Государственный бюджет и его роль в развитие экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:39, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных законов.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

Глава I. Экономическая сущность государственного бюджета

1.1. Понятие государственного бюджета и его структура……………………

1.2. Функции и роль государственного бюджета……………………………...

1.3. Госбюджет, как инструмент финансовой политики государства………

Глава 2. Оценка влияния доходов и расходов федерального бюджета РФ на российскую экономику

2.1. Общая характеристика федерального бюджета РФ……...……………….

2.2. Доходы федерального бюджета.………………...……………..…………..

2.3. Расходы и дефицит(профицит) федерального бюджета………………….

Глава 3. Современная бюджетная политика России

3.1. Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования………….

3.2. Пути повышения эффективности бюджетного регулирования российской экономики…………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованной литературы..............................................................

Приложение..........................................................................................................

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 60.37 Кб (Скачать)

     Доходы  — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

     Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

     2009 год

     Доходы  — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

     Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

     2010 год

     Доходы  — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

     Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%) 

     24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый  период 2010 и 2011 годов», устанавливающий  параметры бюджета на 2009 год:

     2009 год

     Доходы  — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

     Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей. 

     02 декабря 2009 года был принят  Федеральный закон № 308-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры  бюджетов на следующие три  года:

     2010 год

     Доходы  — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.

     Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

     2011 год

     Доходы  — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.

     Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.

     2012 год

     Доходы  — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.

     Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

     За  последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с  добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов  составила свыше половины).

     В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных  доходов региональных и муниципальных  бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр  и в связи с перечислением  средств в Пенсионный фонд РФ для  покрытия его дефицита), а также  траты на государственное управление и безопасность. Относительно снижались  расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также  процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга). 
 

2.2. Доходы федерального  бюджета

     Доходы  Федерального бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     Среди доходов различают налоговые  и неналоговые доходы. Это основные источники дохода государства, кроме  займов и эмиссии денег. Налоговые  доходы говорят сами за себя. А под  неналоговыми подразумеваются доходы от внешнеэкономической деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба государству и прочие неналоговые доходы.

     Естественно, что основными доходами бюджетной  системы большинства стран, являются налоги и сборы.

     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008-2010 года, основные характеристики представлены в таблице 2 Приложения.

     Нефтегазовые  доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает. В 2008 году он составил 35,87% , в 2009 - 31,5%, а в 2010 году этот показатель сократился ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составила на 2008 год - 2 383,11 млрд. руб., на 2009 год -2 351,91 млрд. руб., а к 2010 году уменьшилась на 34,79 млрд.руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике.

     Ненефтегазовые  доходы (доходы без учета нефтегазовых доходов). В общем объеме этот показатель вырос, к 2010 году составил 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

  1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составило 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%.
  2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблиц№2, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Так в 2008 году суммы поступлений составили 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличились в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п.
  3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составила 21,13% в 2008 году, в 2009 году - 25,64%. К 2010 году увеличилась на 1,64%. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличение акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
  4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд. руб. Удельный вес этого показателя вырос к 2010 году и составил 14,62% увеличившись на 1,24% к 2008 году. Что характерно для этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот составила 87,5% от общего объема импорта.
  5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год выражаются в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. соответственно. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
  6. Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Так на 2008 год поступления в сумме составили 32,24 млрд. руб., на 2010 год 36,56 млрд. руб.
  7. Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела на 2008 год составила 291,61 млрд. руб., на 2009 год на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 4,73 млрд. руб.
  8. И, наконец, прочие доходы. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.

     В общем, проанализировав данную таблицу можно сделать вывод о том, что доходы федерального бюджета возросли к 2010 году по сравнению с 2008 на 1445,22 млрд. руб., и составили 8089,67 млрд. руб. 

     2.3. Расходы и дефицит (профицит) федерального бюджета

     Расходы государственного бюджета - это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы федерального бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Расходы государственных финансов отражают отношения между государством и получателями бюджетных средств. Часть этих отношений имеют непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т.д.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям, не имеет для них непосредственно денежное выражение (расходы на здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).

     Расходы федерального бюджета  РФ классифицируются:

  1. по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  2. по функциональному назначению - на расходы, обеспечивающие реализацию функций общегосударственного характера, на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, на расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на жилищно-коммунальное хозяйство, межбюджетные трансферты. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.

     Начиная с бюджета 2005 года и последующие  годы, функциональная классификация  расходов включает 11 разделов:

  • общегосударственные вопросы;
  • национальная оборона;
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • национальная экономика;
  • жилищно-коммунальное хозяйство;
  • охрана окружающей среды;
  • образование;
  • культура, кинематография, средства массовой информации;
  • здравоохранение и спорт;
  • социальная политика;
  • межбюджетные трансферты.

     При анализе расходов бюджета можно  выделять текущие расходы и расходы  капитального характера. Основная часть  средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и  услуг, оплату труда государственных  служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные  расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство  и капитальный ремонт.

     Проведем  сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2008-2010 года, основные характеристики представлены в таблице 3 Приложения.

       1.Общегосударственные вопросы. В динамике эта статья растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение на71,06 млрд. руб., к 2010 ещё на63,26 млрд. руб. по сравнению с 2009 годом, что составило 963,10 млрд. руб. Удельный вес этого показателя снижается от 12,61% - 11,90%.

       2. Национальная оборона. Из данных таблиц№3, видно, что удельный вес этого показателя незначительно уменьшается. Так в 2008 году расходы составили 509,10 млрд.руб., а в 2010 году 596,19 млрд.руб. это связано с увеличением затрат на строительство и содержание Вооруженных Сил РФ;

обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки.

       3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Доля этого раздела составила 7,94% в 2008 году, в 2009 году - 8,62%, а к 2010 году уменьшилась на 0,05%.

       4. Национальная экономика. Расходы этого показателя снизились от 702,32 – 528,55 млрд. руб. на 177,77 млрд. руб. Удельный вес достаточно сильно снизился к 2010 году и составил 6,53% , упав на 4,16% к 2008 году. Что характерно для этого раздела, то здесь изменения связанны с сокращением затрат на с/х и рыболовство, топливно-энергетический комплекс.

       5. Жилищно-коммунальное хозяйство. Расходы данной статьи на 2008 год выражаются в сумме 54,56 млрд. руб., на 2009 и 2010 год 56,29 млрд. руб. и 51,86 млрд. руб. соответственно. В относительном выражении происходит снижение данного показателя.

       6. Охрана окружающей среды. На 2008 год расходы в сумме составили 9,33 млрд. руб., на 2010 год 10,96 млрд. руб., что свидетельствует об увеличении затрат на 1,63 млрд. руб. В частности, на содержание государственных природных заповедников и парков, на охрану и воспроизводство животного мира, на научные исследования и разработки, на образование в сфере охраны окружающей среды и др.

       7. Образование. Сумма расходов этого раздела на 2008 год составила 307,20 млрд. руб., на 2009 год на 6,44 млрд. руб. больше, а на 2010 год ещё на 26,21 млрд. руб. По сравнению с 2009г. на 15% увечились расходы федерального бюджета на школьное образование, на 14% - на высшее профессиональное образование (с учетом дополнительных объемов в размере 30 млрд. руб. на поддержку ведущих российских университетов), и на 59% - расходы на прикладные научные исследования в области образования.

       8. Культура, кинематография и СМИ. Расходы по данной статье постепенно снизились к 2010 году и составили 67,58 млрд. руб., что на 16,23 млрд. руб. меньше чем в 2008 году.

       9. Здравоохранение и спорт. Расходы этого показателя увеличились от 211,69 – 295,36 млрд. руб. на 83,67 млрд. руб. В современных условиях здоровье населения - важнейший элемент национальной безопасности страны. Именно поэтому вопросы развития здравоохранения и физической культуры находятся в числе главных приоритетов государственной политики Российской Федерации.

       10. Социальная политика. Общий объем расходов на социальную политику в 2010 году увеличен на 125,68 млрд. рублей, по сравнению с 2008 годом. Эти средства, прежде всего, будут направлены на социальную поддержку отдельных категорий граждан и граждан, имеющих детей, на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и обеспечение лекарственными средствами.

       11. Межбюджетные трансферты. Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 439,41 млрд. руб., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.

     Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюджета Российской Федерации на 2008-2010 года является финансирование за счет его общегосударственных расходов, расходов на оборону, экономику, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Значительную долю расходов в бюджете составляют расходы по обеспечению национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

     Бюджет  может иметь три вида итога: баланс, профицит и дефицит. Баланс бюджета - равенство его доходов расходам; профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами; дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитие экономики РФ