Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая система оказывает существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения.
Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….…3
1.Понятие и характеристика финансовой системы РФ
1.1. Сущность и функции финансов …………………………………........5
1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья ……..12
2. Становление и развитие финансовой системы в РФ
2.1. Финансовая система РФ в условиях перехода к рынку ……………22
2.1.1. Бюджетная система …………………………………………………23
2.1.2. Государственный кредит …………………………………………...23
2.1.3. Внутренний долг ……………………………………………………24
2.1.4. Внешний долг ……………………………………………………….25
2.2. Особенности финансовой системы РФ в условиях
перехода к рынку
2.2.1. Предпосылки реформирования финансовой системы ……………28
2.2.2. Особенности организации финансовой системы современной
России ……………………………………………………………………… 33
3. Проект федерального бюджета на 2007 год ………..………………….37
Заключение …………………………………………………………………47
Список использованной литературы ……………………………………..49
Приложения

Файлы: 1 файл

Финансовая система РФ.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

1) федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2) бюджеты  субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов;

3) бюджеты  органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).

Бюджеты субъектов  Российской Федерации включают:

а) 21 бюджет республик в составе Российской Федерации;

б) 6 бюджетов краев;

в) 49 бюджетов областей;

г) бюджет автономной области;

д) 10 бюджетов автономных округов;

е) бюджеты  Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов  местного самоуправления Российской Федерации включают:

а) 1867 бюджетов районов;

б) 1091 бюджет городов;

в) 329 бюджетов городских районов и округов;

г) 1922 бюджета поселков городского типа;

д) 24 444 бюджета  сельских администраций.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимают в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В составе  бюджетов могут создаваться целевые  бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей  планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х годов общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока.

Внебюджетные  фонды подразделяются на фонды социального  и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов». Вряд ли эту причину можно признать убедительной, учитывая негативные последствия ликвидации ряда внебюджетных фондов. Так, например ликвидация отраслевых внебюджетных фондов НПОКР практически исключила возможность государственного финансирования ряда важнейших для народного хозяйства России научных исследований и проведения опытно-конструкторских работ в отдельных отраслях экономики. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных  и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают  функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как

а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов

б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время  государственный и муниципальный  кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.

Государственные и муниципальные  органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случае несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные и муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов

Российской  Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств.

В качестве кредитора  государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

а) бюджетные  учреждения;

б) государственные  и муниципальные унитарные предприятия;

в) российские предприятия и организации, кроме  указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляться в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах, на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Становление и развитие финансовой системы

Российской  Федерации

 

2.1. Финансовая система Российской Федерации в условиях перехода к рынку.

 

В настоящее время  ученые не пришли к единому мнению о составе финансовой системы  Российской Федерации. Расхождения  во мнениях заключаются в основном в том, выделять ли систему страхования в отдельное звено финансовой системы или же оно входит в  общегосударственные финансы,  или финансы предприятий и учреждений различных форм собственности (Приложение № 2, рис. 2.1.2, рис. 2.1.3).

Это связано с тем, что до недавнего времени государство обладало монополией на страхование, а также с тем, что страхование носит замкнутый характер и выражает особые экономические отношения, отличные от кредитных и бюджетных.

Рассмотрим основные звенья финансовой системы Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1. Бюджетная система.

 

Кардинальные изменения  в бюджетной системе Российской Федерации произошли в 1991 году. Это  было связано с тем, что раньше государственный бюджет РСФСР включался  в государственный бюджет СССР, как республиканский. Теперь же в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России включает три звена (Приложение № 3, рис. 2.1.4).

Эта структура более  приближена к структуре бюджетных  систем западных стран, так как все  ее звенья функционируют автономно, то есть местные бюджеты не входят в бюджеты территорий, а эти, в  свою очередь, не включаются в федеральный республиканский бюджет.

 

2.1.2. Государственный кредит.

 

Финансовые отношения  по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга  оказывают значительное влияние  на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывался за счет государственных заимствований: внутренних и внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране.

 

2.1.3. Внутренний долг.

 

Политику в отношении  государственного внутреннего долга  определяет Федеральное Собрание Российской Федерации. Оно устанавливает верхний  предел государственного внутреннего долга при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

За последние годы внутренний долг увеличился  за счет эмиссии банкнот Центральным  Банком Российской Федерации для  покрытия бюджетного дефицита. Задача состояла в том, чтобы бюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц. Государственный внутренний долг Российской Федерации в 1993 году достиг 16,1 трлн. руб., 316 трлн. руб. на 1 января 1997 года и 750 млрд. деноминированных рублей на 1 января 1999 года.

В 1993 году были выпущены новые ценные бумаги - государственные  краткосрочные облигации (ГКО) со сроком погашения 3 месяца и золотые сертификаты Министерства финансов Российской Федерации со сроком обращения 1 год - для покрытия бюджетного дефицита.

В 1994 году были эмитированы  месячные государственные облигации, наряду с трехмесячными, а затем - со сроком погашения до одного года. Облигации Федерального займа (ОФЗ) и облигации Государственного сберегательного займа (ОГСЗ) были выпущены в 1995 году. Это привело к развитию рынка государственных ценных бумаг.

Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации.

В настоящее время  внутренний государственный долг России состоит из государственных ценных бумаг, выпущенных Минфином Российской Федерации от имени Правительства  России, а также в виде кредитных  отношений с Центральным банком России. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты (Приложение № 4, табл. 2.1.1).

 

3.1.4. Внешний долг.

 

На 1 января 1997 года суммарный непогашенный внешний долг правительства Российской Федерации и долг, принятый на себя правительством составлял 127,4 млрд. дол. Эта сумма охватывает все кредитные соглашения, заключенные правительством или гарантированные им, и кредиты, полученные или гарантированные экономическими субъектами, уполномоченными осуществлять заимствования от имени СССР.

Из общей суммы государственного внешнего долга 21,5 млрд. дол. составляли кредиты, полученные или гарантированные  правительством Российской Федерации  в период с начала 1992 года. Оставшуюся часть представляли собой внешние  долговые обязательства бывшего СССР, которые приняло на себя правительство РФ (государственный долг СССР).

Информация о работе Финансовая система РФ