Концепции управления государственным долгом Омской области на период до 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Составной частью системы управления финансовыми ресурсами Омской области является управление государственным долгом. Государственный долг при непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь задачи управления государственным долгом с вопросами обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации, осуществляющего заимствования.
Федеральное законодательство относит вопросы обслуживания и погашения государственного долга субъекта Российской Федерации к вопросам, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

концепция.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 

Руководствуясь Концепцией реформирования региональных финансов Омской области, одобренной распоряжением Губернатора  Омской области от 13 ноября 2006 года N 306-р, в целях совершенствования практики государственных заимствований Омской области, внедрения формализованных процедур управления государственным долгом Омской области и определения основных принципов эффективного управления государственным долгом Омской области:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным долгом Омской области на период до 2010 года (далее - Концепция).

2. Министерству финансов Омской  области в процессе исполнения  областного бюджета и управления  государственным долгом Омской  области, а также при составлении проектов областного бюджета на очередной финансовый год руководствоваться положениями, изложенными в Концепции.

3. Рекомендовать органам местного  самоуправления Омской области  в процессе исполнения местных  бюджетов и управления муниципальным долгом, а также при составлении проектов местных бюджетов на соответствующий финансовый год и проектов среднесрочных финансовых планов учитывать положения, изложенные в Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего  Указа возложить на первого  заместителя Председателя Правительства Омской области Е.М. Вдовина.

 

Исполняющий обязанности

Губернатора Омской области

Е.М.Вдовин

 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

к Указу Губернатора Омской области

от 28 июня 2007 г. N 84

 

КОНЦЕПЦИЯ

управления государственным долгом Омской области

на период до 2010 года

 

1. Общие положения

 

Составной частью системы управления финансовыми ресурсами Омской области  является управление государственным  долгом. Государственный долг при  непродуманной долговой политике является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь задачи управления государственным долгом с вопросами обеспечения экономической безопасности субъекта Российской Федерации, осуществляющего заимствования.

Федеральное законодательство относит вопросы обслуживания и погашения государственного долга субъекта Российской Федерации к вопросам, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ограничения, устанавливаемые законодательством  на объем государственного долга  и на платежи в счет его обслуживания, не позволяют полностью избежать долговых рисков, достоверно выявлять и прогнозировать нарастание кризисных тенденций в экономике.

Концепция управления государственным  долгом Омской области на период до 2010 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с федеральным и областным законодательством и основана на обобщении опыта управления государственным долгом Омской области (далее - государственный долг) в предыдущие годы, опыта управления государственным долгом других субъектов Российской Федерации, а также рекомендациях, разработанных ведущими рейтинговыми агентствами.

Концепция построена на принципах  сохранения достигнутых положительных  результатов, а также выдвижения и решения новых задач в  управлении государственным долгом.

Настоящая Концепция характеризует  текущий уровень развития долговой политики Омской области и определяет задачи на период до 2010 года.

 

2. Цели, задачи и принципы долговой  политики Омской области

 

Управление государственным долгом является одним из важных компонентов системы управления финансовыми ресурсами Омской области и выступает составной частью бюджетной политики Омской области.

Качественное и эффективное  управление государственным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств Омской области, но и прежде всего создание прозрачной системы управления с использованием четких процедур и механизмов, а также обеспечение доступности информации о проводимой долговой политике Омской области.

Под управлением  государственным долгом понимается процесс управления долговыми обязательствами в целях поддержания объема государственного долга на экономически безопасном уровне, минимизации расходов по его обслуживанию, снижения рисков и равномерного распределения во времени связанных с государственным долгом платежей.

В рамках Концепции под долговой политикой Омской области понимается процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственными заимствованиями Омской области.

Основной целью управления государственным  долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств Омской области в полном объеме по более низкой стоимости на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Принципами  управления государственным долгом являются:

- сохранение  объема долговых обязательств Омской области на экономически безопасном уровне;

- полнота и  своевременность исполнения долговых  обязательств Омской области;

- сокращение  стоимости обслуживания государственного  долга;

- доступность  информации о проводимой долговой  политике Омской области, об управлении государственным долгом и доступность информации о государственном долге.

Основными задачами управления государственным долгом являются:

- повышение  эффективности государственных  заимствований Омской области;

- оптимизация  структуры государственного долга в целях минимизации стоимости его обслуживания;

- минимизация  рисков, связанных с осуществлением  государственных заимствований  Омской области;

- обеспечение тесной взаимосвязи  принятия решения о государственных  заимствованиях Омской области с имеющимися потребностями областного бюджета в привлечении заемных средств и оптимизацией использования средств областного бюджета;

- совершенствование учета и  отчетности по обслуживанию государственного  долга.

Управление государственным долгом включает следующие взаимосвязанные направления:

1) планирование объема, сроков привлечения  государственных заимствований  Омской области и структуры  государственного долга;

2) осуществление операций с государственным  долгом, направленных на оптимизацию  его структуры, сокращение расходов на обслуживание и своевременное исполнение долговых обязательств Омской области;

3) реализация комплекса мер по  работе с должниками областного  бюджета в целях снижения потребности  в государственных заимствованиях  Омской области;

4) организация учета долговых  обязательств Омской области  и операций с государственным  долгом в рамках системы казначейского  исполнения областного бюджета;

5) публикация в средствах массовой  информации и сети "Интернет" сведений о долговых обязательствах  Омской области, в том числе по видам долговых обязательств Омской области и срокам их погашения.

 

3. Риски при реализации

 

В рамках настоящей Концепции риск представляет собой возможность  финансовых потерь областного бюджета  в результате наступления событий или совершения действий, которые не могут быть заранее однозначно спрогнозированы.

В качестве количественной оценки риска  используется оценка объема потерь (стоимости  обслуживания и погашения обязательств) областного бюджета в случае наступления  определенных событий.

Основной целью управления рисками  является их минимизация. С точки  зрения основных подходов к минимизации  выделяют:

1) риски, которые могут быть  уменьшены путем принятия соответствующих  решений и совершения необходимых  действий (кредитный риск, риск ликвидности, риск платежа и др.);

2) риски, связанные с внешними  условиями (риск рефинансирования, риск процентной ставки, валютный  риск, риск пролонгации, риск цены  выкупа и др.).

Способами минимизации первой группы рисков являются:

- повышение качества перспективного финансового планирования;

- построение оценки долговой  емкости областного бюджета на  основе прогнозов социально-экономического  развития Омской области и  финансового состояния Омской  области;

- планирование структуры и объема  государственного долга исходя из условия, что объем расходов на погашение и обслуживание обязательств в каждом периоде не должен превышать величины долговой емкости в этом периоде, основанной на прогнозе социально-экономического развития Омской области и уменьшенной на страховочную часть долговой емкости;

- анализ кредитоспособности получателя  государственной гарантии Омской  области (далее - государственная  гарантия) на стадии выдачи государственной  гарантии, а также мониторинг  финансового состояния получателя  государственной гарантии на протяжении всего срока действия государственной гарантии;

- проведение юридической экспертизы  разрабатываемых договоров (контрактов), предметом которых является привлечение  займов;

- выполнение требований безопасности  в информационной системе учета и управления прямыми и условными долговыми обязательствами.

Способами минимизации рисков второй группы для вновь привлекаемых обязательств является отказ от заимствований  со значительными рисками, а по уже  существующим долговым обязательствам - их рефинансирование.

Планирование и проведение операций по управлению структурой государственного долга должно осуществляться на основе результатов анализа зависимости  расходов на обслуживание государственного долга от реализации указанных видов  риска.

В долговой политике Омской области  риски могут быть связаны с  возможным изменением экономической  ситуации, сокращением поступления  доходных источников в областной  бюджет.

 

4. Стратегия управления государственным  долгом как часть

процесса обеспечения экономической безопасности Омской области

 

В планировании объема, сроков привлечения  государственных заимствований  Омской области будет применяться  подход, основанный на представлении  государственных заимствований  Омской области как источника  финансирования капитальных расходов. Такой подход используется ведущими международными рейтинговыми агентствами, которые через критерии общей кредитоспособности заемщика анализируют уровень инвестиционной направленности бюджета и роль государственных заимствований.

Главная задача в управлении государственным долгом должна заключаться в поддержании соответствия между размером государственного долга и его реальными источниками погашения на любом временном участке.

Другим важным показателем для  управления и контроля над объемом привлекаемых средств является долговая емкость областного бюджета (заемная мощность, ДЕi), определяемая как превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени:

 

ДЕi = Дi - Ртекi, где:

 

Дi - доходы, поступившие в областной  бюджет в i-ом периоде;

Ртекi - текущие расходы областного бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств Омской области, произведенные в i-ом периоде.

Фактически долговая емкость областного бюджета определяет объемы погашения  и обслуживания существующих и вновь  привлекаемых долговых обязательств, которые можно осуществить за счет доходов областного бюджета. После  оценки величины долговой емкости данные для расчета объема возможных расходов в текущем периоде передаются в систему бюджетного планирования.

Возможны следующие базовые  варианты погашения основной суммы  государственного долга (далее - долг к  погашению):

1. Долг к погашению полностью равен профициту областного бюджета (риск в управлении государственным долгом близок к нулю). В течение года привлекаются только краткосрочные заимствования для покрытия временных кассовых разрывов.

2. Долг к погашению равен части  профицита областного бюджета и рефинансированию долгов (риск в управлении государственным долгом умеренный, при наиболее неблагоприятной ситуации областной бюджет будет исполнен без введения режима сокращения расходов). В течение года заимствования привлекаются как для покрытия временных кассовых разрывов, так и для рефинансирования государственного долга.

Информация о работе Концепции управления государственным долгом Омской области на период до 2010 года