Финансирование сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение планирования расходов бюджета на поддержку сельскохозяйственных производителей.
Задачи работы:
1. Проанализировать роль сельского хозяйства в экономике страны.
2. Изучить методику планирования расходов бюджета.
3. Рассмотреть пути совершенствования планирования расходов бюджета на поддержку сельскохозяйственных производителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и необходимость финансирования сельскохозяйственных производителей за счет бюджетных средств ……………………….…………5
Глава 2. Методика планирования расходов бюджетов на поддержку сельскохозяйственных производителей ……………………………………...17
Глава 3. Совершенствование планирования расходов бюджетов на поддержку сельскохозяйственных производителей………………………………...…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…...........34

Файлы: 1 файл

курсовая х.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     При значительной поддержке, а во многих случаях полностью за счет государственного бюджета возводились животноводческие помещения и комплексы, механические мастерские и машинные дворы, сушильные и складские хозяйства, детские сады, жилье, проводились мелиоративные, культуртехнические работы и т. д.

     Таким образом, государство с помощью  бюджетных средств, особенно в 80-е  годы, стремилось поднять финансовое, экономическое и социальное положение  сельского хозяйства.

     Если  говорить об эффективности, результативности направления этих средств, то необходимо отметить следующее.

     В дореформенный период производство продукции сельского хозяйства  росло опережающими к росту численности  населения темпами. Производство зерна  за этот период увеличилось в 1,5 раза, мяса - в 2, молока в 1,6, яиц - почти втрое. К концу 80-х годов страна по уровню питания населения вошла в первую десятку самых обеспеченных стран мира.

     В то же время необходимо отметить, что  проблемы развития сельского хозяйства, проблемы обеспечения страны продовольствием постоянно возникали и в советское время.

     В 1990 году средний уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий  составлял 37 процентов. Удельный вес  убыточных в общем числе хозяйств - 2,8 процента. Уровень оплаты труда  в сельском хозяйстве составлял 93 % к уровню оплаты труда в промышленности. За счет более быстрого развития социальной сферы села наметилось сокращение разрыва социальных условий жизни в городе и деревне. 
 

     2. Методика планирования расходов  бюджетов на поддержку сельскохозяйственных производителей. 

     Министерство  сельского хозяйства и продовольствия разрабатывает методические рекомендации, участвует в формировании заказов  на поставку продукции для государственных  нужд, разрабатывает, реализует целевые  комплексные программы, примером которых могут быть программы "Сахар", "Зерно", "Растительное масло", формирует косвенные регуляторы, содействует внедрению достижений науки и техники. Региональные органы управления АПК решают проблемы в рамках своей территории.

     Характерной особенностью сельскохозяйственного производства является многообразие форм собственности. Поскольку производство сельскохозяйственной продукции имеет место во всех сектора, экономики (государственном, колхозно-кооперативном, личном подсобном хозяйстве, крестьянских, фермерских хозяйствах), то планы-прогнозы развития АПК и поставок продукции государству формируются с учетом, как общественного производства, так и друг хозяйств.

     Среди важных особенностей следует выделить сезонность сельскохозяйственного  производства и влияние природно-климатических условий. Потребности в материально-технических и трудовых ресурсах определяются по периоду максимального разворота сельскохозяйственных работ. В результате влияния природно-климатических факторов для сельского хозяйства характерно неустойчивое производство по годам. По этой причине для сравнения используются среднегодовые показатели за ряд лет.

     Большую роль в развитии АПК играет обоснованная аграрная политика, которая предполагает проведение аграрной реформы, нацеленной на преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого развития АПК, повышение уровня самообеспечения продуктами питания, увеличение экспорта сельскохозяйственной продукции и укрепление продовольственной безопасности страны. Достижение поставленных целей возможно путем системного реформирования отношений собственности и комплексного проведения преобразований во всех сферах АПК.

     Политика  ценообразования в АПК должна строиться на принципах обеспечения  сельскохозяйственным производителям возмещения издержек производства и получения доходов для осуществления воспроизводственного процесса.

     Для удовлетворения потребностей населения  жизненно важными продуктами питания, обеспечения продовольствием спецпотребителей и стабильной работы перерабатывающих предприятий применяется система заказов на поставку важнейших видов сельскохозяйственной продукции для нужд государства и осуществляется государственная поддержка сельскохозяйственных производителей.

     С целью предотвращения сезонных всплесков  инфляции на отдельные виды товаров  должны создаваться государственные  запасы сельскохозяйственных продуктов (мяса, масла, сухого молока, продовольственной  пшеницы), что позволит адекватно  влиять на уровень рыночных цен на указанные товары.

     Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и  приближение объема и структуры  производства продукции к объемам  и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт. Продукция поступает потребителю главным образом через сферу обращения: государственную и кооперативную торговлю, систему общественного питания, колхозный рынок. Часть продукции, минуя сферу обращения, потребляется непосредственно семьями, ведущими личное подсобное хозяйство.

     Прогнозирование и планирование развития АПК осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи производства конечной продукции. Выделены следующие подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, мясной, молочный и др.

     В действующей практике прогнозирования  и планирования развития АПК широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой.

     По  каждому подкомплексу разрабатываются  балансы основных видов сельскохозяйственной продукции. Так, по зернопродуктовому  подкомплексу разрабатывается баланс зерна, по молочному - молока и т.д. Схема балансов имеет некоторые различия по отдельным видам продукции, однако принцип их разработки общий.

     При разработке балансов в процессе определения  потребностей широко используется нормативный  метод. В частности, рыночный фонд муки и крупы (продовольствия) определяется на основе прогнозируемых норм потребления на душу населения и прогнозируемой среднегодовой численности. Потребности в семенах, промышленной переработке рассчитываются соответственно на основе норм высева на 1 га прогнозируемых посевных площадей, норм расхода на единицу продукции и объемов производства.

     Государственные резервы и запасы определяются на основе нормативов, устанавливаемых  по отдельным видам продукции  в процентах к потребности  и зависящих от условий хранения и значимости продукции.

     Поставки  на экспорт формируются исходя из заключенных международных торговых договоров. Прочие нужды, отходы и потери определяются эмпирически.

     Большая часть потребностей в сельскохозяйственной продукции покрывается за счет ее производства, поэтому главным в согласовании потребностей и возможностей их удовлетворения является определение максимально возможного объема производства конкретного вида продукции.

     Прогнозные  и плановые расчеты объемных показателей  в сельском хозяйстве осуществляются по отраслям растениеводства и животноводства.

     При определении прогнозируемого объема производства продукции растениеводства  особое значение придается определению  размера посевных площадей и урожайности. Уровень урожайности сельскохозяйственных культур определяется исходя из среднегодовой фактической урожайности в предыдущем периоде и намечаемых мероприятий по ее увеличению. Учитываются изменение норм внесения удобрений, внедрение интенсивных технологий выращивания культур, использование новых высокоурожайных сортов семян, проведение мелиоративных работ, мероприятий по борьбе с потерями.

     Посевные  площади определяются на основе баланса  земельных угодий. Размер пахотных земель под посевы рассчитывается исходя из наличия пашни на начало периода, ее сокращения (нужды промышленности, строительство дорог и т.п.) и возможного расширения. Состав сельскохозяйственных культур и площадь их посева устанавливаются исходя из оценки сравнительной эффективности отдельных культур и потребностей в данных видах продукции. Эффективность производства в отраслях растениеводства оценивается по уровню урожайности, себестоимости единицы продукции и количеству чистого дохода, получаемого с одного гектара посева, кормовых культур - по выходу кормовых единиц и переваримого протеина с гектара посева, себестоимости кормовой единицы и 1 кг переваримого протеина.

     Прогнозируемый  объем производства продукции животноводства зависит от поголовья скота и  его продуктивности. Продуктивность скота и птицы характеризуется  рядом показателей: средняя живая масса одной головы скота, реализуемой на мясо; среднегодовой привес скота на откорме и выращивании; среднегодовой удой молока на одну корову; средний настриг шерсти на одну овцу; среднегодовая яйценоскость одной курицы-несушки.

     Важным  фактором, влияющим на продуктивность скота и птицы, является структура  рациона, при формировании которой  целесообразно применять методы оптимизации. В качестве критерия следует  использовать "минимум себестоимости  кормового рациона".

     Система ограничений должна учитывать следующие условия: содержание в рационе количества питательных веществ не менее нормативного, наличие отдельных видов кормов в рационе в биологически обусловленных границах и др. Поголовье скота и птицы на начальных этапах прогнозирования рассчитывается с применением методов экстраполяции и нормативного (исходя из нормативов плотности поголовья скота на 100 га сельскохозяйственных угодий и пашни). На последующих этапах разработки плана-прогноза поголовье определяется на основе проектировок хозяйств, которые производят балансовые расчеты движения поголовья скота и продукции животноводства.

     Прогнозирование и планирование производства продукции  животноводства осуществляется с учетом более эффективной специализации  и интенсификации отрасли, внедрения прогрессивных технологий содержания и кормления скота и птицы. Производство мяса учитывается в живой и убойной массе.

     Важное  значение для производства продукции  животноводства имеет наличие кормовой базы, в связи с чем разрабатываются  планы-прогнозы кормопроизводства, осуществляется увязка отраслей животноводства с отраслями растениеводства, рассчитывается потребность в кормах в соответствии с их структурой. Основой расчетов являются объем производства продукции животноводства и нормы затрат кормов в кормовых единицах на единицу продукции.

     Общая потребность в кормах, рассчитанная в кормовых единицах, переводится  в натуральные показатели по коэффициентам  питательности, устанавливаемым для  каждого вида кормов. Исчисленная  суммарная потребность в кормах увеличивается на размер страхового фонда, который необходим для обеспечения нормальных условий кормления при неблагоприятных погодных условиях и определяется на основе установленных нормативов. Если обеспеченность кормами ниже 100 %, то разрабатываются мероприятия по увеличению производства кормов или уточняются объемы и структура производства продукции животноводства.

     Важным  этапом при формировании плана-прогноза является определение закупок (поставок) сельскохозяйственной продукции для  государственных нужд. Объем и ассортимент поставок для государственных нужд важнейших видов сельскохозяйственной продукции рассчитываются исходя из потребности и необходимости гарантированного продовольственного обеспечения населения страны. Потребность в продукции определяется по всем направлениям ее использования.

     Размещение  заказов на поставку (закупку) товаров  для государственных нужд осуществляется министерствами и другими органами государственного управления в соответствии с положением о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров. Если потребности государства не обеспечиваются посредством госзакупок, предусматривается импорт.

     При прогнозировании развития АПК проводятся прогнозные расчеты развития материально-технической  базы АПК по следующим направлениям: комплексная механизация сельскохозяйственных производственных процессов, электрификация, химизация, мелиорация и развитие перерабатывающей промышленности.

     Для осуществления комплексной механизации  определяется потребность в тракторах, сельхозмашинах, механизмах исходя из объемов сельскохозяйственных работ (по наиболее напряженному их периоду или по наибольшему объему), которые должны выполняться той или иной техникой, и показателей ее использования (сезонных норм выработки в расчете на одну машину).

     Потребность в транспортных средствах определяется исходя из объема перевозок грузов и средней дальности перевозок путем решения транспортной задачи. Объем перевозок грузов рассчитывается на основе объема производства продукции, объемов перевозки удобрений, строительных материалов и др. Учитывается коэффициент перевозимости. Из полученного объема перевозок исключается часть грузов, перевозимая транспортом общего пользования. Объем грузоперевозок распределяется по видам транспорта.

Информация о работе Финансирование сельского хозяйства