Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 19:53, курсовая работа
Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс [5, с. 168]. В России в 1990-е годы сложилась ныне применяемая процедура бюджетного процесса. Он регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее БК РФ), согласно которому бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов федерального, региональных и местных бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению всех бюджетов, а также по контролю за их исполнением
1.2 Участники бюджетного процесса и их полномочия
Перечень участников бюджетного процесса представлен в главе 18 БК РФ. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса урегулированы отдельно главой 19 БК РФ. Участниками бюджетного процесса являются все государственные и муниципальные органы власти, независимо от их принадлежности к законодательно, исполнительной или судебной власти.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности полномочий участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации, а актами представительных органов местного самоуправления - особенности полномочий участников бюджетного процесса муниципальных образований [9, c.100]. Установленные особенности не должны выходить за рамки полномочий, установленных БК РФ, и не вступать с ними в противоречие.
Участниками бюджетного процесса являются:
Органы законодательной власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении; осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов; формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов; осуществляют другие полномочия в соответствии с БК РФ и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации [5, с.153].
Органы исполнительной власти обеспечивают составление проекта бюджета; вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов; разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов; обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов; обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом; осуществляют иные полномочия [5, c.153].
Центральный Банк Российской Федерации разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики; обслуживает счета бюджетов; выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам [5,с.155].
Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [5, с.155].
Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета [5, с.155].
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям; утверждает сметы доходов и расходов; составляет и контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат; представляет сводный отчет об исполнении бюджета.
Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям; составляет бюджетную роспись; утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений; контролирует использование бюджетных средств.
Главный администратор доходов бюджета представляет сведения, необходимые для:
Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, а также о зачете платежей в бюджеты Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета; обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также распределяет эти ассигнования по подведомственным администраторам источника финансирования дефицита федерального бюджета.
Администратор источников финансирования дефицита бюджета осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита федерального бюджета; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита федерального бюджета; формирует и представляет бюджетную отчетность; осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источника финансирования дефицита федерального бюджета, в ведении которого находится.
Составление проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется органами управления соответствующих фондов.
Состав документов и материалов, представляемых органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации одновременно с проектами соответствующих бюджетов, устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации (в части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (в части бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) [11, с. 8].
Глава 2. Взаимодействие участников бюджетного процесса в Республике Башкортостан
2.1 Характеристика участников
бюджетного процесса
При составлении, рассмотрении, утверждении бюджета Республики Башкортостан, участниками бюджетного процесса являются:
Государственное Собрание рассматривает и утверждает бюджет Республики Башкортостан и бюджет Фонда, отчеты об их исполнении, осуществляет контроль в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета Республики Башкортостан и бюджета государственного внебюджетного фонда на своих заседаниях, заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп Государственного Собрания, в ходе проводимых Государственным Собранием слушаний и в связи с депутатскими запросами, формирует и определяет правовой статус органа внешнего государственного финансового контроля.
Правительство Республики Башкортостан обеспечивает составление проектов бюджета Республики Башкортостан и бюджета государственного внебюджетного фонда, представление их с необходимыми документами и материалами Президенту Республики Башкортостан для внесения на утверждение Государственного Собрания, разрабатывает и утверждает методики распределения и (или) порядок предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивает исполнение бюджета Республики Башкортостан и бюджета государственного внебюджетного фонда и составление бюджетной отчетности, обеспечивает управление государственным долгом и государственными активами Республики Башкортостан, представляет отчеты об исполнении бюджета Республики Башкортостан и бюджета государственного внебюджетного фонда Президенту Республики Башкортостан.
Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан осуществляет бюджетные полномочия по:
Министерство финансов Республики Башкортостан обладает следующими бюджетными полномочиями:
Бюджетные полномочия органа управления государственным внебюджетным фондом, главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Республики Башкортостан, главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета государственных внебюджетных фондов, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета Республики Башкортостан, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета государственных внебюджетных фондов, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета Республики Башкортостан, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета Фонда определяются БК РФ [4].
2.2 Взаимодействие участников
бюджетного процесса при
Проект бюджета Республики Башкортостан и проект бюджета государственных внебюджетных фондов составляются на основе проекта прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Составление проекта бюджета Республики Башкортостан осуществляет Министерство финансов Республики Башкортостан. Составление проекта бюджета государственных внебюджетных фондов осуществляет орган управления государственным внебюджетным фондом.
Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.
Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой