Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа
Финансовая система оказывает существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и материальное положение широких слоев населения.
Надежность финансовой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.
Введение ………………………………………………………………….…3
1.Понятие и характеристика финансовой системы РФ
1.1. Сущность и функции финансов …………………………………........5
1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья ……..12
2. Становление и развитие финансовой системы в РФ
2.1. Финансовая система РФ в условиях перехода к рынку ……………22
2.1.1. Бюджетная система …………………………………………………23
2.1.2. Государственный кредит …………………………………………...23
2.1.3. Внутренний долг ……………………………………………………24
2.1.4. Внешний долг ……………………………………………………….25
2.2. Особенности финансовой системы РФ в условиях
перехода к рынку
2.2.1. Предпосылки реформирования финансовой системы ……………28
2.2.2. Особенности организации финансовой системы современной
России ……………………………………………………………………… 33
3. Проект федерального бюджета на 2007 год ………..………………….37
Заключение …………………………………………………………………47
Список использованной литературы ……………………………………..49
Приложения
В момент распада СССР внешний долг был пропорционально поделен между его республиками: Россия - 61%, Украина - 16%, Белоруссия - 4% и т.д.
Сроки возврата этих долгов были крайне неудачными: примерно 2/3 приходилось на 1992-1995 гг., из них более чем половина - на 1992-1993 гг.
По данным Всемирного банка, до 1985 года валютная задолженность СССР составляла всего 30 млрд. дол., а к концу горбачевского правления оценивалась в 70-90 млрд., то есть росла среднегодовыми темпами в 16%. Более того, к 1992 году в счет погашения было выплачено за 7 лет 76 млрд. дол. Россия оказалась полным банкротом и почти прекратила погашение долга до 1996 года.
Размер государственного внешнего долга России достиг к началу 2001 года 144,5 млрд. дол., или около 1050 дол. в расчете на одного жителя, что равносильно долговому кризису.
Проблемы управления государственным внешним долгом России в период рыночных реформ. Во-первых, необходимость оценки параметров и реструктуризации долга. Реструктуризация, как правило, не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.
Во-вторых, применение стандартных методов управления внешним долгом недостаточно. Так, операция выкупа долга осуществляется на основе переговоров с кредиторами, при согласии которых происходит «обратная покупка» долговых инструментов на открытом рынке. Однако, кредиторы могут выдвинуть неприемлемые для должника лимиты выкупа задолженности, поскольку, согласно стандартным условиям предоставления займов, должник не имеет права на досрочный выкуп своих долгов.
При реализации схемы обмена долга на акции национальных компаний проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.
Надо учитывать и
степень капитализации
Проблемными оказались операции по переуступке требований по долгам по отношению к России. Задолженность развивающихся стран перед РФ составляет примерно 123 млрд. дол. по номиналу, а стран СНГ - около 6 млрд. дол. С одной стороны, возникают трудности с определением курса валюты (Парижский клуб при пересчете долгов СССР взял за основу валютный курс, приравняв доллар к 62 копейкам). С другой стороны, более половины долгов можно отнести к безнадежным. Максимальная сумма, которая может быть документально подтверждена, составляет 10-15 млрд. дол., что ограничивает возможности по обмену долгов в рамках клубов кредиторов. Причиной послужила неопределенность статуса задолженности: в ряде случаев это были военные поставки, бартер, либо в договорах не предусматривались нормы для предъявления требований (Приложение № 5, табл. 2.1.2).
Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
2.2. Особенности финансовой системы Российской Федерации в условиях перехода к рынку.
2.2.1. Предпосылки реформирования финансовой системы.
К 1960-м годам, оправившись
от жесточайшей Отечественной
Возникла необходимость в формировании фондов денежных средств не только на уровне государства, но и на уровне отрасли и предприятия. Поэтому значительно возросла роль прибыли как их основного источника.
В основу новой системы распределения и использования прибыли (экономическая реформа 1965 года) были положены следующие принципы:
- повышение заинтересованности
работников предприятий в
- создание на предприятиях
более широких возможностей
- введение платности
за пользование
- повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
В первую очередь осуществлялись
платежи в бюджет в виде платы
за основные производственные фонды
и нормируемые оборотные
После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков ЖКХ и другое.
Так как затраты второго (использование ФМП, ФСКМ и ЖС, ФРП) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами, то их объемы устанавливались ниже планируемой и утверждаемой прибыли, то есть в централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.
Социалистическое государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, несмотря на то, что условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983 году провозгласило политику децентрализации системы управления. В итоге произошло несовпадение организованных государством конкретных групп финансовых отношений с задачами производства - в среднем 60%. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.
Попытка сдержать падение темпов экономического роста форсированным использованием экстенсивных факторов роста национального дохода привела к снижению фондоотдачи, замедлению оборачиваемости оборотных средств, острой нехватке рабочей силы. На фоне экономических трудностей и снижения темпов прироста национального дохода в народном хозяйстве нарастало финансовое напряжение.
Государственный бюджет ежегодно утверждался и исполнялся с превышением доходов над расходами, но это достигалось не за счет повышения эффективности общественного производства, а такими неоправданными ни экономически, ни социально путями, как широкая продажа на мировом рынке нефти и других топливно-энергетических ресурсов, необоснованное изъятие в бюджет собственных оборотных средств предприятий, организаций, подрывающие условия их нормальной хозяйственной деятельности, наращивание производства и реализации винно-водочной продукции. Поступление в бюджет налога с оборота от продажи алкогольных напитков увеличилось в одиннадцатой пятилетке по сравнению с восьмой пятилеткой на 102 млрд. руб.
При невыполнении плановых заданий трех последних пятилеток по росту производства и его эффективности расходы на заработную плату систематически превышали плановые. Это содействовало разрыву между денежными доходами и платежеспособным спросом населения и их материальным покрытием. Количество денег в обращении за 1971-1985 гг. возросло в 3,1 раза при увеличении производства товаров народного потребления в два раза.
В сфере финансов, кредита
и денежного обращения
Финансовые трудности
были взаимосвязаны с перекосами
в ценообразовании. По многим видам
продукции сложился необоснованно
высокий уровень
Перед Министерством финансов СССР была поставлена задача перейти к осуществлению принципиально новой финансовой политики, основанной на сочетании интересов государства и предприятий, привести стиль, методы и формы работы в соответствие с новыми методами хозяйствования и обеспечить подлинный контроль за эффективностью хозяйствования (Приложение № 6, табл. 2.2.3).
Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.
2.2.2. Особенности организации финансовой системы современной России.
С 1992 года начался новый период в истории нашей страны и в истории развития финансов.
Это был период слома советской финансовой системы и попытки формирования финансовой системы, свойственной государствам с развитой рыночной экономикой. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д. (Приложение № 7, табл. 2.2.4).
В системе общегосударственных финансов при переходе к рыночным отношениям произошли следующие изменения. При планово-директивной экономике на государственном уровне формировались три фонда: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования. Все они имели фиктивную обособленность, на практике средства переливались из одного фонда в другой по решению правительства. В настоящее время кроме бюджета формируются: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонды развития НИОКР и др. Каждый фонд имеет специфические задачи и соответствующую организацию финансовых отношений. Бюджет, хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как ранее, когда через бюджет государство централизовало свыше 50% национального дохода. Это приводит к распылению финансовых ресурсов, сокращению и распылению ссудного фонда государства, потере управления денежным обращением и обострению финансовой ситуации.
Принципы устройства
новой бюджетной системы
Слабость бюджетной системы России в том, что функции государства и расходы переданы в значительной мере региональным и местным бюджетам, но структура распределения доходов осталась доперестроечной.