Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:24, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного
общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда
государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают
всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный
бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое
является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным
Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную
часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства
Российской Федерации.
Введение 3
1. Экономическая сущность государственного бюджета. 5
2. Источники формирования и направления расходования
средств государственного бюджета. 12
3. Роль государственного бюджета как финансовой базы
социально-экономического развития общества. 22
Выводы 25
Литература 28
безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня.
Рис.2.1 Структура доходов бюджета.
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на
следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
-
прямые налоги на прибыль,
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
-
платежи за использование
-
налоги на внешнюю торговлю
и внешнеэкономические
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного
кодекса относятся:
-
доходы от использования
муниципальной собственности;
-
доходы от платных услуг,
находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-
правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы,
конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы
принудительного изъятия;
-
доходы в виде финансовой
уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от
внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают
следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства,
перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные
поступления);
-
От государственных
-
От государственных
-
От наднациональных
Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач
и функций государства и
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
a. расходы федерального бюджета;
b. Расходы бюджетов субъектов РФ;
c. расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
-
обеспечение деятельности
Счетной палаты
РФ, Центральной избирательной
исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на
общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
-
функционирование федеральной
-
осуществление международной
-
национальная оборона и
осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
-
фундаментальные исследования
прогрессу;
-
государственная поддержка
транспорта;
-
государственная поддержка
-
ликвидация последствий
федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или
в ведении органов государственной власти РФ;
-
формирование федеральной
-
обслуживание и погашение
-
компенсация государственным
государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих
финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств
федерального бюджета;
-
пополнение государственных
драгоценных камней, государственного материального резерва;
-
проведение референдумов и
-
федеральная инвестиционная
-
обеспечение реализации
власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов бюджетов других уровней;
-
обеспечение осуществления
передаваемых на другие уровни власти;
-
финансовая поддержка
-
федеральный статистический
- прочие расходы.
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2002 года.
Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение)
сумма | Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, % | |
Налоговые доходы, всего | 1 726 310 100,0 | 81,21% |
Налог на прибыль | 207 443 700,0 | 9,76% |
Налог на игорный бизнес | 1 009 200,0 | 0,05% |
Налог на добавленную стоимость | 773 508 000,0 | 36,39% |
Акцизы | 224 815 000,0 | 10,58% |
Лицензионные и регистрационные сборы | 804 100,0 | 0,04% |
Налог на покупку иностранных денежных знаков | 1 849 400,0 | 0,09% |
Налоги на совокупный доход | 5 677 600,0 | 0,27% |
Налоги на имущество | 920 000,0 | 0,04% |
Платежи за использование природными ресурсами | 183 715 700,0 | 8,64% |
Таможенные пошлины | 324 108 900,0 | 15,25% |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 2 458 500,0 | 0,12% |
Неналоговые доходы, всего | 104 284 200,0 | 4,91% |
Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций | 50 472 500,0 | 2,37% |
Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 2 779 400,0 | 0,13% |
Перечисление прибыли Банка России | 4 000 000,0 | 0,19% |
Платежи от государственных организаций | 13 972 400,0 | 0,66% |
Плата
за пользование водными |
7 000 000,0 | 0,33% |
Доходы от использования лесного фонда | 1 950 000,0 | 0,09% |
Прочие
поступления от имущества, находящегося
в государственной |
4 822 300,0 | 0,23% |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов | 290 000,0 | 0,01% |
Административные платежи и сборы | 804 100,0 | 0,04% |
Доходы
от внешнеэкономической |
47 911 900,0 | 2,25% |
Прочие неналоговые доходы | 3 114 300,0 | 0,15% |
Доходы целевых бюджетных фондов, всего | 13 893 900,0 | 0,65% |
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет | 281 230 000,0 | 13,23% |
Всего доходов | 2 125 718 200,0 | 100% |
Основная часть доходного потенциала (табл. 2.1) федерального бюджета на 2002
год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от
общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы.
В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной
государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом
потенциале производственной сферы остается достаточно высокой ¾ около
30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду
составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления
¾ это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы,
таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от
всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной
структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по
существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью
оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное
налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно
сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е.
часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью
Информация о работе Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики