Финансирование из бюджета жилищно-коммунального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение 2
1. Место статьи расходов на жилищно-коммунальное 4
хозяйство в бюджетной классификации.
Жилищно-коммунальное хозяйство и его 5
финансирование из бюджета.
Структура жилищно-коммунального хозяйства 5
2. 2. Состояние жилищно-коммунального хозяйства 5
в Республике Башкортостан и проблемы его финансирования
2. 3. Проблемы финансирования жилищно-коммунального 7
хозяйства из бюджета в разных регионах России.
О жилищно-коммунальной реформе или разорительное 12
жилищно-коммунальное хозяйство.
Список использованой литературы. 17

Файлы: 1 файл

Финансирование из бюджета ЖКХ Курсовая.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Предупреждение  и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 
 
    14 871, 0 
    0, 12 
    13. 
    Образование 
    2 534 397, 2 
    20, 32 
    14. 
    Культура и искусство, кинематография 
    269 740, 4 
    2, 16 
    15. 
    Средства массовой информации 
    68 895, 0 
    0, 55 
    16. 
    Здравоохранение и физическая культура 
    1 475 527, 4 
    11, 83 
    17. 
    Социальная политика 
    1 490 380, 2 
    11, 95 
    18. 
    Обслуживание и погашение государственного долга 
    1 029 767, 7 
    8, 25 
    19. 
    Прочие расходы, всего 
    1 384 681, 3 
    11, 10

в т. ч. погашение кредиторской задолженности, включая оплату топливно-энергетических расходов 
 
    958 000, 0 
    7, 68 
    ИТОГО 
    12 475 151, 1 
    100, 00

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство в проекте бюджета на 1998 год  включают: расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, компенсацию удорожания стоимости кооперативного жилищного  строительства, расходы на градостроительное проектирование и пуско-наладочные работы по инженерному оборудованию вводных объектов жилищного и социально-культурного строительства и составляют 2 275 437, 8 тыс. руб. (18. 24%). 
 
    Жилищно-коммунальное хозяйство

Текущие расходы на жилищно-коммунальное хозяйство аспределяются по основным целевым статьям следующим образом: 
 
    Наименование 
    Сумма (тыс. руб. ) 
    Удельный вес в бюджете текущих расходов (%) 
    Убытки от эксплуатации жилищного фонда 
    558 626 
    4, 48 
    Расходы на покрытие убытков теплоснабжающих организаций 
    531 735 
    4, 26

Возмещение  разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых  домов 
 
    239 149 
    1, 92

Расходы на выполнение районными жилищными  агентствами функций заказчика  на обслуживание и эксплуатацию государственного жилищного фонда 164 883 
 
    1, 32 
    Капитальный ремонт жилищного фонда 
    143 180 
    1, 15 
    Механизированная уборка дорог 
    115 267 
    0, 92 
    Расходы на приемку ведомственного жилищного фонда 
    65 000 
    0, 52 
    Текущее содержание уличного освещения 
    50 964 
    0, 41 
    Текущее содержание дорог 
    42 765 
    0, 34 
    Переработка и обезвреживание мусора 
    39 600 
    0, 32 
    Расходы на покрытие убытков городского банного хозяйства 
    37 721 
    0, 30 
    Текущее содержание мостов и набережных 
    35 300 
    0, 28 
    Реконструкция и капитальный ремонт лифтов города 
    33 500 
    0, 27 
    Текущее содержание зеленых насаждений 
    32 791 
    0, 26

Расходы, направляемые на благоустройство за счет средств от размещения рекламы на объектах, находящихся в собственности города 
 
    30 840 
    0, 25

Возмещение  разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых  домов ведомственным котельным  свыше минимального тарифа 
 
    25 249 
    0, 20

Расходы, направляемые на содержание, эксплуатацию и развитие зон платных парковок 
 
    20 860 
    0, 17я

Возмещение  разницы в тарифах на теплоэнергию, отпускаемую для отопления жилых  домов ведомственным котельным  по минимальному тарифу 
 
    17 448 
    0, 14

Расходы на создание аварийного запаса и подготовку к отопительному сезону 17 000 
 
    0, 14 
    Капитальный ремонт дорог 
    14 942 
    0, 12

Компенсация разницы в ценах на топливо, отпускаемое  населению 13 650 
 
    0, 11

Компенсация ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" услуг для жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья 10 830 
 
    0, 09

Расходы на проведение непредвиденных аварийно-восстановительных  работ и создание аварийного запаса материалов 
 
    9 990 
    0, 08

Компенсация АО "Ленэнерго" услуг для жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья 
 
    8 900 
    0, 07

Компенсация ГП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" услуг для жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья 8 900 
 
    0, 07 
    Санитарная очистка территории 
    8 211 
    0, 07 
    Расходы на ЖСК в бюджете г. Москвы на 1998г.

На 1998 год бюджет города Москвы по расходам утвержден в сумме 48145696 тыс. рублей. 
 
    Из них: 
    На ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 15110100 в т. ч. : 
    жилищное строительство 2377800 
    из них: 
    - субсидии на строительство и приобретение жилья 281000 
    - компенсация стоимости строительства домов ЖСК 37000 
    - капитальные вложения 2059800 
    жилищное хозяйство 9088000 
    из них: 
    - капитальный ремонт жилищного фонда 2443000 
    из них: 
    - расходы на установку приборов учета 30000 
    - расходы по эксплуатации жилищного фонда 3104000 
    из них:

- субсидии  на оплату жилищно -коммунальных услуг малообеспеченным гражданам 315400 
 
    в том числе:

- оплата  коммунальных услуг Городскому  центру жилищных субсидий 2982 - расходы  по эксплуатации АИС "Жилище" за счет целевых поступлений  31000 - возмещение разницы в стоимости  тепловой энергии 3500000

- возмещение  ущерба муниципальному жилому  фонду в результате страховых  случаев 10000 
 
    в том числе:

- оплата  коммунальных услуг Городскому  центру жилищного страхования  30 коммунальное хозяйство 3540300 
 
    из них: 
    - расходы на благоустройство города 3540300 
    архитектура и градостроительство 100000 
    из них: 
    - типовое проектирование 80000

- разработка градостроительных и имущественных заключений 20000 прочие структуры коммунального хозяйства 4000 
 
    из них: 
    - спецслужба 4000

3. Ожилищно-коммунальной  реформе или разорительное жилищно-коммунальное  хозяйство.

Жилищный  фонд России составляет 2, 6 млрд кв. м общей площади. В среднем на одного россиянина приходится 18, 4 кв. м общей площади. Около 20% городского жилищного фонда неблагоустроенно, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. Более 290 млн кв. м (11%) жилищного фонда нуждаются в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир в отдельные, 250 млн кв. м (9%) - в реконструкции. Из года в год увеличивается подлежащий сносу ветхий и аварийный фонд с износом более 60%. Только за последние 5 лет по ветхости выбыло около 40 млн кв. м.

Стоимость основных фондов отрасли - 580 млрд рублей (т. е. четверть основных фондов страны). Их износ достиг в среднем по России 48%.

Коммунальная  энергетика потребляет более 20% электрической  и около 45% тепловой энергии, производимых в России. Дефицит мощностей источников тепловой энергии составляет около 13 тыс. Гкал · час. Только зимой 1997 г. тепло отключалось почти в 3 тыс. жилых домах, в которых проживало около 1 млн человек. Более чем в 100 крупных городах вода подается в дома по графику, при этом четверть ее теряется. Дефицит мощностей водопроводов превышает 10 млн куб. м, или 15% всех установленных.

В городах  через коммунальные системы канализации  очищается до установленных нормативов только 30% стоков. Дефицит мощностей канализационных сетей достигает 9 млн куб. м в сутки (16, 5%). Капитального ремонта требуют 12% этих сетей, 50 тыс. км подземных коммуникаций находятся в аварийном состоянии, 300 тыс. км требуют немедленного ремонта, а денег на эти цели практически не выделяется. Из-за недостаточного финансирования, физического износа основных фондов организации ЖКХ большинства регионов России работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. На 100 км инженерных сетей приходятся 73 аварии (в Европе - в среднем 3). В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ.

Поистине  катастрофической ситуация стала после  либерализации цен. На товары и услуги они выросли в тысячи раз, а в жилищно-коммунальной сфере продолжали действовать тарифы, утвержденные в 1926 г. постановлением СНК. Согласно им обслуживание 1 кв. м площади стоило 12, 5 копейки.

Упадок  отрасли спровоцирован нехваткой  средств, плохой ее организацией и устаревшей структурой, которые мало изменились с советских времен. Планово-распределительные отношения в жилищной сфере дискредитировали себя еще в те времена. Бюджетное дотирование ЖКХ было связано с ростом подавленной инфляции и с политикой удешевления стоимости строительства, что вело к увеличению расходов на эксплуатацию (для справки: на эксплуатацию и содержание дома на протяжении 50 и более лет приходится 95% совокупных затрат, а на его строительство - лишь 5%).

