Финансирование сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение планирования расходов бюджета на поддержку сельскохозяйственных производителей.
Задачи работы:
1. Проанализировать роль сельского хозяйства в экономике страны.
2. Изучить методику планирования расходов бюджета.
3. Рассмотреть пути совершенствования планирования расходов бюджета на поддержку сельскохозяйственных производителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и необходимость финансирования сельскохозяйственных производителей за счет бюджетных средств ……………………….…………5
Глава 2. Методика планирования расходов бюджетов на поддержку сельскохозяйственных производителей ……………………………………...17
Глава 3. Совершенствование планирования расходов бюджетов на поддержку сельскохозяйственных производителей………………………………...…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..…...........34

Файлы: 1 файл

курсовая х.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

     План-прогноз  электрификации разрабатывается с учетом потребностей в электроэнергии на производственные и непроизводственные нужды сельского хозяйства. Для нужд сельскохозяйственного производства потребность в электроэнергии определяется на основе объема производства и норм затрат электроэнергии на рубль валовой продукции. На непроизводственные нужды потребность рассчитывается как произведение числа сельских жителей (пользующихся электроэнергией) на годовую норму потребления электроэнергии на одного жителя.

     Планирование  и прогнозирование химизации сельского хозяйства должно осуществляться с учетом максимального эффекта от использования каждой тонны средств химизации (минеральных удобрений, химических средств защиты растений и животных от болезней и вредителей и т.д.).

     План  поставок сельскому хозяйству средств химизации обосновывается потребностями в них и возможностями химической промышленности. Потребность в минеральных удобрениях рассчитывается исходя из размера посевных площадей по видам культур и научных норм внесения минеральных удобрений.

     Важнейшим фактором интенсификации сельскохозяйственного  производства является мелиорация земель, создающая условия для повышения  плодородия почв, увеличения урожайности  и получения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции. Мелиорация сельскохозяйственных угодий предполагает проведение работ по орошению и осушению земель, ввод в действие водоисточников, обводнение пастбищ, строительство водоводов и др. Планирование объема мелиоративных работ базируется на долгосрочной программе мелиорации и повышения эффективности использования мелиорированных земель.

     Для обеспечения роста сельскохозяйственного  производства разрабатывается план-прогноз  ввода в действие производственных мощностей и объектов (животноводческих помещений, емкостей для хранения сельскохозяйственной продукции, кормов, минеральных удобрений и др.).

     План-прогноз  развития материально-технической  базы перерабатывающей промышленности разрабатывается с учетом более  глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, комплексного использования сельскохозяйственного сырья и эффективной эксплуатации действующих производственных мощностей. При этом учитываются следующие особенности: сырьем является сельскохозяйственная продукция, производство которой колеблется по годам, спрос на продукцию пищевой промышленности неравномерен, в результате длительного хранения она теряет свои качества (например, снижение сахаристости в сахарной свекле). Все это обусловливает необходимость создания резервов мощности, определения величины производственных мощностей исходя из оптимальных сроков переработки сельскохозяйственной продукции, формирования оптимального ассортимента с учетом рационального использования производственной мощности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Совершенствование планирования расходов бюджета на поддержку сельскохозяйственных производителей. 

     Основной  путь совершенствования бюджетного финансирования АПК - государственная  программа развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.

     Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского  хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия, финансовое обеспечение  и механизмы реализации предусматриваемых  мероприятий, показатели их результативности. Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента. Однако с 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999 - 2001 годах среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 процента, то в 2002 - 2006 годах только 2,3 процента. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок, которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

     По  отношению к субсидируемому импорту  продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.

     Если  в растениеводстве уровень производства 1990 года достигнут в 2004 году, то в  животноводстве к настоящему времени  он восстановлен лишь наполовину. Между  тем по мере роста доходов населения  Российской Федерации увеличивается  спрос на мясомолочную продукцию.

     Замедление  экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для  альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

     Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства  являются: низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала; неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции; дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

     В этих обстоятельствах создание условий  для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста  объемов сельскохозяйственного  производства на основе повышения его  конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

     Динамичное  и эффективное развитие сельского  хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного  решения большинства накопленных  в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

     Целями  Программы на 5-летний период являются:

      - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

      - повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

      - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

     Для достижения этих целей необходимо решение  основных задач в рамках следующих  подпрограмм (направлений):

      - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году)

      - повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов, а уровня газификации домов природным газом - до 60 процентов за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;

      - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 95 процентов субъектов Российской Федерации, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

      - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13 процентов, а также на основе доведения удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева, до 15 процентов (научно обоснованная норма);

      - повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях и повышению удельного веса застрахованных площадей посевов в общей площади до 40 процентов;

      - совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, применение механизма таможенно-тарифного регулирования импорта продукции, разработку стандартов на сельскохозяйственную продукцию, а также доведение доли российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами до 70 процентов.

     В результате реализации Программы базовые  показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

     Условия достижения прогнозных показателей  развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических  проблем характеризуются следующими тенденциями.

     Производство  продукции сельского хозяйства  во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.

     Среднегодовой рост объема продукции сельского  хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

     Рост  продукции сельского хозяйства  в большей степени будет обеспечен  за счет роста объемов производства в животноводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.

     Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства  окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

     Впервые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

     Рост  объемов производства мяса и молока позволит к 2012 году увеличить долю российского  производства в формировании ресурсов мяса до 70 процентов, молока - более 81 процента. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо увеличится с 55 килограммов в 2005 году до 73 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчете на молоко соответственно с 235 до 261 килограмма.

     Доходы  работников сельскохозяйственных организаций к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,5 раза.

     Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

     - развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;

     - развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком, которое позволит существенно уменьшить зависимость наращивания производства продукции животноводства и птицеводства от импортных закупок белковых компонентов;

     - ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий, а также к разработке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление агропромышленным комплексом, зональных технологий сельскохозяйственного производства;

     - улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

     - повышение платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

     - повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

Информация о работе Финансирование сельского хозяйства