Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы «Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии»
Актуальность данной работы определяется тем, что германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.
Целью данной работы является ан

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. Основные понятия и принципы бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы…………..……...3
1.2 Принципы построения бюджетных систем различных стран……….….....5
ГЛАВА II. Особенности бюджетной системы Германии
2.1 Государственная финансовая система ФРГ………………………….……..7
2.2 Анализ доходной части федерального бюджета…………………………….9
2.3 Расходы федерального бюджета………………………………………........16
2.4 Анализ проблем бюджетной системы Германии……………………….…20
Заключение……………………………...……………………………………....23
Список использованной литературы.………………………………………25

Файлы: 1 файл

Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии.docx

— 80.07 Кб (Скачать)
      1. обязательных отчислений от заработной платы рабочих и служащих;
      2. взносов предпринимателей:
      3. государственных субсидий из федерального бюджета.

    Особенностью  распределения социальной нагрузки между работниками и работодателями в Германии является равный уровень  их отчисления в социальные фонды. Исключение составляет страхование от несчастных случаев, взносы для которых уплачиваются только работодателем.

    В финансовую систему включены также  внебюджетные фонды, находящиеся в  распоряжении центрального правительства, состав которых меняется в зависимости  от стоящих перед государством задач. Так, с 1990 г действует фонд немецкого  единства, образованный с целью оказания помощи восточным землям, вошедшим в состав объединенной Германии.

    Финансы государственных предприятий —  составная часть финансовой системы  страны. В отличие от ряда других стран Европы ФРГ не проводила  национализации а расширение государственной  собственности шло главным образом  за счет нового строительства. В собственности  федерального правительства находятся  федеральные железные дороги, федеральная  почта, концерны в горнодобывающей, металлургической и электротехнической промышленности и др.

    Бюджетный процесс определяется Конституцией Германии, и включает четыре стадии:

        1. составление проекта федерального бюджета:
        2. рассмотрение и утверждение бюджета парламентом:
        3. исполнение бюджета;
        4. составление отчета об исполнении бюджета, контроль за его исполнением.

    Бундестаг играет главную роль в рассмотрении и утверждении бюджета (в трех чтениях). Принятый парламентом закон  о федеральном бюджете подписывается  федеральным канцлером и министром  финансов, после чего передается на подпись президенту; который принимает  решение об официальной публикации закона.

    Организация исполнения федерального бюджета возложена, прежде всего, на федеральное правительство, министерство финансов, министерство экономики Германии, другие ведомства, а также на правительства земель, которые получают часть средств  федерального бюджета. Отчет об исполнении бюджета составляется Министерством  финансов и направляется в Бундестаг  и Счетную палату, которая осуществляет контроль на всех стадиях бюджетного процесса.

     2.2 Анализ доходной части федерального бюджета

     Формирование  доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой  важный для экономики показатель как "квота государства" (его  доля в ВНП).

     В формировании доходов бюджета ФРГ© особую роль играет налоговая политика. В соответствии с объектом налогообложения налоговое законодательство Германии выделяет три вида налогов:

  1. налоги на собственность;
  2. налоги на обращение;
  3. налоги на потребление.

     К налогам на собственность относятся:

  • налоги на доходы (подоходный налог налог на прибыль корпораций);
  • налоги на имущество (налог на наследство, земельный участок, транспортные средства и др.).

     К налогам на обращение относятся  косвенные налоги: налог на добавленную  стоимость, налог на страховые операции. К налогам на потребление относятся акцизы.

     Конституция Германии определяет виды налогов и полномочия органов власти по их установлению и введению. Налоговые поступления составляют около 80% всех доходов консолидированного бюджета, причем на 2/3 они формируются за счет прямых налогов (подоходного, промыслового и налога на прибыль), а также за счет НДС. Названные четыре налога относятся к общим налогам, поступления от которых формируют бюджеты всех уровней. Но их доля в бюджетах разных уровней различна: в бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно около 9/10,7/10 и 1/3.

     Налоги  Германии делятся на общие, федеральные, земельные и местные (общинные или коммунальные), а также пошлины. В настоящее время налоговые доходы федерального бюджета формируются главным образом за счет доли федерации в общих налогах, к которым относятся:

    • подоходный налог с заработной платы и с заявленного дохода, исчисляемого на основе поданных предпринимателями и лицами свободных профессий деклараций;
    • налог на прибыль корпораций:
    • НДС, часть которого перечисляется в бюджет ЕС и в фонд «Немецкое единство»;
    • промысловый налог

     Формирование  доходов определят целую систему  финансовых каналов, по которым в  казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как  важнейшая подсистема бюджетной  политики. Налоговые поступления  составляют 4/5 всех доход бюджета  ФРГ, причем на 2/3 налоговые поступления  формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная (таблица 2, 3).

Налоговые доходы федерального

бюджета Германии в 2006-2008 гг. 1                                                                           Таблица 1

Налоги Доходы  федерального бюджета, млрд. евро
2006 2007 2008
Подоходный  налог 59,5 54,6 69,4
Налог на прибыль 14,2 16,4 17,6
Налог на добавленную стоимость 74,1 76,0 78,3
Промысловый налог 1,1 1,2 2,2
Налог на табак 16,4 16,3 16,2
Налог на водку  2,2 2,1 2,1
Налог на сырую нефть 42,6 42,9 43,2
Отчисления  землям от налога на сырую нефть -7,2 -7,3 -7,4
Налог на электроэнергию 6,7 6,9 7,0
Прочие  федеральные налоги 21,4 22,0 22,6
Отчисления  в ЕС -18,1 -18,5 -19,5
Дополнительные  доходы -14,7 -14,8 -14,7
Налоговые доходы 202,6 210,3 216,8
 
---

 Система распределения налогов между

уровнями  бюджетной системы                                                                                   Таблица 2

Налоги Поступления

в федеральный

бюджет

Поступления

в бюджеты

земель

Поступления

в бюджеты

общин

Налог с оборота 52,1 46,02 1,88
Налог на прибыль 50 50 -
Подоходный  налог 42,5 42,5 15
 

Налоговые доходы уровней бюджетной системы  ФРГ                                            Таблица 3

Федерация Земли Общины
- таможенные  пошлины

-акцизы

-налог на  грузовой транспорт

-налог с оборота  капитала, страховой налог

- единовременные  имущественные сборы, взимаемые  для осуществления компенсаций  за ущерб, причиненный войной

-дополнительные  сборы к подоходному налогу  и к налогу с корпораций

- сборы в рамках  ЕС

- налог на  имущество

- налог на  наследство

- автомобильный  налог

- налог на  пиво

-налоги, связанные  с товарно - денежными и имущественными  отношениями

- сборы с выручки  игорных домов

- подоходный  налог

- налог с корпораций

- налог с оборота

     

    К неналоговым доходам федерального бюджета относятся рентные платежи, доходы от приватизации земельных участков и иного имущества. В качестве доходов в федеральный бюджет регулярно включается многомиллиардная прибыль Бундесбанка.

    К налогам земель относятся налоги на наследство, приобретение земельного участка, автомобили, пиво, проведение лотерей, скачек и содержание игорных домов, пожарную охрану Однако значительно большая доля доходов в земельные бюджеты поступает в процессе распределения подоходного налога.

    К налогам общин  относятся местные налоги на потребление и расходы, важнейшими из которых являются поземельный и промысловый (60% в совокупных доходах общин). Местные налоги на потребление и расходы включают налог на напитки (продажу напитков в разлив), развлечения, собак, охоту и рыбную ловлю. В местные бюджеты поступает налог на открытие питейных заведений, небольших гостиниц, а также налог с лиц, владеющими двумя квартирами. Согласно законодательству не допускается параллельное взимание одинаковых налогов на уровне земель и общин.

    Задачи  налоговой реформы в Германии (1999—2005 гг) включали:

  • постепенное снижение налогового бремени на корпорации до 25%;
  • снижение налогов на заработную плату в том числе за счет снижения ставок взносов на социальное страхование;
  • повышение акцизов на бензин с фискальной и экологической целями;
  • расширение социальной помощи семьям, увеличение пособий на детей.

    При определении налога на заработную плату  наемные работники делятся на шесть классов в зависимости  от состава семьи, числа работающих (максимальная ставка была снижена  с 51% в 2001 г до 42% в 2005 г). В ходе реформы была существенно снижена ставка налога на прибыль до 25% с 2005 г для распределенной и нераспределенной прибыли.

    С 1 января 1993 г в связи с «гармонизацией вступления» в ЕС ставка НДС была повышена с 14 до 15%, а в 1999 г —до 16%. На некоторые товары (например, книги, основные продукты питания) установлена льготная ставка НДС в размере 8%. Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8% и делятся, как и в США, в равной пропорции между нанимателем и работником. Составной частью налоговой реформы явилось сокращение налоговых льгот.

    Основные  проблемы системы государственных  финансов Германии сводятся к трем блокам:

Информация о работе Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии