Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:31, реферат
Составной частью системы управления финансовыми ресурсами Омской области является управление государственным долгом. Государственный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь задачи управления государственным долгом с вопросами обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации, осуществляющего заимствования.
Федеральное законодательство относит вопросы обслуживания и погашения государственного долга субъекта Российской Федерации к вопросам, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Долг к погашению полностью
рефинансируется, то есть
В рамках обеспечения экономической безопасности Омской области стратегия управления государственным долгом состоит в поддержании предельного объема государственного долга на уровне не более 50 процентов от доходов областного бюджета и планировании долговых обязательств Омской области, предполагающем обслуживание и погашение государственного долга исключительно за счет доходов областного бюджета.
5. Планирование областного
его дефицита, составление программы государственных внутренних
заимствований Омской области, определение суммы расходов
на обслуживание государственного долга
Планирование объема и структуры государственных заимствований Омской области должно осуществляться в следующем порядке:
1. При составлении прогноза
2. На основе анализа и прогноза конъюнктуры рынка финансовых услуг определяется доступный объем, возможные срочность и стоимость государственных заимствований Омской области на очередной финансовый год и плановый период.
3. Исходя из величины долговой
емкости областного бюджета,
Управление структурой государственного долга необходимо осуществлять посредством осуществления заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям Омской области в привлечении финансовых ресурсов и способствующих снижению расходов на обслуживание государственного долга при заданном уровне рисков.
В целях управленческого учета вводится классификация долговых обязательств Омской области на прямые и условные.
Прямые обязательства Омской области включают в себя:
- государственные ценные бумаги Омской области;
- бюджетные кредиты,
- кредиты, полученные Омской
областью от кредитных
Под условными обязательствами Омской области понимаются долговые обязательства Омской области, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий. К условным обязательствам относятся договоры о предоставлении государственных гарантий.
На основе данных об объеме и условиях привлечения долговых обязательств составляется платежный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств (Гплi):
Гплi = SUM (Рпог + Робcл ) + SUM Гарантия , где:
j i i k i
j
Рпог - расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде;
i
j
Робcл - расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде;
i
k
Гарантия - ожидаемый платеж по k-ому условному обязательству в i-ом
i
периоде в соответствии с условиями договоров о предоставлении
государственных гарантий.
Сопоставление платежного графика с долговой емкостью областного бюджета дает представление о свободной долговой емкости областного бюджета для новых государственных заимствований Омской области на выбранном интервале планирования.
Исходя из рыночной ситуации или целей привлечения, определяется необходимая величина свободной долговой емкости (СДЕi), при этом учитываются платежи на обслуживание и погашение существующего государственного долга.
СДЕi = ДЕi - Гплi
При средне- и долгосрочном планировании СДЕi определяется с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании - с меньшим временным периодом.
Если свободная долговая емкость
положительна на всем интервале планирования,
то может быть осуществлено привлечение
новых государственных
Если свободная долговая емкость окажется отрицательной в каком-либо периоде, то это означает, что в этом периоде исполнение прямых и условных обязательств за счет доходов областного бюджета невозможно. В зависимости от длительности периода с отрицательной свободной долговой емкостью возможны два случая:
- если свободная долговая
- если свободная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, то это означает, что возникает кассовый разрыв областного бюджета. Решение проблемы в данном случае можно осуществить путем рефинансирования долговых обязательств, а также за счет привлечения в соответствующем году краткосрочного государственного заимствования на финансирование кассового разрыва.
Таким образом, свободная долговая емкость областного бюджета оценивается для каждого периода внутри интервала планирования и представляет собой средства областного бюджета после исполнения уже принятых прямых и ожидаемых условных обязательств в соответствующем периоде.
Распределение обязательств по времени
должно осуществляться так, чтобы в
любой момент Омская область имела
возможность осуществить новые
заимствования в целях
Расходы на обслуживание государственного долга на очередной финансовый год рассчитываются исходя из программы государственных внутренних заимствований Омской области. Сумма расходов на обслуживание государственного долга планируется исходя из прогнозируемого уровня процентных ставок по государственным заимствованиям Омской области и обменных курсов валют.
Увеличение расходов на обслуживание государственного долга при отклонении параметров финансового рынка от прогнозируемых показателей зависит от рисков, присущих долговым обязательствам, находящимся в структуре государственного долга.
Кроме того, при планировании вновь привлекаемых прямых и условных обязательств учитывается совокупность дополнительных ограничений, накладываемых свободной долговой емкостью областного бюджета для новых заимствований. При этом свободная долговая емкость для новых заимствований (СДЕi) делится на три части:
СДЕi = СДЕгарi + СДЕдолгi + СДЕстрахi, где:
СДЕгарi - часть свободной долговой емкости областного бюджета, предназначенная для покрытия ожидаемых платежей по вновь принимаемым условным обязательствам;
СДЕдолгi - часть свободной долговой емкости областного бюджета, отводимая на платежи по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;
СДЕстрахi - страховочная часть свободной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности областного бюджета, возникающий вследствие ошибок планирования и прогнозирования.
Величина СДЕстрахi определяется как фиксированная величина или доля свободной долговой емкости и зависит от точности бюджетного прогноза. Величина СДЕстрахi устанавливается в объеме 15 процентов от общей свободной долговой емкости и может уменьшаться с ростом точности прогнозирования.
Планирование прямых долговых обязательств проводится в трех направлениях:
1) заимствования на покрытие
коротких кассовых разрывов
2) заимствования под капитальные
расходы, в том числе
3) заимствования на рефинансирова
Планирование привлечения
6. Исполнение областного бюджета в части источников
финансирования его дефицита, программы предоставления
государственных гарантий и контроль за объемом расходов
на обслуживание государственного долга
В целях исключения рисков возникновения просроченной задолженности при исполнении областного бюджета необходимо руководствоваться следующими правилами:
- источником погашения долговых обязательств Омской области являются только собственные доходы;
- все кредитные линии
Эти правила позволяют, опираясь на
сроки уплаты налоговых платежей
в областной бюджет, четко выдерживать
графики погашения и
Перевод всех получателей средств областного бюджета на казначейскую систему исполнения областного бюджета позволил обеспечить на счете областного бюджета ежедневный неснижаемый остаток, который поддерживает ликвидность областного бюджета - способность обеспечить своевременное и полное выполнение долговых обязательств Омской области.
В рамках исполнения областного бюджета источниками финансирования дефицита областного бюджета могут быть:
1) разница между полученными
и погашенными Омской областью
в валюте Российской Федерации
бюджетными кредитами, предоста
В связи с неравномерностью поступления доходов и потребностью в финансировании расходов при исполнении областного бюджета в течение года возникают временные кассовые разрывы, основным видом покрытия которых являются бюджетные кредиты. Короткий срок и низкая процентная ставка по бюджетным кредитам позволяют значительно снизить расходы на обслуживание государственного долга, вследствие этого заинтересованность в сохранении данного вида государственных заимствований в структуре государственного долга будет сохраняться;
2) разница между полученными
и погашенными Омской областью
в валюте Российской Федерации
кредитами кредитных
Поддержание оптимальной структуры долговых обязательств является одной из основных задач управления государственным долгом. Несбалансированность бюджета и конъюнктура рынков оказывают значительное влияние на обслуживание долговых обязательств. График платежей составляется таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на областной бюджет. Однако не всегда удается избежать пиковых нагрузок, и возникает необходимость рефинансировать такие выплаты. При изменении рыночных процентных ставок или более выгодных предложений по срокам также возникает необходимость рефинансировать долговые обязательства в целях снижения расходов на обслуживание государственного долга и увеличения сроков привлечения государственных заимствований Омской области. Простота и быстрота получения банковских кредитов, а также индивидуальные гибкие условия кредитных договоров делают кредиты коммерческих банков удобным инструментом для рефинансирования долговых обязательств. Преимущество отдается кредитам и кредитным линиям сроком до одного года. Создание конкурентной среды среди кредиторов позволяет существенно снизить расходы на обслуживание государственного долга;
3) разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Омской области, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение.
Длительный срок и большой объем получаемых средств, а также рыночный способ размещения, обращения и формирования цены делают государственные ценные бумаги одним из основных видов государственных заимствований Омской области для финансирования инвестиционных проектов с длительным сроком окупаемости. Данная форма долговых обязательств позволяет существенно расширить круг кредиторов, сформировать кредитную историю, тем самым положительно воздействовать на дальнейшее экономическое развитие Омской области и, как следствие, снизить расходы на обслуживание государственного долга.