Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система оказывает существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения.
Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….…3
1.Понятие и характеристика финансовой системы РФ
1.1. Сущность и функции финансов …………………………………........5
1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья ……..12
2. Становление и развитие финансовой системы в РФ
2.1. Финансовая система РФ в условиях перехода к рынку ……………22
2.1.1. Бюджетная система …………………………………………………23
2.1.2. Государственный кредит …………………………………………...23
2.1.3. Внутренний долг ……………………………………………………24
2.1.4. Внешний долг ……………………………………………………….25
2.2. Особенности финансовой системы РФ в условиях
перехода к рынку
2.2.1. Предпосылки реформирования финансовой системы ……………28
2.2.2. Особенности организации финансовой системы современной
России ……………………………………………………………………… 33
3. Проект федерального бюджета на 2007 год ………..………………….37
Заключение …………………………………………………………………47
Список использованной литературы ……………………………………..49
Приложения

Файлы: 1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Таким образом, экспортная поддержка промышленности будет одним из серьёзных рычагов в следующем году. Стоит напомнить, что кроме этого возмещения НДС по экспорту уже в 2006 г. применяется та мера, о которой мы договорились ранее, - это возмещение НДС по капитальным вложениям, что, по прогнозам, в этом, 2006 г., оставит у предприятий в виде свободных оборотных средств, ранее забираемых в бюджет, примерно 300 млрд. руб., которые пойдут на поддержку инвестиций в стране. Также принято, решение по налогу на прибыль организаций в части налоговой базы по убыткам в отношении НИОКР.

 Введены  новые вычеты со следующего  года: семьям, расходующим средства на обучение, на здравоохранение, вычеты увеличены до 50 тыс. руб. Все эти меры, включая и меры по снижению НДПИ для нефтяных компаний с высоковыработанными ресурсами, суммарно в следующем году оставят в экономике 170 млрд. руб. Это наша поддержка российского бизнеса.

Если говорить о главных показателях бюджета  страны, то доходы составят 6 трлн. 965,3 млрд. руб., расходы - 5 трлн. 463 млрд., непроцентные расходы составят 5 трлн. 306,6 млрд. руб. При этом доходы страны вырастут на 806,3 млрд. руб., а расходы — на 1 трлн. 74.9 млрд. А если брать только непроцентные расходы, то они вырастут на 1трлн. 110 млрд. руб., или на 26,5%, то есть за один год в номинальном выражении мы нарастим на четверть расходы нашего бюджета.

В целях дальнейшего  снижения зависимости бюджетной политики от ценовой конъюнктуры на рынке нефти Минфином проведён анализ рентных доходов бюджета, формируемых за счёт нефти. В 2006 г. больше половины доходов, поступающих в нашу казну, 52%, связаны с доходами от нефти. Это временные доходы, они колеблются в зависимости от цен на нефть, и при условии снижения цен на нефть мы, конечно же, будем терять эти доходы. Если бы мы сегодня их полностью тратили, то кроме инфляции мы бы создали ещё и риски того, что в ближайшие три года нам пришлось бы снижать расходы нашего бюджета в абсолютном выражении. Сберегая часть расходов, мы создали стабильность и гарантированную составляющую наших доходов и расходов на ближайшие годы.

Бюджет страны на следующий год сбалансирован при 37 дол. за баррель, то есть это означает, что нам не страшны снижения цен на нефть до 37 дол. Но приходится сберегать средства и при более высоких ценах, потому что денежная программа, денежная кредитная политика требует более сдержанного отношения к расходам этих нефтедолларов. Мы провели специальную работу, результаты анализа опубликованы на сайте Министерства финансов РФ.

Непроцентные расходы федерального бюджета в 2007г. в реальном выражении увеличатся на 17,1% (в номинальном - на 26,5%) и составят 17% ВВП, что на 1,6% больше, чем в 2006 г., по ожидаемой оценке. В результате увеличится государственный спрос в структуре ВВП до 18,8% в 2007 г. по сравнению с 16,5% в 2005 г. Наибольший прирост расходов планируется по статье о трансфертах бюджетам других уровней. То есть в законопроекте нашла поддержку основная масса предложений, внесённых регионами.

Субъекты  Российской Федерации - первый приоритет в нашей политике по массе добавок, которые произойдут в следующем году - 2.5.5 млрд. руб. На втором месте - поддержка экономики, 172 млрд. руб. добавок из тех самых 1 трлн. 100 млрд., о которых сказано вначале. На третьем месте - трансферты государственным внебюджетным фондам, прежде всего Пенсионному фонду -163 млрд. руб. Национальная оборона - 161.9 млрд. руб. Правоохранительная деятельность - 124.6 млрд. руб. Это - самые основные добавки, самые крупные по объему.

Если говорить о процентном прибавлении расходов к базе этого года, то на первое место выходит поддержка национальной экономики - она прирастёт на 50%, трансферты бюджетам других уровней прирастут на 39,5%, на третье место выходит образование, оно прирастёт на 33.4%, здравоохранение - на 31,5%. Будет продолжено и увеличивается из года в год финансирование приоритетных национальных проектов. С учётом опыта работы за истекший 2006 год были уточнены отдельные объёмы этих приоритетов. Совокупный объем средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов, составите учётом государственных гарантий 239,8 млрд. руб., из них 206,3 млрд. руб. - деньги и остальное - гарантии. Прирост по деньгам - 72,6млрд., или 54,3%. При этом объём средств на образование по национальным проектам составит 48,9 млрд. руб., по здравоохранению превысит 100 млрд. руб. и составит 107,7 млрд. руб., по поддержке аграрно-промышленного комплекса - 23,4 млрд. руб., по доступному комфортному жилью без учёта гарантий - 26,3 млрд. руб.

Суммарно  за четыре года работы нынешнего созыва Госдумы объём расходов в бюджете увеличится с 2 трлн. 358 млрд. руб. в 2003 г., предшествовавшем этому созыву, до 5 трлн. 463 млрд. руб., то есть возрастёт на 3 трлн. 105 млрд. руб. То есть в 2,3 раза за четыре года прирастёт бюджет, что в реальном выражении (имеется в виду за вычетом инфляции) составит 58,9%. Это значит, что наша бюджетная система станет получать больше товаров, услуг, вес зарплаты каждого бюджетника, прежде всего учителя и врача, существенно увеличится.

В рамках реализации программы демографического развития - решение одной из важнейших, острейших проблем нашей страны, связанной с серьёзными длительными демографическими циклами, к которым мы шли много десятилетий. Это связано и с войной, это связано и с другими событиями в нашей стране, к сожалению, это связано и с тяжелейшими 90-ми годами.

Следует отметить, что к концу этого года - началу следующего года в результате политики последних четырёх - пяти лет мы восстановим весь утраченный ВВП и промышленный потенциал России 1990 г., в границах СССР. За пять лет мы восстановим этот потенциал и с каждым годом будем его наращивать. Это означает, что средний уровень ВВП на душу населения, который сегодня по текущему курсу составляет примерно 7 тыс. дол., а по паритету покупательной способности где-то от 11 до 12 тыс. дол., обеспечит заработную плату и доходы населения, выведет их в следующем году на самый высокий уровень в истории Советского Союза и России.

Сегодня наша экономика генерирует новые возможности для обеспечения нормальных условий жизни людей, которые работают сегодня во всех сферах российской экономики. И решение демографических проблем должно помочь этой задаче, поэтому на эти цели в следующем году будет направлено 82 млрд. руб. из федерального бюджета. 32 млрд. руб. - из Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.

Повышение зарплаты бюджетникам (ЕТС) с 1 сентября следующего года составит 15%, что позволит увеличить зарплату бюджетников с начала 2005 г. по конец 2007 г. в реальном  выражении, то есть реальный вес их заработной платы, в полтора раза. А если говорить о военнослужащих, то соответственно на 10% прирастёт денежное довольствие с 1 января следующего года и на 15% с 1 декабря также следующего года. С учётом конвертации продовольственного пайка в денежную форму, которую мы предлагаем учесть в составе бюджета (соответствующие акты правительства и президента выйдут в ближайшее время), это позволит уже вложенную, внесённую в состав денежного довольствия конвертацию продовольственного пайка проиндексировать с 1 декабря следующего года.

Общая прибавка тогда при этой конвертации продовольственного пайка составит больше тысячи рублей на каждого военнослужащего, что приведёт в реальном выражении к увеличению денежного довольствия также в полтора раза за последние три года, с 2005 по 2007 г. как и у бюджетников. При этом мне приводили разные варианты расчётов. Мы готовы их ещё раз сверить, и мы достаточно уверенно можем говорить о достижении этой цели. И если в 1999 г. средний уровень оплаты труда в бюджетной сфере составлял около 60% от оплаты труда в промышленности, то в текущем году он составит уже 75%, а на следующий год - около 80%.

Серьёзным приоритетом  является поддержание обороноспособности и безопасности страны. Общий объём средств на эти две составляющие увеличится на 286 млрд. руб., в том числе оборонный заказ - на 70,8 млрд. руб.

Этот бюджет можно по праву назвать и бюджетом стратегических проектов, поскольку кроме основных мер, связанных с федеральными целевыми программами, в составе бюджета учтено двенадцать новых федеральных целевых программ, больше чем на 70 млрд. руб., и общий объём федеральных целевых программ составит 505 млрд. руб., в том числе: развитие инфраструктуры - 267 млрд. руб., инновации - 118 млрд. руб., безопасность жизнедеятельности - 64 млрд. руб., региональные проблемы - 41 млрд. руб. Суммарно вместе с непрограммными инвестициями, эта инвестиционная часть бюджета составит 224 млрд. руб., или прирастёт на 47,5%.

Дополнительно в состав расходов бюджета вносятся программы по поддержке энергетики страны и ликвидации самых узких мест, прежде всего в части государственной составляющей РАО «ЕЭС». Это - магистральные сети, которые мы хотим оставить за государством, и потому должны их инвестировать. Это также касается и возрождения атомной промышленности, то есть увеличения строительства атомных блоков, строительства атомных станций для сохранения в ближайшие двадцать лет доли составляющей атомной энергетики в составе баланса энергетических источников.

Принимаются и другие меры поддержания оборе  неспособности и безопасности нашей  страны.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Стенограмма  доклада министра финансов Российской  Федерации А.Л. Кудрина в Государственной  Думе ФС РФ 22 сентября 2006 года по проекту закона «О федеральном бюджете на 2007 год».

Заключение

 

В заключение хотелось бы сказать, что Россия проделала достаточно сложный путь при переходе к рынку. Для того, чтобы этот путь был  не таким болезненным следовало  бы реформировать финансовую систему постепенно, избегая пиков и острых углов.

Все звенья финансовой системы  были кардинальным образом изменены, старая система полностью уничтожена, новая создана с огромными  пробелами и недоработками.

По существу за пять лет (с 1992 по 1997 гг.) финансовая система страны прошла в обратном направлении путь советского государства, пройденный им за 80 лет, и по уровню расстройства финансовой системы ситуация напоминала 1917г.

Финансовая система  России изменилась в связи с изменением государственного устройства, к которому привели политические события августа 1991 года и октября 1993 года. Изменилась ориентация общественного развития и стала формироваться новая социально-экономическая политика.

Изменения в организации  финансовых отношений происходили  быстрыми темпами. В годы перестройки (1985-1991) была сделана попытка усилить воздействие финансов на повышение эффективности общественного производства за счет некоторого ослабления финансовой централизации, через расширение финансовых прав предприятий и отдельных звеньев финансовой системы.

Но эта попытка не принесла заметных положительных результатов  и в 1992 г. начался совершенно новый  этап в истории развития финансовых отношений.

Рыночная экономика  привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, то есть самовозрастающей стоимостью.

Несмотря на то, что  переходный период был нелегким, сопровождался  кризисами и потерями, но за такой короткий срок перейти на новую организацию финансовой системы безболезненно было практически невозможно.

Финансовая  система обладает всеми  свойствами  сложных  систем:  большое число  разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность,  гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

   Финансовую  систему  необходимо  проектировать.  Для  этого  могут   быть  использованы типовые представления   и,  в  частности,  метод   функционально- логического проектирования  финансовой системы.

   При проектировании финансовой системы необходимо  обеспечить  вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний  не  менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Учебник – М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

2. Белозеров С.А., Горбушина С.Г. Финансы. Учебник для ВУЗов –              М: Проспект, 2004.

3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник – М: ИТК «Дашков и К», 2003.

4. Галицкая С.В. Финансы. Учебное пособие – М: Эксмо, 2006.

5. Дробозина Л.А. Финансы. Учебник для ВУЗов – М: ЮНИТИ, 2000.

6. Дробозина Л.А. Общая  теория финансов. Учебник – М:  ЮНИТИ, 1999.

7. Дьяченко В.П. История  финансов. Учебное пособие. –  М: Наука, 1998.

8. Ковалева А.М. Финансы. Учебное пособие – М: ИНФРА-М, 2000.

9. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник – М: ИНФРА-М, 2003.

10. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для ВУЗов – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

11. Самсонов Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник –           М: Высшая школа, 2000.

12. Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Строкова И.И. Финансы на макроуровне. Учебное пособие для ВУЗов – М: Высшая школа, 1998.

13. Салин В.Н. Статистика финансов – М: Финансы и статистика, 2000.

14. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика –                       М: Перспектива, 1999.

15. Фетисов В.Д. Финансы. Учебное пособие для ВУЗов – М: ЮНИТИ, 2003.

16. Журнал «Финансы» № 8 – 2006.

17. Журнал «Финансы» № 11 – 2006.

 


Информация о работе Финансовая система РФ