Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы «Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии»
Актуальность данной работы определяется тем, что германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.
Целью данной работы является ан

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. Основные понятия и принципы бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы…………..……...3
1.2 Принципы построения бюджетных систем различных стран……….….....5
ГЛАВА II. Особенности бюджетной системы Германии
2.1 Государственная финансовая система ФРГ………………………….……..7
2.2 Анализ доходной части федерального бюджета…………………………….9
2.3 Расходы федерального бюджета………………………………………........16
2.4 Анализ проблем бюджетной системы Германии……………………….…20
Заключение……………………………...……………………………………....23
Список использованной литературы.………………………………………25

Файлы: 1 файл

Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии.docx

— 80.07 Кб (Скачать)
    1. общее оздоровление госфинансов и повышение устойчивости финансовой системы, означающее среднесрочную сбалансированность госбюджета, при оптимизации государственных расходов, прежде всего, путем уменьшения субсидий экономике и государственных взносов в фонды социального страхования;
    2. необходимость радикальной налоговой реформы (упрощение налоговой системы и снижение налоговых ставок на доходы);
    3. реформирование межбюджетных отношений и модернизация бюджетного федерализма (механизмов вертикального и горизонтального финансового выравнивания).

     В ФРГ налоги используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя стимулирования темпов экономического роста. Налоговое регламентирование  условий накопления общественного  капитала является в настоящее время  одним из основных инструментов государственного регулирования экономики.

     Рассмотрим подробнее основные налоги ФРГ:

  1. Налогом на добавленную стоимость облагается вся система частного и общественного потребления. Взимание налога с налога принципиально исключается путем вычета так называемого «входного» НДС. В качестве его можно вычитать НДС на товары, приобретенные внутри Европейского союза, а также импортный НДС, уплаченный предпринимателем в таможенный орган при ввозе товара из стран, не являющихся членами ЕС. Плательщиками НДС являются предприниматели, т, е. лица, самостоятельно занимающиеся предпринимательской деятельностью или профессиональной деятельностью. Только предприниматели имеют право вычитать «входной» налог. Не платят налог предприниматели с местонахождением в Германии, свободном порту или в определенных районах прибрежных вод, оборот которых с НДС в предшествовавшем году не превышал определенной суммы. Объектом импортного налога на добавленную стоимость является ввоз предметов с территории третьих стран на национальную территорию. Отправной точкой определения налоговой базы импортного НДС является таможенная стоимость ввозимого товара.

     2. Налоговая система ФРГ опирается,  так же, на подоходный налог.  Доля подоходного налога превышает  1/3 общей суммы налоговых поступлений.  Подоходный налог взимается с физических лиц (причем, если они постоянно проживают в Германии, то платят этот налог с доходов, полученных и в других странах, если они еще не были обложены налогом). Это самый важный вид налогов: он дает немногим меньше 40% всех налоговых поступлений. Его разновидностями (с особым способом взимания — путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.

     Налог взимается по прогрессивной шкале  до объема доходов с 10001 евро для тех людей, которые предпочитают платить налог отдельно сами за себя, и 20 001 евро для тех, кто состоит в браке и предпочитает платить налоги вместе и получать налоговые возвраты вместе. Оплата налога семейными парами практикуется чаще всего тогда, когда у одного супруга высокий доход, а у другого — средний или низкий. Необходимо помнить, что система налогообложения доходов в Германии резко прогрессивная — от 3,8% — ставка на низкий доход до 36,72% — за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% — для семей. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

     Основной  вычет для человека равен 7 664 евро, а для семейной пары — 15 329 евро. Этот налоговый вычет из налогооблагаемого дохода рассчитывается как основные расходы человека на питание, жилье, коммунальные услуги. Ежегодно он изменяется в зависимости от стоимости жизни. Родители имеют право также на вычет в размере платы за первое образование после школы (до 4 000 евро в год). Это может быть как высшее образование, так и специальное.

  1. Обложение юридических лиц производится посредством налога на прибыль. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%.
  2. Налог на сырую нефть.
  3. Прочие федеральные налоги. Доля промыслового налога невелика - менее 1 %, но поскольку большая его часть перераспределяется в бюджеты общин, то он играет важную роль. Налог в относительном выражении увеличивает свою долю с 0,54 в 2006 до 0,58% к 2011г. в абсолютном выражении он увеличился к 2008 на 0,1 и к 2011г. прогнозируется увеличение еще на 0,1 млрд. евро.
  4. Налог на табак в абсолютном и относительном выражении в динамике уменьшается. С 2006 по 2008 г. уменьшился на 0,2 млрд. евро, а к 2010 предполагается уменьшение еще на 0,1 млрд. евро. В относительном выражении его доля снизилась с 8,09 и как предполагается до 7,2% в 2011г.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод  о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС  в структуре налоговых доходов(36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое  бремя в сравнении с другими  европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме  налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли  от экономической деятельности государственных  предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно  включаются многомиллиардная прибыль  центрального банка ФРГ. Несколько  меньшее значение имеют поступления  процентных выплат за предоставленные  межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также  средства от реализации этих участий.

     2.3 Расходы федерального бюджета.

     Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного воспроизводства  выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

     Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства  представляет собой компромисс между  экономическим ростом и равномерным  распределением богатства.

     За  счет бюджета обеспечивается в первую очередь финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и  общин. На центральное правительство  возлагаются все военные расходы, расходы на внешние отношения, основная часть социальных расходов, а также  расходов на субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование отдельных отраслей, регионов, науки. В структуре расходов на социальные цели они с учетом социальных фондов достигают 46-48%  

Расходы федерального бюджета Германии в 2006-2008 г.2                                      Таблица 4

п\п

Вид расходов Расходы федерального бюджета, млн. евро
2006 2007 2008 Изм. 2008 по ср. с 2006
А Социальное  обеспечение 112165 111829 112694 0,47
  % от общей  суммы расходов 44,22 43,49 43,34  
В Оборона 24114 24810 24809 2,80
  % от общей  суммы расходов 9,51 9,65 9,54  
С Защита  потребителей, питание, сельское хозяйство 1137 1156 1161 2,07
  % от общей  суммы расходов 0,45 0,45 0,45  
D Стимулирование  экономики 5752 6111 5931 3,02
  % от общей  суммы расходов 2,27 2,38 2,28  
E Транспорт 19184 19113 18362 -4,48
  % от общей  суммы расходов 7,56 7,43 7,06  
F Строительное  дело 1742 1448 1151 -51,35
  % от общей  суммы расходов 0,69 0,56 0,44  
G Исследования, образование и  наука, культура 10757 10650 10265 -4,79
  % от общей  суммы расходов 4,24 4,14 3,95  
H Охрана  окружающей среды, спорт 614 590 581 -5,68
  % от общей  суммы расходов 0,24 0,23 0,22  
I Внутренняя  безопасность, иммиграция 3452 3429 3433 -0,55
  % от общей  суммы расходов 1,36 1,33 1,32  
J Экономическое сотрудничество и  развитие 3808 3885 3954 3,69
  % от общей  суммы расходов 1,50 1,51 1,52  
К Общее финансовое хозяйство 62725 65846 69536 9,79
  % от общей  суммы расходов 24,73 25,61 26,74  
  Итого 253639 257137 260014 2,45

     

     Из  таблицы 4 видно, что наибольший удельный вес имеют расходы на социальное обеспечение, процентные расходы, на оборону, транспорт.

     К расходам федеральных властей Германии относятся оборона, социальная сфера, почта, телекоммуникации, транспорт, а также определенная доля расходов на образование (5%) и здравоохранение. Основная доля расходов на образование (95%) приходится на бюджеты земель.

     Значительное  влияние на модель бюджетного федерализма  оказывают декларируемые центральной  властью цели социально-экономической  политики. В Конституции ФРГ закреплен  принцип единства жизненного уровня на всей территории страны. Реализация этого принципа предполагает оказание финансовой помощи экономически менее  развитым землям. Для обеспечения  такого перераспределения ресурсов необходимы относительно высокие федеральные  налоги.

     Собственно, снижаются возможности для использования  местных налогов. Иначе резко  возросло бы общее налоговое бремя. Тем не менее, после объединения  западных и  восточных немецких земель и введения специального налога для выравнивания уровней экономического развития тенденция к централизованной модели стала заметной в Германии.

     Проблема  бюджетного дефицита в Германии существует с 1980-х гг. (от 3,3% до 4,9%). В связи  с объединением Германии в 1990 г. Бюджетный  дефицит значительно увеличился. Хотя в 2000 г. Бюджет был профицитным (+1,3%), что связано с огромными  доходами от продажи лицензий на мобильную  связь третьего поколения и значительными  поступлениями от приватизации.

     В течение последних лет не удается  снизить государственный долг до уровня, не превышающего 60% ВВП, как  предусмотрено Маастрихстскими  соглашениями. Государственный долг бюджетов всех уровней в 2003  г. Достиг 1331,5 млрд. евро (в том числе федеральный  долг – 760,5 млрд. евро, то есть 57% совокупного  долга). На каждого жителя приходится более 15 тысяч евро государственного долга. Среди федеральных земель выделяется Северный Рейн-Вестфалия, чей долг приблизился к 117 млрд. евро.

     Наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. Среди социальных расходов наибольший удельный вес принадлежит услугам пенсионного страхования, рынку рабочей силы. Второе место по удельному весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство. Доля этих расходов растет. Третьей статьей по удельному весу являются расходы на оборону. В 2008 г. их доля составила 9,5%. В относительном выражении доля этих расходов остается постоянной. В абсолютном выражении расходы на оборону постепенно увеличиваются. В разделе «оборона» выделяют два подраздела – военные расходы и дальнейшие оборонные расходы.

     Доля  науки снижается с каждым годом. В абсолютном выражении расходы по этому разделу так же снижаются. Выделяется несколько подразделов: наука, исследования и развитие, высшие учебные заведения, стимулирование образования, стимулирование молодых научных кадров и профессиональное образование. Образование является приоритетным направлением. Увеличение инвестиций в эту область рассматривается как существенная предпосылка для повышения производительности экономики, завоевания новых рынков и улучшения квалификации молодого поколения. Важным является создание «школ полного дня». Эта программа ориентирована прежде всего на аудиторию детей мигрантов к немецкой среде. Правительство уделяет большое внимание созданию равных условий получения образования. Кроме того в 2005 г. правительство начало реализацию программы по адаптации системы образования к требованиям Болонского процесса. Целью процесса адаптации, который был завершен до 2010 г., по оценке правительства, является улучшение условий учебы, снижение числа не окончивших обучение и сокращение времени на обучение, интернационализация институтов, усиление автономии высшей школы. Для повышения результативности научных исследований вузов и для их внедрения в экономику была принята соответствующая программа, в рамках которой в 2005—2010 гг. дополнительно выделялись бюджетные средства ведущим университетам в размере около 100 млн. евро в год. Такое же дополнительное финансирование предоставляется невузовским научным центрам. Правительство ожидает повышения качества, эффективности и продуктивности научно-исследовательской системы. 

2.4 Анализ проблем  бюджетной системы  Германии

     В бюджетной системе ФРГ существует много позитивных моментов, но в то же время существуют и проблемы.

     Во-первых, согласно анализу, проведенному Институтом экономических исследований в Халле (по поручению Министерства финансов ФРГ) на предмет целевого использования бюджетных средств в восточных землях Германии, только Саксония израсходовала их по назначению, инвестировав подавляющую часть в развитие инфраструктуры и потратив лишь малую толику на текущие расходы ввиду низких налоговых поступлений. Доля средства из федерального бюджета, использованная не в целевом порядке, составила в Саксонии-Анхальт - 79%, в Тюрингии - 53, в Мекленбурге-Передней Померании - 49, в Бранденбурге - 41. Берлин вообще не потратил ни одного евроцента на цели, предусмотренные "Пактом солидарности". Выяснилось, что выделяемые на его основании средства ушли на "штопание бюджетных дыр" - оплату чиновников, начисление персональных пенсий и покрытие старых земельных долгов. Т.е. остро стоит проблема увеличения эффективности целевого использования бюджетных средств.

Информация о работе Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии