Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:24, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры  любого современного
общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование,
осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из
наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять
экономическое и социальное регулирование, является финансовая система
общества, главное  звено которой – бюджетная система. С момента, когда
государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы  приобретают
всеобщий характер.
Бюджетная система  Российской Федерации включает государственный федеральный
бюджет, бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной  системы страны, которое
является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным
Собранием РФ в  форме закона; государственный бюджет концентрирует основную
часть бюджетных  ресурсов страны, отражает доходы и  расходы Правительства
Российской Федерации.
Введение  3
     1.  Экономическая сущность государственного бюджета. 5
     2. Источники формирования и направления расходования
средств государственного бюджета. 12
     3. Роль государственного бюджета как финансовой базы
социально-экономического развития общества. 22
     Выводы    25
     Литература   28
безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня.
Рис.2.1 Структура доходов бюджета.
Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на
следующие виды:
1. Налоговые доходы, которые включают в себя:
-         
прямые налоги на прибыль, 
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
-         
платежи за использование 
-         
налоги на внешнюю торговлю 
и внешнеэкономические 
- прочие налоги, сборы и пошлины;
2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного
кодекса относятся:
-         
доходы от использования 
муниципальной собственности;
-         
доходы от платных услуг, 
находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-
правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы,
конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы
принудительного изъятия;
-         
доходы в виде финансовой 
уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов;
- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от
внешнеэкономической деятельности).
3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают
следующие поступления:
- От нерезидентов;
- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства,
перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные
поступления);
-         
От государственных 
-         
От государственных 
-         
От наднациональных 
Бюджетные расходы ¾ это денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач 
и функций государства и 
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
a. расходы федерального бюджета;
b. Расходы бюджетов субъектов РФ;
c. расходы местных бюджетов;
Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:
-         
обеспечение деятельности 
Счетной палаты 
РФ, Центральной избирательной 
исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на
общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
-         
функционирование федеральной 
-          
осуществление международной 
-         
национальная оборона и 
осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
-         
фундаментальные исследования 
прогрессу;
-         
государственная поддержка 
транспорта;
-         
государственная поддержка 
-         
ликвидация последствий 
федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или
в ведении органов государственной власти РФ;
-         
формирование федеральной 
-         
обслуживание и погашение 
-         
компенсация государственным 
государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих
финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств
федерального бюджета;
-         
пополнение государственных 
драгоценных камней, государственного материального резерва;
-         
проведение референдумов и 
-         
федеральная инвестиционная 
-         
обеспечение реализации 
власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов бюджетов других уровней;
-         
обеспечение осуществления 
передаваемых на другие уровни власти;
-         
финансовая поддержка 
-         
федеральный статистический 
- прочие расходы.
Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2002 года.
                              
Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение)
| сумма | Удельный вес дохода во всех доходах федерального бюджета, % | |
| Налоговые доходы, всего | 1 726 310 100,0 | 81,21% | 
| Налог на прибыль | 207 443 700,0 | 9,76% | 
| Налог на игорный бизнес | 1 009 200,0 | 0,05% | 
| Налог на добавленную стоимость | 773 508 000,0 | 36,39% | 
| Акцизы | 224 815 000,0 | 10,58% | 
| Лицензионные и регистрационные сборы | 804 100,0 | 0,04% | 
| Налог на покупку иностранных денежных знаков | 1 849 400,0 | 0,09% | 
                              
| Налоги на совокупный доход | 5 677 600,0 | 0,27% | 
| Налоги на имущество | 920 000,0 | 0,04% | 
| Платежи за использование природными ресурсами | 183 715 700,0 | 8,64% | 
| Таможенные пошлины | 324 108 900,0 | 15,25% | 
| Прочие налоги, пошлины и сборы | 2 458 500,0 | 0,12% | 
| Неналоговые доходы, всего | 104 284 200,0 | 4,91% | 
| Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных организаций | 50 472 500,0 | 2,37% | 
| Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства | 2 779 400,0 | 0,13% | 
| Перечисление прибыли Банка России | 4 000 000,0 | 0,19% | 
| Платежи от государственных организаций | 13 972 400,0 | 0,66% | 
| Плата 
  за пользование водными  | 
  7 000 000,0 | 0,33% | 
| Доходы от использования лесного фонда | 1 950 000,0 | 0,09% | 
| Прочие 
  поступления от имущества, находящегося 
  в государственной  | 
  4 822 300,0 | 0,23% | 
| Доходы от продажи земли и нематериальных активов | 290 000,0 | 0,01% | 
| Административные платежи и сборы | 804 100,0 | 0,04% | 
| Доходы 
  от внешнеэкономической  | 
  47 911 900,0 | 2,25% | 
| Прочие неналоговые доходы | 3 114 300,0 | 0,15% | 
                              
| Доходы целевых бюджетных фондов, всего | 13 893 900,0 | 0,65% | 
| Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет | 281 230 000,0 | 13,23% | 
| Всего доходов | 2 125 718 200,0 | 100% | 
Основная часть доходного потенциала (табл. 2.1) федерального бюджета на 2002
год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от
общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы.
В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной
государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом
потенциале производственной сферы остается достаточно высокой ¾ около
30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду
составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В доходах российского федерального бюджета основные налоговые поступления
¾ это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы,
таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от
всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной
структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по
существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью
оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное
налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно
сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е.
часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью
Информация о работе Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики