Государственный бюджет и его роль в развитие экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 20:39, реферат

Краткое описание

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных законов.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.

Государственный бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

Глава I. Экономическая сущность государственного бюджета

1.1. Понятие государственного бюджета и его структура……………………

1.2. Функции и роль государственного бюджета……………………………...

1.3. Госбюджет, как инструмент финансовой политики государства………

Глава 2. Оценка влияния доходов и расходов федерального бюджета РФ на российскую экономику

2.1. Общая характеристика федерального бюджета РФ……...……………….

2.2. Доходы федерального бюджета.………………...……………..…………..

2.3. Расходы и дефицит(профицит) федерального бюджета………………….

Глава 3. Современная бюджетная политика России

3.1. Бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования………….

3.2. Пути повышения эффективности бюджетного регулирования российской экономики…………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………...

Список использованной литературы..............................................................

Приложение..........................................................................................................

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 60.37 Кб (Скачать)

     Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового  плана государства, являются:

  • Перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики
  • Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

     Бюджет  широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения  финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики  и культуры регионов РФ. В современных  условиях наиболее приоритетными вступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и  транспорт.

     Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда  денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и др. ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных значений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

     Роль  государственного бюджета прежде всего  состоит в том, что бюджет создает  финансовую базу, необходимую для  финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов  местного самоуправления.

     Бюджетными  средствами обеспечиваются следующие направления  деятельности:

  • государственное и муниципальное управление;
  • международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, культурные связи);
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • функционирование федеральной судебной власти;
  • проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
  • развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);
  • предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;
  • осуществление социальной политики.

     Государственный бюджет является важнейшим инструментом претворения в жизнь экономической  политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых  для решения основных направлений  научно-технического прогресса, образования  резервов в общенациональном масштабе.

     Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства предназначаются  для осуществления государственной  социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета  реализуются общегосударственные  и региональные программы социально-экономического характера. 

1.3. Государственный  бюджет, как инструмент  финансовой политики  государства

     Бюджет  является одновременно и правовой, и экономической категорией. В  современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования  экономики, играет активную роль в обеспечении  ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства  в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому  бюджет объективно необходим каждому  государству для выполнения возложенных  на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные  налоги, займы, расходы на государственное  управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе  и сохраняются в наши дни.

     Оценка  состояния государственных финансов определяется соотношением доходов  и расходов государственного бюджета.

     В том случае, когда расходы по размеру  равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

     В целом, основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

- увеличение  государственных расходов в военное  время, при различного рода  стихийных бедствиях или в  периоды других социальных конфликтов;

- циклические  спады и "встроенные стабилизаторы"  экономики;

- дефицит может  быть связан с необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики;

- дефицит может  отражать кризисные явления в  экономике, ее развал, неэффективность  ее финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране;

- сокращение  налогов в целях стимулирования  экономики;

- повышение долгосрочной  напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в результате: увеличения  государственных расходов на  социальное обеспечение и здравоохранение;  увеличения государственных расходов  на образование и создание  новых рабочих мест (преимущественно  в тех странах, где возрастает  доля молодого населения).

     Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны.

     Экономические последствия государственного долга  можно свести к следующим четырем  моментам:

- необходимость  обслуживать внешний долг, что  при крупном его объеме означает  существенное сокращение возможностей  потребления для населения данной  страны;

- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению  частного капитала, что может  ограничить дальнейший рост экономики;

- увеличение  налогов для оплаты растущего  государственного долга выступает  в качестве антистимула экономической  активности;

- перераспределение  дохода в пользу держателей  государственных облигаций.

     Дефицит государственного бюджета - явление  неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет.

     Существует  несколько способов преодоления  дефицита бюджета:

1. Сокращение  расходов.

2. Увеличение  доходов.

3. Денежная эмиссия.

4. Государственные  займы. 

Глава 2. Оценка влияния  доходов и расходов федерального бюджета  РФ на российскую экономику

2.1. Общая характеристика  федерального бюджета  РФ

     Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий  финансовый год, имеющий силу закона.

     Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в  трёх чтениях (внесены изменения  в Кодекс). В первом чтении принимаются  основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать  доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует  положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется  согласительная комиссия совместно  с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета  Госдумой он утверждается Советом Федерации  и подписывается Президентом  РФ.

      Федеральный бюджет России – главное звено  бюджетной системы. Он выражает экономические  денежные отношения, опосредствующие  процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается  и утверждается Федеральным Собранием  РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

      Централизация средств имеет важное экономическое  и политическое значение, поскольку  мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в  жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать  ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального  развития, осуществлять единую экономическую  и финансовую политику на территории страны.

     Федеральный бюджет играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного  общественного продукта и национального  дохода, концентрации денежных средств  для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в  распределении денежных средств  между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

     Средства  федерального бюджета выступают  важным финансовым источником капитальных  вложений в основные фонды, дотаций  жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств  для производства квалифицированных  и научных кадров.

     Право Российской Федерации на самостоятельный  федеральный бюджет закреплено в  Конституции РФ (ст. 71), а Бюджетный  Кодекс РФ детально регламентирует порядок  его формирования и исполнения. 

     В соответствии с новым бюджетным  законодательством, с 2008 года в стране действует трехлетний бюджет (Федеральный  закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ). Правительством РФ планируется, что трехлетний бюджет должен способствовать созданию необходимых  условий для поддержания экономической  стабильности в стране и позитивным образом отразиться на развитии экономики  в целом. Важными положениями  бюджета на 2008-2010 гг. являются: выравнивание финансового обеспечения регионов, децентрализация полномочий и стимулирование инициативы снизу. Сделан акцент на долгосрочную устойчивость развития экономики, ее диверсификацию и инновационный характер. С этой целью созданы Инвестфонд, Фонд содействия реформирования ЖКХ, Корпорация нанотехнологий, Российская венчурная компания и другие фонды развития. Задачей региональных органов остается своевременное обоснованное представление Правительству инвестиционных проектов, на реализацию которых будут выделяться средства из этих фондов. Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2010 г. приведены в таблице 1 Приложения.

     В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

     2008 год

     Доходы  — 6644,4 млрд руб.

     Расходы — 6570,3 млрд руб.

     2009 год

     Доходы  — 7465,4 млрд руб.

     Расходы — 7451,2 млрд руб.

     2010 год

     Доходы  — 8090,0 млрд руб.

     Расходы — 8090,0 млрд руб. 

     3 марта 2008 года был принят Федеральный  закон № 19-ФЗ «О внесении  изменений в Федеральный закон  "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в  сторону увеличения доходы и  расходы бюджета:

     2008 год

Информация о работе Государственный бюджет и его роль в развитие экономики РФ