Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного

общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование,

осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из

наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять

экономическое и социальное регулирование, является финансовая система

общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда

государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают

всеобщий характер.

Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный

бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое

является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным

Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную

часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства

Российской Федерации.

Оглавление

Введение 3

1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5

2. Источники формирования и направления расходования

средств государственного бюджета. 12

3. Роль государственного бюджета как финансовой базы

социально-экономического развития общества. 22

Выводы 25

Литература 28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА гос бюджет.docx

— 60.96 Кб (Скачать)

безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение

органов государственной  власти соответствующего уровня.

    

 
 
 

                    Рис.2.1 Структура доходов бюджета.                   

Согласно действующей  бюджетной классификации все  доходы бюджетов делятся на

следующие виды:

1.     Налоговые доходы, которые включают  в себя:

-         прямые налоги на прибыль, доход,  прирост капитала;

-         налоги, взимаемые в зависимости  от фонда оплаты труда;

-         налоги на товары и услуги;

-         налоги на имущество;

-         платежи за использование природных  ресурсов;

-         налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции;

-         прочие налоги, сборы и пошлины;

2.     Неналоговые доходы, к которым  в соответствии со ст. 41 Бюджетного

кодекса относятся:

-         доходы от использования имущества,  находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

-         доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной

власти, органов  исполнительной власти субъектов РФ, органов местного

самоуправления;

-         средства, полученные в результате  применения мер гражданско-

правовой, административной, уголовной ответственности, в том  числе штрафы,

конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда,

причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы

принудительного изъятия;

-         доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других

уровней бюджетной  системы РФ, за исключением бюджетных  ссуд и бюджетных

кредитов;

-         иные неналоговые доходы (прибыль  Банка России, доходы от

внешнеэкономической деятельности).

3.     Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного  кодекса РФ) включают

следующие поступления:

-         От нерезидентов;

-         От других уровней власти (дотации,  субвенции, средства,

перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные

поступления);

-         От государственных внебюджетных  фондов;

-         От государственных предприятий  и учреждений;

-         От наднациональных организаций.

Бюджетные расходы  ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Различаются бюджетные  расходы по следующим направлениям:

a.                расходы федерального бюджета;

b.               Расходы бюджетов субъектов РФ;

c.                расходы местных бюджетов;

Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно  из федерального бюджета:

-         обеспечение деятельности Президента  РФ, Федерального собрания РФ,

Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов

исполнительной  власти и их территориальных органов, другие расходы на

общегосударственное управление по перечню, определяемому  при утверждении

федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

-         функционирование федеральной судебной  системы;

-          осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах;

-         национальная оборона и обеспечение  безопасности государства,

осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

-         фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому

прогрессу;

-         государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского

транспорта;

-         государственная поддержка атомной  энергетики;

-         ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий

федерального  масштаба;

-         исследование и использование  космического пространства;

-         содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или

в ведении органов  государственной власти РФ;

-         формирование федеральной собственности;

-         обслуживание и погашение государственного  долга РФ;

-         компенсация государственным внебюджетным  фондам расходов на выплату

государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих

финансированию  в соответствии с законодательством  РФ за счет средств

федерального  бюджета;

-         пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и

драгоценных камней, государственного материального резерва;

-         проведение референдумов и выборов  РФ;

-         федеральная инвестиционная программа;

-         обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной

власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных

доходов бюджетов других уровней;

-         обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

-         финансовая поддержка субъектов  РФ;

-         федеральный статистический учет;

-         прочие расходы.

Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном  бюджете на 2002 года.

                                                                     Таблица 2.1

         Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение)        

    

  сумма Удельный вес  дохода во всех доходах федерального бюджета, %
Налоговые доходы, всего 1 726 310 100,0 81,21%
Налог на прибыль 207 443 700,0 9,76%
Налог на игорный бизнес 1 009 200,0 0,05%
Налог на добавленную стоимость 773 508 000,0 36,39%
Акцизы 224 815 000,0 10,58%
Лицензионные  и регистрационные сборы 804 100,0 0,04%
Налог на покупку иностранных денежных знаков 1 849 400,0 0,09%
 

                                                           Продолжение табл. 2.1

    

Налоги  на совокупный доход 5 677 600,0 0,27%
Налоги  на имущество 920 000,0 0,04%
Платежи за использование природными ресурсами 183 715 700,0 8,64%
Таможенные  пошлины 324 108 900,0 15,25%
Прочие  налоги, пошлины и сборы 2 458 500,0 0,12%
Неналоговые доходы, всего 104 284 200,0 4,91%
Доходы  от имущества, находящегося в государственной  собственности, или от деятельности государственных организаций 50 472 500,0 2,37%
Доходы  от оказания услуг или компенсации  затрат государства 2 779 400,0 0,13%
Перечисление  прибыли Банка России 4 000 000,0 0,19%
Платежи от государственных организаций 13 972 400,0 0,66%
Плата за пользование водными биологическими ресурсами 7 000 000,0 0,33%
Доходы  от использования лесного фонда 1 950 000,0 0,09%
Прочие  поступления от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций 4 822 300,0 0,23%
Доходы  от продажи земли и нематериальных активов 290 000,0 0,01%
Административные  платежи и сборы 804 100,0 0,04%
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 47 911 900,0 2,25%
Прочие  неналоговые доходы 3 114 300,0 0,15%
 

                                                           Продолжение табл. 2.1

    

Доходы  целевых бюджетных  фондов, всего 13 893 900,0 0,65%
Единый  социальный налог (взнос), зачисляемый  в федеральный бюджет 281 230 000,0 13,23%
Всего доходов 2 125 718 200,0 100%
 

Основная часть  доходного потенциала (табл. 2.1) федерального бюджета на 2002

год формируется  за счет налоговых доходов, которые  составляют около 81% от

общей суммы  поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы.

В целом это  свидетельствует о крайне неэффективном  использовании федеральной

государственной собственности, поскольку ее доля в  общем экономическом

потенциале производственной сферы остается достаточно высокой  ¾ около

30%, а отдача  в виде отчислений от ее  использования и сдачи в аренду

составляют всего  лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.

В доходах российского  федерального бюджета основные налоговые  поступления

¾ это косвенные  налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы,

таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от

всех налоговых  доходов. Это также свидетельствует  о недостаточно рациональной

структуре доходных источников. Поскольку косвенное  налогообложение по

существу представляет собой надбавки к цене товара, которые  полностью

оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное

налогообложение сужает внутренний покупательный спрос  и соответственно

сокращает потенциальные  возможности экономического развития страны.

Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов  являются регулирующими, т.е.

часть из них  направляется в бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты. Полностью

Информация о работе Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики