Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного

общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование,

осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из

наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять

экономическое и социальное регулирование, является финансовая система

общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда

государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают

всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный

бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое

является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным

Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную

часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства

Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3

1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5

2. Источники формирования и направления расходования

средств государственного бюджета. 12

3. Роль государственного бюджета как финансовой базы

социально-экономического развития общества. 22

Выводы 25

Литература 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА гос бюджет.docx

— 60.96 Кб (Скачать)

пропорций в  плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или

иных расходов.

2.     Формирование и использование  государственного бюджета базируется  на

сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти.

Развитие местного самоуправления ¾ экономическая  основа реализации

принципа развития демократического общества.

3.     С помощью государственного бюджета  происходит перераспределение

национального дохода между отраслями народного  хозяйства, субъектами

Российской Федерации  и иными сферами.

4.     Отличительной чертой государственного  бюджета является его народно-

хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного

хозяйства. Отрасли  связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами,

так и по линии  финансирования их. Выполнение этих функций  бюджетом сочетается

с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.

Государственный бюджет как экономическая категория  выражает систему

экономических отношений между государством, с  одной стороны, предприятиями,

организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и

перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и

формирования  централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного

распределения национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В

процессе первичного распределения национального дохода государство получает в

свое распоряжение часть чистого дохода в форме  налогов (налога на добавленную

стоимость, акцизов  и др.). В результате перераспределения  в бюджет поступает

часть прибыли  предприятий и хозяйственных  организаций различных форм

собственности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в

его функциях.

Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции

¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств

на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и

межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды

специального  целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в

руках государства и их использование с целью удовлетворения

общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение  национального дохода

осуществляется  в соответствии с потребностями  экономического и социального

развития регионов и отраслей.

Непроизводственная  сфера не участвует в создании национального дохода, но

является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей

выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение  и содержание

учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение  и др.).

Через расходы  и налоги государственный бюджет выступает важным институтом

распределения (регулирования) и стимулирования экономики  и инвестиций,

повышения эффективности  производства. Через бюджет оказывается

государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства  ¾ авиастроению,

космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению,

угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка  зачастую связана

с реализацией  высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования

экономики используются налоги.

При распределении  финансовых средств через бюджет важное значение имеет

социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными

приоритетами  являются поддержка наименее защищенных слоев населения

(пенсионеров,  инвалидов, студентов, малообеспеченных  семей), а также

поддержка учреждений здравоохранения, образования и  культуры, решение

жилищной проблемы.

Контрольная функция  государственного бюджета осуществляется в процессе

формирования  доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В

условиях становления  рыночных отношений значение бюджетного контроля в

процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция  бюджета позволяет через формирование и использование

фонда денежных средств государства «сигнализировать»  о том, как поступают в

доход бюджета  финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных

субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение

бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных

поступлений и  расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует три

основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда

государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

повышение эффективности  расходования бюджетных средств.

Контрольная функция  бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с

народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там

тенденции. Поступление  средств в бюджет и их использование показывают как

успех, так и  недостатки в сферах производства и  обращения. Это позволяет

вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью  бюджета осуществляется

контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов

и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является

реальным воплощением  бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность

бюджетных отношений  на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного

финансового плана  государства, являются: 1) перераспределение  национального

дохода и ВВП, которое влияет на государственное  регулирование и

стимулирование  экономики, финансовое обеспечение  социальной политики; 2)

контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяются около 50% валового

внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и

территориального  перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований

наиболее рационального  размещения производительных сил, подъема  экономики и

культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают

агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и

транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры  общественного

производства, улучшению  пропорций, более эффективному использованию  денежных

средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается  наиболее

целесообразное  соотношение между централизованными и нецентрализованными

фондами денежных средств.

Через государственный  бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый

доход, создаваемый  на предприятиях различных форм собственности  сферы

материального производства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное,

оптимальное соотношение  между централизованными и нецентрализованными  фондами

денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в

предприятиях, и  степень участия предприятий  формировании доходов бюджетной

системы.

Бюджет с помощью  налогов выступает важным инструментом распределения и вместе

с тем стимулирования экономики и повышения эффективности  производства.

В отношения  с государственным бюджетом вступают почти все участники

общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения  является

чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через

бюджет и части  стоимости необходимого продукта.

    

     

2. Источники формирования  и направления

расходования  средств государственного бюджета. 

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере

федерального  бюджета Российской Федерации.

Для составления  отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации  используется единая бюджетная классификация  РФ,

утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной

классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.

Бюджетная классификация  РФ ¾ это группировка доходов  и расходов

бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования

дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей  бюджетов всех

уровней бюджетной  системы РФ.

Основные принципы бюджетной классификации полностью  вошли в Бюджетный кодекс

РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация  включает:

1.     классификацию доходов бюджетов  РФ;

2.     функциональную классификацию расходов  бюджетов РФ;

3.     ведомственную классификацию расходов  федерального бюджета;

4.     экономическую классификацию расходов  бюджетов РФ;

5.     классификацию источников внутреннего  финансирования дефицитов бюджетов

РФ;

6.     классификацию источников внешнего  финансирования дефицита федерального

бюджета;

7.     классификацию видов государственных  внутренних долгов РФ, субъектов

РФ, муниципальных  образований;

8.     классификацию видов государственного  внешнего долга РФ и

государственных внешних активов РФ.

Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (см. рис.2.1).

Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие  в безвозмездном и

Информация о работе Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики