Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа
Финансовая система оказывает существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения.
Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.
Введение ………………………………………………………………….…3
1.Понятие и характеристика финансовой системы РФ
1.1. Сущность и функции финансов …………………………………........5
1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья ……..12
2. Становление и развитие финансовой системы в РФ
2.1. Финансовая система РФ в условиях перехода к рынку ……………22
2.1.1. Бюджетная система …………………………………………………23
2.1.2. Государственный кредит …………………………………………...23
2.1.3. Внутренний долг ……………………………………………………24
2.1.4. Внешний долг ……………………………………………………….25
2.2. Особенности финансовой системы РФ в условиях
перехода к рынку
2.2.1. Предпосылки реформирования финансовой системы ……………28
2.2.2. Особенности организации финансовой системы современной
России ……………………………………………………………………… 33
3. Проект федерального бюджета на 2007 год ………..………………….37
Заключение …………………………………………………………………47
Список использованной литературы ……………………………………..49
Приложения
Также при смене формы организации финансовой системы начала существенно расти и развиваться теневая экономика. Это произошло из-за перехода от единого народнохозяйственного комплекса к предприятиям различных форм собственности и форм организаций, при глобальной перемене в их взаимоотношениях с бюджетом, банковской системой. Также немаловажную роль сыграли достаточно тяжелая налоговая система и высокий уровень банковского (ссудного) процента. К тому же, при ослаблении и практически полной потере государственного финансового контроля за деятельностью предприятий и финансовых учреждений, иначе просто не могло быть.
Цены постепенно повысились
до уровня мировых, общественные фонды
сократились до уровня ниже, необходимого
для социальной поддержки даже остро
нуждающихся, а уровень оплаты труда
для большинства населения
Сборы налогов постоянно сокращались (и с юридических и с физических лиц), возрастал дефицит бюджета (и государственный долг, как основной источник его покрытия), что привело к чрезмерному обороту государственных ценных бумаг, захлестнувших финансовый рынок и отвлекших финансовые ресурсы от реального сектора экономики.
Характерной чертой современной налоговой системы по-прежнему является ее сложность, связанная со множественностью налогов и сборов. Введены новые налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог с пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и ряд других. Налог на прибыль претерпел коренные изменения; в настоящее время в качестве объекта обложения выступает валовая прибыль, учитывающая прибыль от всех видов деятельности. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доходы от продажи государственной и муниципальной собственности.
В сфере страхования
можно отметить ее неразвитость, отсутствие
полной и завершенной законодательной
базы, государственного поощрения в
виде налоговых льгот для
В целях развития страхового рынка необходимо:
- обеспечение надежности
и финансовой устойчивости
- проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;
- повышение государственного регулирования страховой деятельности;
- развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;
- совершенствование нормативной базы страховой деятельности.
Можно сказать, что сейчас наше положение стабилизируется, наблюдается рост ВВП, снижение инфляции, безработицы и улучшение прочих показателей развития экономики (Приложение № 9, табл. 2.2.6).
Кризис финансовой системы советского союза и политические события, произошедшие в начале 90-х годов сделали реальной необходимостью переход страны к рыночным отношениям.
Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. Финансовые отношения по поводу формирования бюджета на современном этапе такие же сложные, противоречивые, во многом не отвечающие даже интересам новых хозяйствующих субъектов, как и в период становления социалистических финансов. Отрасли экономики и бюджетная сфера лишились прежней финансовой поддержки государства.
К концу 1998 года в России
была сформирована только инфраструктура
финансовой системы государства
с рыночной экономикой. Теперь ее нужно
наполнить соответствующим
3. Проект федерального бюджета на 2007 год.*
А.Л. Кудрин, министр финансов Российской Федерации
Представленный для обсуждения и утверждения проект закона «О федеральном бюджет» на 2007 г. является итогом совместной конструктивной работы Правительства и Государственной Думы за последние годы. При его разработке Правительство исходило из того, что бюджет является важнейшим инструментом реализации стратегических приоритетов государственной политики, определённых в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Это повышение качества жизни населения, преодоление бедности, поддержание высоких темпов экономики, снижение инфляции. Бюджет можно по праву назвать бюджетом инвестиций в человека, а стратегические приоритеты проекта бюджета направлены на повышение качества жизни российских граждан.
