Севере довести оплату населением до 100% существующей стоимости ЖКУ без ее снижения, это приведет к резкому усилению миграционного оттока.
Второй
способ оценки не требует расчетов,
в статсборниках публикуются
данные выборочных бюджетных обследований
домохозяйств о доле расходов на ЖКУ
в потребительских расходах населения.
Для России в целом они схожи
с предыдущей оценкой по жилищной
статистике (7-8% всех расходов населения
в 2003-2008 гг.). Но региональная картина по
данным бюджетных обследований в 2003 г.
была иной – доля расходов на ЖКУ в большинстве
регионов ниже и более выровнена (рис.
5а). Даже в наиболее проблемных Московской,
Ивановской, Мурманской, Амурской областях,
Приморском крае и Корякском АО расходы
на ЖКУ не превышали 10-11% всех расходов
населения, в Ингушетии на эти цели население
тратит только 2,5%, в Тыве – 3% расходов.
Столь сильное расхождение с данными жилищной
статистики отчасти можно объяснить более
точной оценкой выравнивающего воздействия
жилищных субсидий и льгот в обследованиях
бюджетов домохозяйств. В 2007-2008 гг. региональная
ситуация изменилась (рис. 5б). Лучше стали
работать «географические факторы»: восточные
и северные регионы все более явно лидируют
по доле расходов населения на ЖКУ (Сахалинская
область -14%, Амурская -13%, Чукотский АО
-13%, Мурманская область -11%, Еврейская авт.
область и Приморский край -10%), в южных
регионах, более сельских и теплых, эта
доля, как правило, ниже. Политика сильных
регионов, направленная на сдерживание
цен на услуги ЖКУ, постепенно сворачивается
под давлением федерального центра, хотя
в Москве неэффективные дотации все еще
сохраняются и доля расходов населения
на ЖКУ невысока (7%). Заметно расширилась
группа регионов, в которых доля расходов
на ЖКУ, по данным бюджетных обследований,
значительно выше показателей, рассчитанных
по данным жилищной статистики (отношение
возмещаемой населением оплаты ЖКУ к среднедушевым
доходам). О проблемах качества последней
уже упоминалось. В целом сопоставление
разных источников информации показывает,
что, несмотря на значительные неточности
учета стоимости оплаты жилищно-коммунальных
услуг и их роли в расходах населения регионов,
полученные разными методами оценки постепенно
сближаются.
1.2 Анализ
преобразований жилищной системы
Меры,
принимавшиеся для
Необходимость
активного участия государства
в обеспечении нормального
Основными источниками финансирования организаций ЖКК России являются:
– платежи коммерческих предприятий, пользующихся услугами ЖКХ;
– платежи бюджетных организаций – потребителей коммунальных услуг;
– платежи граждан – потребителей коммунальных услуг;
– дотации федерального бюджета;
– дотации региональных бюджетов.
До
реформы платежи населения на
содержание ЖКХ составляли 4 %, платежи
предприятий и организаций –
20 %, остальными финансовыми источниками
предприятий жилищно-
За период реформы ЖКХ структура источников финансирования предприятий отрасли изменилась, в конце 2006 г. платежи населения в составе финансов ЖКХ составили 80 %. Однако проблемы оптимизации состава и структуры финансов ЖКХ пока не решены, а реформирование финансовых взаимоотношений в отрасли должно быть продолжено.
Предприятия
ЖКХ по-прежнему остаются одним из
крупнейших бюджетополучателей. Во многих
городах и муниципальных
Преобразования жилищно-коммунальной отрасли – важнейшая составляющая всего комплекса проводимых государственных реформ. Трудно назвать еще одну отрасль, где так тесно переплелись финансовые, технические, социальные, политические аспекты, непосредственно затрагивающие интересы каждого жителя.
Анализ актуальности широкого круга вопросов реформирования ЖКХ, таких как состояние жилищного фонда, обновление производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства, экономия теплоэнергоресурсов, обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг и приемлемых расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения, свидетельствует о том, что все они являются первоочередными и требуют комплексного подхода к своему решению.
Несмотря на произошедшие в 2004–2006 гг. при поддержке федерального центра положительные изменения на местах, в целом положение дел в отрасли нельзя признать удовлетворительным. Нарастает комплекс нерешенных финансовых проблем, основными из которых являются зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций; значительный объем недофинансирования отрасли и прочие.
Финансирование жилищно-коммунальной отрасли осуществляется в основном из двух источников:
-
оплата потребителей, которыми могут
выступать население,
-
бюджетное дотирование
Кроме
того, существует система перекрестного
субсидирования, когда одни потребители
за счет больших тарифов по существу
платят за других потребителей (например,
промышленность - за население по услугам
водоснабжения и водоотведения)
Частично
финансирование идет также за счет
расходов предприятий, все еще имеющих
на балансе государственный
Большинство основных фондов в жилищно-коммунальной сфере является муниципальной собственностью, то есть вопросы владения, распоряжения и пользования ими находятся в ведении муниципальных органов власти. Жилищное законодательство и вопросы социальной поддержки населения являются законодательством совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Такая ситуация приводит к большому нормативно-правовому разнообразию в регионах. Эти различия могут заключаться в условиях финансирования отрасли, в подходах к вопросам собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, в социальной, тарифной политике в этой сфере.
Существующая
система ценообразования, основанная
на затратных принципах
Затратный
метод формирования тарифов не создает
стимулов для коммунальных предприятий
к повышению эффективности
В рамках существующей системы не решены методические вопросы рассмотрения тарифов: объективные и субъективные условия, которые могут инициировать процесс рассмотрения тарифов; порядок рассмотрения тарифов; необходимый и достаточный объем информации.
Основными недостатками существующих процедур являются:
- отсутствие формализации целей регулирования,
- закрытость процедуры утверждения тарифов для многих заинтересованных сторон;
- отсутствие срока действия тарифа, что создает ситуацию экономической неопределенности как для предприятий, так и для потребителей;
- отсутствие “прозрачности” при утверждении тарифа.
Одной из наиболее острых проблем остается наличие перекрестного субсидирования, заключающегося в том, что разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным ценам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.
Отсутствует
методология определения тарифа
на ту или иную жилищно-коммунальную
услугу, если она предоставляется
на территории муниципального образования
несколькими предприятиями по разным
ценам в виду, например, объективно разной
стоимости тепловой энергии от разных
источников или разных конкурсных цен
на обслуживание жилищного фонда. Такая
ситуация часто приводит к тому, что утверждаемый
тариф не формирует реальный объем финансовых
средств, необходимый для предоставления
услуги в пределах муниципального образования.
1.3 Бюджетное
финансирование ЖКХ
С
принятием Жилищного кодекса
РФ, Федерального закона от 30 декабря 2004
г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования
тарифов организаций