ЖКХ было и остается самым разорительным  иждивенцем страны. На дотации отрасли из федерального и местных бюджетов в 1987-1990 гг. уходило 1, 1-1, 3% ВВП, в 1996 г. - 3-4, в 1997 г. - 6%, что значительно превысило совокупные расходы на национальную оборону и правоохранительные органы, тем более - на образование и здравоохранение. При сложившемся нормативно-затратном подходе ЖКХ требуется 153 млрд рублей в год, что равно примерно 18% среднего дохода семей, пользующихся основным набором жилищно-коммунальных услуг в государственном, муниципальном и многоквартирном частном жилищном фонде.

На  субсидирование ЖКХ уходит от 40 до 80% средств местных бюджетов и значительная доля бюджетов субъектов Федерации. Так, к октябрю 1998 г. региональные бюджеты  дотировали его более чем на 55 млрд рублей. Бюджетное дотирование этой сферы привело к тому, что строить жилье городам стало невыгодно, поскольку каждый введенный в эксплуатацию жилой дом или социальный объект ложится дополнительной нагрузкой на местный бюджет, в свою очередь, требуя дотаций. Дотации способствуют обострению бюджетного кризиса. Наиболее надежным поставщиком денег (к тому же наличных) в сферу является население, хотя около 40% граждан числятся в должниках. Местные бюджеты, как правило, перечисляют лишь около половины положенного, а задолженность в лучшем случае покрывают взаимозачетами. Особенно плохо обстоят дела с финансированием ведомственного жилья. У предприятий нет средств, чтобы содержать его даже на том уровне, на котором поддерживается муниципальное жилье.

Не  только эта плачевная ситуация, но и усиливающееся расслоение общества настоятельно требует полноценной реформы ЖКХ. Разница между богатыми и бедными в доходах и уровне жизни колоссальная (так, в Москве на долю 20% наиболее состоятельных граждан приходится 60% доходов), дотации достаются в равной степени тем и другим. Более того, поскольку они выделяются на квадратные метры, а не в виде адресной помощи малоимущим, состоятельные граждане, имея большие квартиры (или даже по нескольку квартир), получают более весомую долю, чем те, кто живет в стесненных условиях.

Не  менее важная проблема - перекрестное субсидирование, позволяющее, наряду с  прямыми выплатами из бюджета, держать  жилищно-коммунальные платежи на достаточно низком уровне. При перекрестном субсидировании тарифы на электроэнергию, теплоснабжение для населения устанавливаются в несколько раз ниже, чем для предприятий (своеобразный скрытый налог на них). Так, в Москве в 1992 г. , накануне реформы ЖКХ, тарифы на воду для промышленных потребителей в 87 раз превышали тарифы для населения. К 1996 г. , в ходе реформы, разница уменьшилась и составила 9 раз, но и эти тарифы втрое превышали экономически обоснованные. Аналогичная ситуация в Волгограде и других промышленных городах, в Ленинградской, Курской и Белгородской областях. В Карелии тарифы для предприятий уже установлены на уровне экономически обоснованных или близки к ним.

В прежней  планово-распределительной системе, когда плата за энергоресурсы  была довольно незначительной, а большинство  предприятий существовало безбедно, это никого особенно не тревожило. Сегодня ситуация изменилась. Цены на энергоресурсы у нас приблизились к мировым, а тарифы для предприятий превысили мировые. Положение усугубляется тем, что энергозатраты отечественных предприятий в 3 раза больше, чем зарубежных, соответственно и цены на аналогичную продукцию значительно выше. Поэтому предприятиям, даже выпускающим качественную продукцию, трудно удержаться на рынке. Отказ от перекрестного субсидирования - основа для снижения тарифов для предприятий. Положение в жилищно-коммунальной сфере усугублялось также из-за обилия льготных категорий граждан - 43 категории затрагивают 63% населения. Законодательство освобождает их (полностью или частично) от оплаты жилищно-коммунальных услуг, а приходящиеся на них расходы ЖКХ не компенсируются ни федеральными властями, ни ведомствами. Оцениваются такие льготы в 23 млрд рублей в год. Причем наравне с ветеранами войны и другими льготниками скидками на оплату жилья пользуются члены их семей, в то время как треть граждан, в основном сельские жители, имеющие собственные дома, никогда не имели подобных льгот.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства  началась с принятия закона "Об основах  федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г. , который наметил  переход отрасли на самоокупаемость, когда население должно само целиком оплачивать все жилищно-коммунальные услуги, в течение 5 лет. Столь короткий срок был выбран, исходя из прогноза, что с 1992 г. в стране начнется экономический рост и доходы населения резко увеличатся. Прогноз не оправдался, более того, реальные доходы снизились и рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался болезненным для населения. Поэтому закон "О внесении изменений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики"" от 8 декабря 1995 г. продлил срок поэтапного перехода к полной оплате населением жилья и коммунальных услуг с 5 до 10 лет, т. е. до 2003 г.

Информация о работе Финансирование из бюджета жилищно-коммунального хозяйства