Федеральный бюджет на 2007 г. обеспечивает создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций в российскую экономику, создание условий для её устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Первая стратегическая задача бюджета - поддержание обшей макроэкономической сбалансированности, создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики. Наша первостепенная задача - модернизация российской экономики, снижение инфляции, снижение ставки кредитования. Нам нужно существенно увеличить инвестиционный потенциал российской экономики и сделать кредитный ресурс основным инструментом для модернизации экономики.
2007 год является ещё и завершающим годом нынешнего созыва Государственной Думы. При принятии бюджета на 2007 год уже сегодня можно определить, каких результатов работы Государственной Думы нынешнего созыва за четыре года можно ожидать. Если говорить об экономике, то за четыре года (с учётом прогноза на 2007 год) ВВП возрастёт на 28,9%, в том числе в этом году - на 6,6%, в следующем - на 6%. В среднем за четыре года ежегодный экономический рост составит 6,5%. Объём инвестиций в основные фонды в 2003 г. (до начала работы нынешнего созыва ГД) составлял 2 трлн. 186 млрд., а в следующем году составит 4 трлн. 320 млрд. руб., то есть объём годовых инвестиций в основные фонды экономики за эти четыре года увеличился в две раза.
Это стало переломным моментом в преодолении негативной тенденции старения оборудования.
В настоящий момент мы имеем снижение темпов старения оборудования, хотя для нормальной работы экономики эти темпы должны быть существенно выше. Как этого добиться? Нужно сделать следующий шаг - удвоить объём годовых инвестиции в основные фонды по сравнению с прошлым, 2005 годом. А к 2009 г. нарастить объём годовых инвестиций еще на 37%.
Сегодня мы планируем на три года. На основе этих планов представлен прогноз социально-экономического развития и проект бюджета. За один только 2006 г. объём инвестиций в основные фонды увеличился на 794 млрд. руб., или 33.5 млрд. дол. Причём это - оценка без учёта работы важнейших инструментов, которые запланировало Правительство: свободные зоны, венчурный фонд, инвестиционный фонд. Эти фонды заработают в полном объёме только к 2009 г. При этом в свободных зонах к 2009 г. больше денег будет вложено в инфраструктуру, поэтому сначала не будет получено адекватной отдачи, но затем эти инструменты заработают на полную мощность.
Если говорить о необходимости поддержать промышленность, в первую очередь надо сказать именно об инвестиционном климате, чтобы не повторить ошибку советской экономики, когда у нас были талантливые инженеры, учёные, но наша промышленность была неспособна быстро перенастраиваться на новые, современные технологии. В результате страна была технологически отсталой по всем основным видам работ. Новации были в отдельных случаях и в очень небольших количествах. Сейчас же наша задача состоит в том, чтобы вся экономика, все отрасли могли перенастраиваться в рамках действующего современного рыночного механизма на работу по самым высоким стандартам. Увеличением только бюджетных расходов на эти цели экономику не поднять. Частные инвестиции являются локомотивом развития российской экономики.
К основной проблеме, не позволяющей решить до конца проблемы макроэкономической настройки инвестиционного климата, мы относим, конечно, кроме инфляции, еще и повышение курса рубля. Исчерпан эффект девальвации 1998г. Курс восстановил свой вес до кризисного, 1998 г. Дальнейшее укрепление может стать критическим для нашей промышленности, а главная проблема укрепления рубля - инфляция.
Как известно, средний эффективный курс укрепляется в результате номинального укрепления и в результате укрепления, связанного с инфляцией. Так вот, в прошлом году в укреплении российского рубля семь пунктов было за счёт инфляции и только 3,2 пункта - за счёт номинального укрепления.
Главной проблемой укрепления среднего эффективного курса рубля по-прежнему является инфляция. Причина инфляции - это избыточное денежное давление на экономику, связанное с большим притоком нефтедолларов и выкупом этих нефтедолларов в обмен на эмиссионные деньги Центральным банком. В результате денежная база в нашей экономике за прошлый год возросла на 31,7%, а денежная масса - на 38,6%. В 2006 году за восемь месяцев денежная база возросла уже на 15,9%, а денежная масса за семь месяцев - на 19,6%, или, если взять август 2006 года к августу 2005 года, то денежная масса к августу 2005 года возросла на 44%. Это - слишком высокие темпы прироста денежной массы при более скромном приросте экономики, ВВП и промышленности.
Существенным, фундаментальным инструментом нашей экономической политики стало введение полной конвертируемости рубля с 1 июля 2006 года. Сняты все ограничения с инвестиций и в Россию, и из России. Это означает, что мы можем поддержать дополнительный инвестиционный поток в Россию. Однако этот острый инструмент будет работать, если у нас будет стабильная макроэкономика.
Государство отказалось от административных рычагов, которые имело еще в 1998 г. во время кризиса. Сейчас мы можем это сделать. Это всё происходит на фоне повышения привлекательности российской экономики. В 2000 г. из страны убегало 25 млрд. дол. В прошлом году впервые в России сальдо притока было около 1 млрд. дол., а за полгода этого года сальдо притока капитала в Россию составило 11,4 млрд. дол.
Создавая эти механизмы, мы тем самым повысили доверие к российской экономике. Это также связано и с долговой политикой. На начато работы Госдумы этого созыва государственный долг составлял 4 трлн. 190 млрд. руб., в том числе внешний долг — 119 млрд. дол. В результате исполнения бюджета следующего года долг составит 2 трлн. 596 млрд., то есть сократится в 1,6 раза, причём с 24,5% ВВП долг упадет до 8,3% ВВП. Внешний долг в начале работы Госдумы этого созыва составлял 119 млрд. дол., а будет составлять 46,7млрл. дол., то есть сократится в 2,5 раза.
Это позволит увеличить консолидированный внешний долг России, включая и частный долг, к концу следующего года на 89 млрд. дол. Но при этом уменьшится государственная внешняя задолженность и увеличится частная задолженность. Это означает, что нашим предприятиям теперь смело и менее рискованно дают кредиты на модернизацию российской экономики.
Обслуживание государственного долга за эти четыре года тоже сократилось - с 220 млрд. руб. до 156 млрд. руб., то есть 64 млрд. руб. в год мы теперь тратим на другие цели, экономя ежегодно на процентах. Эти деньги пойдут, в том числе, на инвестиционные проекты Инвестиционного фонда. Золотовалютные резервы за эти четыре года увеличились с 76,9 млрд. дол. до 259 млрд. дол. то есть на 183 млрд. дол., а к концу 2007 года, увеличатся еще на 109 млрд. дол., что составит 369,6 млрд. дол.
После погашения долга Парижскому клубу, ликвидировали на сто процентов возможность дефолта в России, подобного тому, что произошёл в 1998 г. То есть на одну проблему, которая больно ударила по нашей экономике совсем недавно, теперь меньше, и это при любой динамике цен на нефть, какими бы цены ни были. В связи с этим России повысили инвестиционные рейтинги. С 2000 г. в основных рейтинговых агентствах мы прошли восемь ступеней кредитного рейтинга, а до самого высокого рейтинга – ААА - осталось семь шагов. Это означает, что наша экономика, наши активы, наш рубль будут признаны одними из самых надёжных в мире, и это будет означать реальную конвертируемость рубля, его привлекательность в мировой экономике.
Зашитой от инфляции и укрепления рубля сегодня служит Стабилизационный фонд России. Он забирает лишние для экономики деньги и сдерживает укрепление рубля, чтобы удержать снижение конкурентоспособности нашей промышленности. Потратить деньги Стабфонда на поддержку промышленности - значит нанести ущерб нашей промышленности. Это, к сожалению, пока усвоили не все.
Для наиболее рационального сбережения Стабилизационного фонда мы разделим его на две части: резервный фонд и фонд будущих поколений. Предполагается, что резервная часть составит примерно от 7до 10% ВВП, а всё, что будет накапливаться сверх этого, составит фонд будущих поколений. На сегодня объём Стабилизационного фонда составляет 6,4% ВВП, то есть он ещё даже не достиг нижней планки, по нашим оценкам, той части, которая должна быть резервной.
Что касается доходных и налоговых мер, то в 2007 г. мы улучшим налоговое администрирование, что позволит упрощённо возмещать НДС по экспорту. Мы, переходя на автоматический режим возмещения НДС по экспорту, 140 млрд. руб. оставим в оборотных средствах экспортных предприятий. Это будет главная мера экспортной поддержки нашей промышленности. Кроме того, в самом бюджете расходы на общие меры по поддержке российского экспорта заложены в размере 3,9 млрд. дол.