Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:42, контрольная работа
Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию
Понятие внебюджетных фондов их назначение, принципы организации и правовой статус
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Фонд социальной защиты населения и его роль. Порядок формирования и направления использования Фонда социальной защиты населения.
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах бюджетной системы Республики Беларусь. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь. Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.
Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.
До 1998 г. в Республике Беларусь насчитывалось более 10 внебюджетных фондов, что усложняло контроль за расходованием их средств. В связи с этим руководство страны упразднило ряд фондов (например, фонд социальной защиты молодежи), а некоторые республиканские внебюджетные фонды вошли в состав республиканского бюджета (дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и др.) и соответственно они получили статус государственных целевых бюджетных фондов. С 2007 г. в составе внебюджетных фондов остался только один фонд – Фонд социальной защиты населения ФСЗН).
Составление,
рассмотрение и утверждение
Далее проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах. В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый
год. Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь. В бюджетах государственных внебюджетных фондов доходы предусматриваются по источникам поступлений в соответствии с разделами классификации доходов бюджета, а расходы - в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательными актами об этих фондах и бюджетах этих фондов, со сметами доходов и расходов.
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме проектов законодательных актов составляются распорядителями средств этих фондов, вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах. В случае утверждения отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется распорядителями средств этих фондов, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского бюджета.
Основным государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Фонд социальной защиты населения образован в 1993 году в целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования.
Основными задачами Фонда являются:
Средства Фонда образуются за счет:
Основным источников формирования доходной части Фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются:
- работодатели - юридические
лица (включая иностранные
- работающие граждане
- граждане Республики Беларусь,
иностранные граждане и лица
без гражданства, работающие
- физические лица, самостоятельно
уплачивающие обязательные
- индивидуальные
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:
- для работодателей
и работающих граждан - все
виды выплат в денежном и
(или) натуральном выражении,
- для физических лиц,
самостоятельно уплачивающих
- для Белгосстраха в отношении неработающих инвалидов, не
достигших возраста, установленного статьей 11 Закона Республики
Беларусь "О пенсионном обеспечении", получающих ежемесячную
страховую выплату, - минимальная заработная плата, установленная
законодательством, а в отношении лиц, получающих пособие по
временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, -
начисленное пособие по временной нетрудоспособности в связи со
страховым случаем.
В Республике Беларусь существует раздельное начисление обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование.
Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:
- для работодателей - 29%;
- для работодателей,
занятых производством
- для коллегий адвокатов - 8%;
- для физических лиц,
самостоятельно уплачивающих
- для членов крестьянских (фермерских) хозяйств - 25%;
- для работающих граждан, кроме членов крестьянских (фермерских) хозяйств, - 1%.
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 6%, для коллегий адвокатов - 2%.
Индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства (за своих членов) уплачивают обязательные страховые взносы из определяемого ими дохода, но не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной законодательством в соответствующих месяцах квартала, за которые начислены обязательные страховые взносы. Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают обязательные страховые взносы из определяемого ими дохода, но не менее суммы взносов, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной законодательством в соответствующих месяцах отчетного квартала, за которые индивидуальным предпринимателям в установленном порядке уплачен единый налог.
Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование производится плательщиками единым платежом.