Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы «Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии»
Актуальность данной работы определяется тем, что германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.
Целью данной работы является ан

Оглавление

Введение………………………………………………………………….………2
ГЛАВА 1. Основные понятия и принципы бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы…………..……...3
1.2 Принципы построения бюджетных систем различных стран……….….....5
ГЛАВА II. Особенности бюджетной системы Германии
2.1 Государственная финансовая система ФРГ………………………….……..7
2.2 Анализ доходной части федерального бюджета…………………………….9
2.3 Расходы федерального бюджета………………………………………........16
2.4 Анализ проблем бюджетной системы Германии……………………….…20
Заключение……………………………...……………………………………....23
Список использованной литературы.………………………………………25

Файлы: 1 файл

Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии.docx

— 80.07 Кб (Скачать)

     Кроме того существует еще одна проблема. Несмотря на многообразную систему выравнивания у нее есть недостатки. Еще в 1993 г. в связи с неблагополучным экономическим положением восточногерманских земель федерация и земли заключили так называемый "Пакт солидарности" сроком на 10 лет. В нем содержалось обязательство ежегодно осуществлять трансферты в бывшую ГДР в размере 20.6 млрд. марок (10.3 млрд. евро). За этот период в восточногерманскую экономику было вложено 94.5 млрд. евро. Однако с окончанием действия пакта финансовые проблемы не закончились, и поэтому в 2005 г.в силу вступил "Пакт солидарности - 2" (срок действия до 2019 г.), который предусматривает поэтапное выделение финансовых средств на развитие "новых" земель в размере 156 млрд. евро (с 2008 г. предполагается уменьшение ежегодных объемов трансфертов). Деньги распределены по двум "корзинам": первая объемом в 105 млрд. евро предназначена в основном для инфраструктурных проектов и укрепления финансового положения восточногерманских муниципалитетов; средства из второй "корзины" объемом в 51 млрд. евро выделены, прежде всего, для стимулирования региональной экономики (11.б млрд. евро), развития транспортной сети (8 млрд. евро), жилищного и городского строительства (6.2 млрд. евро), научных исследований и образования (7.8 млрд. евро) и т. д.

     Можно понять недовольство южно- и западногерманских земель-доноров, к которым относятся Гессен, Гамбург, Баден-Вюртемберг, Бавария, и Северный Рейн-Вестфалия: общий объем средств на "выравнивание финансовых различий" между "богатыми" и "бедными" землями после включения в экономику страны территории бывшей ГДР, вырос с примерно 1.5 млрд. евро в 1994 г. до более чем 6 млрд. евро в 1996 и превысил сумму в 8 млрд. евро в 2000 г. В особой степени были затронуты интересы Баварии, взносы которой в пользу "бедных" возросли с 6 млн. в 1993 г. до 1.3 млрд. в 1995 и составили 2.3 млрд. евро в 2001 г. Причем ее попытка добиться финансовых послаблений путем обращения в Конституционный суд ФРГ осталась безрезультатной. Год спустя рекорд Баварии побил Гессен, раскошелившись на 2.4 млрд. евро. В 2005 г. земли-доноры переправили в остальные 11 земель - получателей помощи 6.9 млрд. евро, из них 5.6 млрд. ушли в бывшую ГДР. Федерация выделила на эти цели 14,6 млрд. евро, из них 13.8 млрд. "утекли" на восток. В будущем, правда, предполагается, что «богатые» будут выделять меньше средств другим землям.

     Кроме того в Основном законе ФРГ записано, что размер ежегодных новых заимствований  отдельно взятой земли (это правило  касается и самой федерации) не должен превышать сумму средств, ежегодно направляемых на инвестиции. Однако данное предписание в течение ряда последних лет нарушалось как федерацией, так и большинством земель. Неудивительно, что отдельные успешные земли, - как, например, Бавария (вышла в 2006 г. на бездефицитный бюджет) и Саксония, которая имеет устойчивую тенденцию к снижению государственной задолженности и росту экономики (в 2006 г. собрала налогов на 900 млн. евро больше, чем было запланировано), — отказываются платить по долгам других земель.

     Рассмотренные проблемы требуют внимания и необходимо предпринимать попытки их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Обобщая вышесказанное, бюджетная система  – это основанная на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой  установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической  системе государства и его  административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные  принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует  бюджетное устройство страны. Бюджетная  система может состоять из двух или  трех звеньев. В унитарных (единых) государствах имеются центральный и местные  бюджеты; в федеративных существует также среднее звено — бюджеты  членов федерации.

     Финансовая  система Федеративной Республики Германия включает в себя бюджеты трех уровней, специальные правительственные  фонды, государственные предприятия.

     Формирование  бюджетов происходит в основном за счет поступления налоговых платежей. Налоги Германии делятся на общие, федеральные, земельные и местные (общинные или коммунальные), а также пошлины. В настоящее время налоговые доходы федерального бюджета формируются главным образом за счет доли федерации в общих налогах Следует учесть, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенные налогов в два раза. Преобладание прямых налогов говорит о высокой степени справедливости распределения доходов в обществе. Налоговое бремя ФРГ остается высоким в сравнении с другими странами.

     По  части расходов можно сказать, что  бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного фонда денежных средств государства. В ФРГ бюджет имеет социальную направленность. Основная доля расходов идет на социальное обеспечение. На втором месте расходы на экономику, военные расходы, далее идут расходы на науку образование, управленческие расходы и прочие.

     Так же видно, что в ФРГ высокое  налоговое бремя в сравнении  с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Несколько меньшее значение имеют  поступления процентных выплат за предоставленные  межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также  средства от реализации этих участий.

     В ФРГ существует ряд проблем, которые  требуют решения. Среди них проблема целевого использования средств, необходимость  увеличения доходов, реформирование системы  финансового выравнивания.

     В целом можно сказать, что финансовая система Германии построена таким  образом, что она вполне соответствует  правительственной политики социальной рыночной экономики. Огромное внимание уделяется социальному обеспечению  и поддержанию нормального уровня жизни населения.

 

     

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев П., Беленчук А. А. , Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система: учеб. Пособие для вузов/ П.Афанасьев. – М.: Юрайт, 2009
  2. Балтина, А. М. Финансовые системы зарубежных стран : учеб. пособие для вузов / А. М. Балтина, В. А. Волохина, Н. В. Попова . - М. : Финансы и статистика, 2007.
  3. Гутник, В. Политика хозяйственного порядка в Германии / В. Гутник ; РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М. : Экономика, 2002.
  4. Ефимов В.С. Финансы, часть 2, учебно-методический комплекс, Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010
  5. Третнер, К.Х. Реформирование межбюджетных отношений в Германии // Финансы. - 2003. - N1
  6. Сайты

    http://www.germania-online.ru

    http://www.e-college.ru

    http://www.budgetrf.ru

    http://finanso-blog.blogspot.com 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение  А

Расходы федерального бюджета в 2006-2008 гг.

п\п

Вид расходов Расходы федерального бюджета, млн. евро
2006 2007 2008
А Социальное  обеспечение 112165 111829 112694
А1 Услуги пенсионного  страхования 78849 79675 80970
А2 Рынок рабочей  силы 21780 20936 20696
А3 Услуги для  семьи 3386 3362 3354
А4 Дотация на аренду жилья 770 750 730
А5 Премия за строительство  жилья 525 436 442
А6 Услуги жертвам  войны 2783 2559 2352
А7 Возмещение, компенсация  ущерба 278 263 249
А8 Сельскохозяйственная  социальная политика 3794 3848 3901
В Оборона 24114 24810 24809
В1 Военные расходы 24000 24700 24700
В2 Дальнейшие  оборонные расходы 114 110 109
С Защита  потребителей, питание, сельское хозяйство 1137 1156 1161
С1 Прогшрамма  «Улучшение аграрной структуры и  охрана окружающей среды побережья» 680 680 680
С2 Прочие мероприятия  в области сельского хозяйства 457 476 481
D Стимулирование  экономики 5752 6111 5931
D1 Энергия 1987 2336 2311
D2 Прочее секторальное  стимулирование экономики 460 410 396
D3 Мелкий и  средний бизнес, исследования и стимулирование технологии 627 677 675
D4 Региональное  экономическое стимулирование 818 738 698
D5 Гарантии и  другие мероприятия 1860 1950 1851
E Транспорт 19184 19113 18362
E1 Федеральные железные дороги 9497 9241 8437
Е2 Федеральные автострады 5117 5279 5335
Е3 Федеральные водные пути 1476 1501 1507
Е4 Улучшение транспортного  сообщения в общинах  1667 1667 1667
Е5 Прочие мероприятия  1427 1425 1416
F Строительное  дело 1742 1448 1151
F1 Жилье и городское  строительство 1593 1358 1094
F2 Перенос местонахождения  парламента 149 90 57
G Исследования, образование и  наука, культура 10757 10650 10265
G1 Наука, исследования и развитие (кроме вузов) 6785 6893 6991
G2 Высшие учебные  заведения 1230 1295 1275
G3 Стимулирование  образования, молодых научных кадров 1330 1334 1338
G4 Профессиональное  образование и иные сферы образования 1412 1128 661
H Охрана  окружающей среды, спорт 614 590 581
I Внутренняя  безопасность, иммиграция 3452 3429 3433
J Экономическое сотрудничество и  развитие 3808 3885 3954
К Общее финансовое хозяйство 62725 65846 69536
К1 Процентные  расходы 39845 42661 45606
К2 Услуги снабжения 14324 14496 14702
К3 Государственное имущество - 193 680
К4 Правопреемство  дел учреждения опеки 361 314 273
К5 Прочие расходы 8195 8182 8275
  Итого 253639 257137 260014

Информация о работе Особенности бюджетного устройства зарубежных развитых стран на примере Германии