Государственный бюджет и его роль в развитие экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:39, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных законов.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

Глава I. Экономическая сущность государственного бюджета

1.1. Понятие государственного бюджета и его структура……………………

1.2. Функции и роль государственного бюджета……………………………...

1.3. Госбюджет, как инструмент финансовой политики государства………

Глава 2. Оценка влияния доходов и расходов федерального бюджета РФ на российскую экономику

2.1. Общая характеристика федерального бюджета РФ……...……………….

2.2. Доходы федерального бюджета.………………...……………..…………..

2.3. Расходы и дефицит(профицит) федерального бюджета………………….

Глава 3. Современная бюджетная политика России

3.1. Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования………….

3.2. Пути повышения эффективности бюджетного регулирования российской экономики…………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованной литературы..............................................................

Приложение..........................................................................................................

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 60.37 Кб (Скачать)

Доходы и расходы  органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как  правило, не бывает и имеет место  дефицит или профицит.

     Бюджет  с дефицитом представляет собой  бюджет, у которого расходы превышают  доходы. Это состояние бюджета  свидетельствует о недостаточно эффективном государственном управлении, поскольку в стране отсутствует  инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое  состояние бюджета показывает, что  государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений  развитий страны, направлений, требующих  дополнительного финансирования.

     В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет  равновесия не достигалось: федеральный  бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным. Начиная с  2001 г. Федеральный бюджет утверждается с профицитом. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.

     Так, исходя из данных таблиц №2 и №3 в 2008 году профицит составил (+74,15) млрд. руб., в 2009 (+14,3) млрд. руб., а в 2010 году (+0,3) млрд. руб.

       

     Глава 3. Современная бюджетная политика России

     3.1. Бюджетная политика  РФ и направления  ее совершенствования 

Приложение

    Таблица №1. Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2010 гг. (млрд. руб.)

Показатели 2008 г. 2009 г.  2010 г. 
Сумма в% к ВВП Сумма в% к ВВП Сумма в% к ВВП
1 2 3 4 5 6 7
Доходы - всего 6644,4 19,0 7465,4 18,8 8090,0 18,1
В том числе: нефтегазовые доходы 2383,1 6,8 2351,9 5,9 2348,3 5,2
Расходы - всего 6570,3 18,8 7451,1 18,8 8090,0 18,1
В том числе: нефтегазовый трансферт 2135,0 6,1 2103,6 5,3 2016,0 4,5
условно утверждаемые расходы х х 186,0 0,5 404,5 0,9
Профицит (+), Дефицит (-) +74,1 0,2 +14,3 0,03 х х
Нормативная величина Резервного фонда 3500,0 10,0 3969,0 10,0 4480,0 10,0
Прогнозируемая  величина Резервного фонда на 1 февраля 3381,9 9,7 3709,2 9,3 4129,7 9,2
Прогнозируемая  величина Фонда будущих поколений  на 1 февраля 481,53 1,4 492,73 1, 20 504,43 1,1
Верхний предел государственного внутреннего  долга РФ на конец года 1824,7 5,2 2275,8 5,7 2856,8 6,4
Верхний предел государственного внешнего долга  РФ на конец года 43,3 млрд долл. Или 32,1 млрд евро 3,1 43,9 млрд долл. Или 32,3 млрд евро 2,9 45 млрд долл. Или 33 мдрд евро 2,7
Курс  доллара на конец года, руб. 25,3 х 26,1 х 26,9 х
Цена  на нефть, долл. за баррель  до 62 х до 57 х 56,0 х
 

 

     Таблица №2. Доходы федерального бюджета на 2008- 2010 гг.

Доходы федерального бюджета 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%
Нефтегазовые  доходы 2383,11 35,87% 2 351,91 31,50% 2348,32 29,03%
Ненефтегазовые  доходы, в том числе: 4261,34   5 113,54   5741,35  
Налог на прибыль организации 533,38 8,03% 583,76 7,82% 636,28 7,87%
Налоги  и взносы на социальные нужды 435,79 6,56% 496,36 6,65% 562,8 6,96%
Налоги  на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1404,05 21,13% 1 914,47 25,64% 2206,46 27,28%
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 888,97 13,38% 1 029,76 13,79% 1182,54 14,62%
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 36,57 0,55% 39,50 0,53% 37,31 0,46%
Государственная пошлина 32,24 0,49% 34,49 0,46% 36,56 0,45%
Неналоговые доходы 291,61 4,39% 297,00 3,98% 301,73 3,73%
Прочие  доходы 638,73 9,61% 718,20 9,62% 777,67 9,61%
Всего доходов 6644,45 100,00% 7 465,45 100,00% 8089,67 100,00%
 
 

     Таблица №3  Расходы федерального бюджета на 2008-2010 гг.

Расходы федерального бюджета 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный  вес,%
Общегосударственные вопросы 828,78 12,61% 899,84 12,08% 963,10 11,90%
Национальная  оборона 509,10 7,75% 566,74 7,61% 596,19 7,37%
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 521,84 7,94% 642,61 8,62% 693,51 8,57%
Национальная  экономика 702,32 10,69% 789,62 10,60% 528,55 6,53%
Жилищно-коммунальное хозяйство 54,56 0,83% 56,29 0,76% 51,86 0,64%
Охрана  окружающей среды 9,33 0,14% 10,21 0,14% 10,96 0,14%
Образование 307,20 4,68% 313,64 4,21% 339,85 4,20%
Культура, кинематография и средства массовой информации 83,81 1,28% 73,01 0,98% 67,58 0,84%
Здравоохранение и спорт 211,69 3,22% 245,22 3,29% 295,36 3,65%
Социальная  политика 270,86 4,12% 342,67 4,60% 396,54 4,90%
Межбюджетные  трансферты 2281,56 34,73% 2423,12 32,52% 2720,97 33,63%
Условно-утвержденные расходы 0,00 0,00% 186,30 2,50% 404,50 5,00%
Секретные статьи 789,25 12,01% 901,88 12,10% 1021,00 12,62%
Всего 6570,30 100,00% 7451,15 100,00% 8089,97 100,00%

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитие экономики РФ