Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного

общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование,

осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из

наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять

экономическое и социальное регулирование, является финансовая система

общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда

государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают

всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный

бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое

является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным

Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную

часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства

Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3

1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5

2. Источники формирования и направления расходования

средств государственного бюджета. 12

3. Роль государственного бюджета как финансовой базы

социально-экономического развития общества. 22

Выводы 25

Литература 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА гос бюджет.docx

— 60.96 Кб (Скачать)

в федеральный  бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на

добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть,

природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из

всех видов  сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными

бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы

от внешнеэкономической  деятельности.

Федеральный закон  о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень

регулирующих  и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ.

Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федерального

бюджета.

Структура и  основные составляющие расходной части  федерального бюджета на

2002 год приведены в табл. 2.2.

                                                                     Таблица 2.2

        Расходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение).       

    

  Сумма Удельный вес  статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, %
Государственное управление и местное самоуправление 56 745 563,30 2,91%
Судебная  власть 19 111 999,80 0,98%
Международная деятельность 42 858 764,50 2,20%
Национальная  оборона 284 157 831,50 14,59%
Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности государства 173 863 288,30 8,93%
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 30 317 957,10 1,56%
 

                                                           Продолжение табл. 2.2

    

Промышленность, энергетика и строительство 57 707 669,70 2,96%
Сельское  хозяйство и рыболовство 26 821 500,00 1,38%
Охрана  окружающей природной среды и  природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9 758 799,80 0,50%
Транспорт, связь и информатика 7 034 319,70 0,36%
Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8 693 085,00 0,45%
Образование 80 088 334,70 4,11%
Культура, искусство и кинематография 10 292 505,80 0,53%
Средства  массовой информации 10 264 830,20 0,53%
Здравоохранение и физическая культура 31 908 141,60 1,64%
Социальная  политика 430 350 521,50 22,10%
Обслуживание  государственного долга 285 009 298,70 14,64%
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 265 406 554,00 13,63%
Исследование  и использование космического пространства 9 742 000,00 0,50%
Военная реформа 16 544 982,80 0,85%
Дорожное  хозяйство 68 519 404,00 3,52%
Прочие  расходы -3 067 652,00 -0,16%
Резервный фонд 4 300 000,00 0,22%
Проведение  выборов и референдумов 2 632 436,00 0,14%
Целевые бюджетные фонды 13 893 900,00 0,71%
Всего расходов 1 947 386 255,40 100%
Кроме того:

Расходы, перечисляемые  в Пенсионный фонд в счет поступлений  от единого социального налога

281 230 000,00  
 

Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за сет этого

бюджета общегосударственных  расходов, в том числе фиксирование расходов на

оборону, на фундаментальные  научные исследования, международную  деятельность,

предупреждение  и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных

бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в

бюджете составляет финансирование государственного управления,

правоохранительной  деятельности.

В федеральном  бюджете 2001 года наибольший удельный вес  среди всех статьей

расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В

федеральном бюджете  на 2002 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но в

то же время  существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из

указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до 22,10%) по

сравнению с  прошлым годом расходы, направляемые на социальную политику.

Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль

государства в  общественном воспроизводстве и  повышение эффективности

экономики, укрепление обороноспособности обуславливает  многообразие бюджетных

расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных

расходов они  служат единой цели ¾ обеспечению  финансовыми ресурсами

федеральных потребностей.

    

     

3. Роль государственного  бюджета как

финансовой  базы социально-экономического развития общества. 

Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в  том, что бюджет

создает финансовую базу, необходимую для финансового  обеспечения деятельности

государственных органов и органов местного самоуправления. В табл.2.2

перечислены направления  деятельности государства, которые  обеспечиваются

бюджетными средствами.

Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь

экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств,

необходимых для  решения основных направлений научно-технического прогресса,

образования резервов в общенациональном масштабе.

Таким образом, сконцентрированные в государственном  бюджете денежные средства

предназначаются для осуществления социально-экономической  политики,

обеспечения обороны  и безопасности государства. С помощью  бюджета реализуются

общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и

социально-экономического характера.

Роль государственного бюджета в социально-экономическом  развитии общества

заключается в  следующем:

1.     Государственный бюджет является  инструментом воздействия на  развитие

экономики. С  помощью государственного бюджета  государство осуществляет

перераспределение национального дохода и тем самым  изменяет структуру

общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях

хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем

изменения методов  бюджетного воздействия на общественное производство,

используя бюджет. Государство применяет формы  прямого и косвенного

воздействия на экономику ¾ предоставляет организациям и предприятиям

субсидии, государственные  инвестиции, осуществляет бюджетное  финансирование

отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь  в конечном

итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного

механизма для  регулирования экономики осуществляется посредством

маневрирования  поступающими в распоряжение государства  денежными средствами.

Оно позволяет  целенаправленно влиять на темпы  и пропорции развития

общественного производства.

2.     Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных

проблем. Путем  улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной

сферы ¾ просвещения, здравоохранения, социального обеспечения,

жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в

социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные

средства в  совокупности с внебюджетными фондами  являются финансовой базой

осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень

социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный  бюджет

обеспечивает  нивелирование социальных последствий  расслоения граждан по их

материальному положению.

3.     На современном этапе развития  экономики государственный бюджет

становится одним  из основных инструментов государства  в проведении

экономической и социальной политики. Планируя бюджетные  доходы и расходы,

государство концентрирует  в своих руках денежные средства на проведение

экономической и социальной политики, преодоление  экономического кризиса.

4.     Государственный бюджет играет  важную роль в выравнивании

экономического  развития регионов страны путем бюджетного финансирования

объектов. Бюджетное  финансирование может осуществляться на возвратной и

безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные  средства предоставляются

в виде кредита  на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в

строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения ¾

магазинов, предприятий  общественного питания, бытового обслуживания, школ,

больниц, жилья, театров и других предприятий.

5.     Основная роль бюджета состоит  в том, что он ежегодно мобилизует  и

концентрирует денежные накопления предприятий, организаций  и населения в

централизованном  государственном фонде для финансирования народного

хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности

страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов.

Роль государственного бюджета далее заключается в  том, что он служит важным

Информация о работе Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики