Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:39, реферат
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения  доходов и собственности, между  центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных  законов.
     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается  как финансовый план государства.
     Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и  использования централизованного  денежного фонда государства  или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим  законодательным (представительным) органом  государственной власти.
Введение………………………………………………………………………
Глава I. Экономическая сущность государственного бюджета
1.1. Понятие государственного  бюджета и его структура……………………
1.2. Функции и  роль государственного бюджета……………………………...
1.3. Госбюджет, как инструмент финансовой политики государства……… 
Глава 2. Оценка влияния доходов  и расходов федерального бюджета РФ на российскую экономику
2.1. Общая характеристика федерального бюджета РФ……...……………….
2.2. Доходы федерального бюджета.………………...……………..…………..
2.3. Расходы и дефицит(профицит) федерального бюджета………………….
Глава 3. Современная бюджетная политика России
3.1. Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования………….
3.2. Пути повышения эффективности бюджетного регулирования российской экономики…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Список  использованной литературы..............................................................
Приложение..........................................................................................................
Доходы и расходы органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.
     Бюджет 
с дефицитом представляет собой 
бюджет, у которого расходы превышают 
доходы. Это состояние бюджета 
свидетельствует о недостаточно 
эффективном государственном 
Бюджет с профицитом 
представляет собой бюджет, у которого 
доходы превышают расходы. Такое 
состояние бюджета показывает, что 
государство не разработало финансовую 
политику, которая бы позволила эффективно 
решать задачи по определению направлений 
развитий страны, направлений, требующих 
дополнительного 
В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лет равновесия не достигалось: федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным. Начиная с 2001 г. Федеральный бюджет утверждается с профицитом. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.
Так, исходя из данных таблиц №2 и №3 в 2008 году профицит составил (+74,15) млрд. руб., в 2009 (+14,3) млрд. руб., а в 2010 году (+0,3) млрд. руб.
       
Глава 3. Современная бюджетная политика России
     3.1. 
Бюджетная политика 
РФ и направления 
ее совершенствования 
Приложение
Таблица №1. Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2010 гг. (млрд. руб.)
| Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |||
| Сумма | в% к ВВП | Сумма | в% к ВВП | Сумма | в% к ВВП | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 
| Доходы - всего | 6644,4 | 19,0 | 7465,4 | 18,8 | 8090,0 | 18,1 | 
| В том числе: нефтегазовые доходы | 2383,1 | 6,8 | 2351,9 | 5,9 | 2348,3 | 5,2 | 
| Расходы - всего | 6570,3 | 18,8 | 7451,1 | 18,8 | 8090,0 | 18,1 | 
| В том числе: нефтегазовый трансферт | 2135,0 | 6,1 | 2103,6 | 5,3 | 2016,0 | 4,5 | 
| условно утверждаемые расходы | х | х | 186,0 | 0,5 | 404,5 | 0,9 | 
| Профицит (+), Дефицит (-) | +74,1 | 0,2 | +14,3 | 0,03 | х | х | 
| Нормативная величина Резервного фонда | 3500,0 | 10,0 | 3969,0 | 10,0 | 4480,0 | 10,0 | 
| Прогнозируемая величина Резервного фонда на 1 февраля | 3381,9 | 9,7 | 3709,2 | 9,3 | 4129,7 | 9,2 | 
| Прогнозируемая величина Фонда будущих поколений на 1 февраля | 481,53 | 1,4 | 492,73 | 1, 20 | 504,43 | 1,1 | 
| Верхний предел государственного внутреннего долга РФ на конец года | 1824,7 | 5,2 | 2275,8 | 5,7 | 2856,8 | 6,4 | 
| Верхний предел государственного внешнего долга РФ на конец года | 43,3 млрд долл. Или 32,1 млрд евро | 3,1 | 43,9 млрд долл. Или 32,3 млрд евро | 2,9 | 45 млрд долл. Или 33 мдрд евро | 2,7 | 
| Курс доллара на конец года, руб. | 25,3 | х | 26,1 | х | 26,9 | х | 
| Цена на нефть, долл. за баррель | до 62 | х | до 57 | х | 56,0 | х | 
 
Таблица №2. Доходы федерального бюджета на 2008- 2010 гг.
| Доходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | 2010г | |||
| Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | |
| Нефтегазовые доходы | 2383,11 | 35,87% | 2 351,91 | 31,50% | 2348,32 | 29,03% | 
| Ненефтегазовые доходы, в том числе: | 4261,34 | 5 113,54 | 5741,35 | |||
| Налог на прибыль организации | 533,38 | 8,03% | 583,76 | 7,82% | 636,28 | 7,87% | 
| Налоги и взносы на социальные нужды | 435,79 | 6,56% | 496,36 | 6,65% | 562,8 | 6,96% | 
| Налоги на товары(работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1404,05 | 21,13% | 1 914,47 | 25,64% | 2206,46 | 27,28% | 
| Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 888,97 | 13,38% | 1 029,76 | 13,79% | 1182,54 | 14,62% | 
| Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 36,57 | 0,55% | 39,50 | 0,53% | 37,31 | 0,46% | 
| Государственная пошлина | 32,24 | 0,49% | 34,49 | 0,46% | 36,56 | 0,45% | 
| Неналоговые доходы | 291,61 | 4,39% | 297,00 | 3,98% | 301,73 | 3,73% | 
| Прочие доходы | 638,73 | 9,61% | 718,20 | 9,62% | 777,67 | 9,61% | 
| Всего доходов | 6644,45 | 100,00% | 7 465,45 | 100,00% | 8089,67 | 100,00% | 
Таблица №3 Расходы федерального бюджета на 2008-2010 гг.
| Расходы федерального бюджета | 2008г | 2009г | 2010г | ||||
| Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удельный вес,% | ||
| Общегосударственные вопросы | 828,78 | 12,61% | 899,84 | 12,08% | 963,10 | 11,90% | |
| Национальная оборона | 509,10 | 7,75% | 566,74 | 7,61% | 596,19 | 7,37% | |
| Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 521,84 | 7,94% | 642,61 | 8,62% | 693,51 | 8,57% | |
| Национальная экономика | 702,32 | 10,69% | 789,62 | 10,60% | 528,55 | 6,53% | |
| Жилищно-коммунальное хозяйство | 54,56 | 0,83% | 56,29 | 0,76% | 51,86 | 0,64% | |
| Охрана окружающей среды | 9,33 | 0,14% | 10,21 | 0,14% | 10,96 | 0,14% | |
| Образование | 307,20 | 4,68% | 313,64 | 4,21% | 339,85 | 4,20% | |
| Культура, кинематография и средства массовой информации | 83,81 | 1,28% | 73,01 | 0,98% | 67,58 | 0,84% | |
| Здравоохранение и спорт | 211,69 | 3,22% | 245,22 | 3,29% | 295,36 | 3,65% | |
| Социальная политика | 270,86 | 4,12% | 342,67 | 4,60% | 396,54 | 4,90% | |
| Межбюджетные трансферты | 2281,56 | 34,73% | 2423,12 | 32,52% | 2720,97 | 33,63% | |
| Условно-утвержденные расходы | 0,00 | 0,00% | 186,30 | 2,50% | 404,50 | 5,00% | |
| Секретные статьи | 789,25 | 12,01% | 901,88 | 12,10% | 1021,00 | 12,62% | |
| Всего | 6570,30 | 100,00% | 7451,15 | 100,00% | 8089,97 | 100,00% | |
Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитие экономики РФ