Бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………..стр.3
Бюджет и бюджетное устройство……………………………………..стр.4
Направления реформирования современного бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………….…стр. 11
Принципы бюджетной системы………………………………….…..стр.13
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов…………………..……………………………………….….стр.16
Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации.
1 Федеральный бюджет Российской Федерации…………………...стр.21
2 Бюджеты субъектов Российской Федерации…………………......стр.23
3 Местные бюджеты………………………………………………….стр.27
Заключение……………………………………………………..…....стр.29
Список использованной литературы…………………………….....стр.31

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым  использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

 

 

 

 

 

 

 

Направления реформирования современного бюджетного устройства   Российской Федерации.

Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня  сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной  власти преобразований не только в  качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И прежде всего с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.

Большие надежды возлагаются  на разработанный проект Налогового кодекса, обсуждаемый в Государственной Думе: ведь именно налоги, формируя финансовую базу деятельности государства, создают предпосылки для успешного проведения бюджетного регулирования. Налоговый кодекс должен стать своего рода налоговой конституцией, определять основы построения налогов, принципы федерализма и т. п. Он вобрал в себя множество областей права: гражданское, административное, уголовное, налоговое. Все же детали, связанные с конкретным налогообложением - это предмет регулирования законодательства о бюджете, об отдельных видах налогов, о санкциях и т. п. С принятием Налогового кодекса и реальным разграничением налоговой базы в России может быть осуществлен переход к качественно новой системе бюджетного федерализма.

Основными принципами формирования бюджетной системы являются:

  1. Принцип единства - означает, что все бюджеты должны составляться в единых единицах измерения, обеспечиваться единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой.
  2. Принцип полноты – означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объёме.
  3. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять их использование.

Принцип реальности – все бюджеты должны отражать реальное экономическое состояние.

Принцип гласности – все бюджеты должны подлежать гласному обсуждению и публикации в открытой печати.

С принятием с 1.01.2000 г. нового бюджетного кодекса добавились следующие принципы:

  1. Разумности и экономности.

Бюджетной обеспеченности (сбалансированности доходов и расходов).

Достоверности.

Адресности.

  1. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

В основе организации  и построения новой бюджетной  системы должен реализовываться  основной принцип – бюджетного федерализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы бюджетной системы.

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ , местных бюджетов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

право законодательных  органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

наличие собственных  источников доходов бюджета каждого  уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов государственной  власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  законодательством определять направления  расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия  доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о  бюджете, сумм превышения доходов над  расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации  за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением  установленных законом случаев.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности  бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов.

Для составления и  исполнения бюджетов и обеспечения  сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации. Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ;

экономическую классификации  расходов бюджетов РФ;

  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

классификацию видов  государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов  РФ;

  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Действующая в настоящее  время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации» (действие ФЗ от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» в основном, приостановлено). Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:

Код

Наименование групп

 

1000000

Налоговые доходы

 

2000000

Неналоговые доходы

 

3000000

Безвозмездные перечисления

 

4000000

Доходы целевых бюджетных фондов

 

Группа 3000000 «Безвозмездные перечисления»  подразделяется на подгруппы:

Код

Наименование подгрупп

 

3010000

От нерезидентов

 

3020000

От бюджетов других уровней

 

3030000

От государственных внебюджетных фондов

 

3040000

От государственных организаций  и др.

 

Подгруппа 3020000 «От бюджетов других уровней» подразделяется на статьи:

Код

Наименование статей

 

3020100

Дотации

 

3020200

Субвенции

 

3020300

Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации  дополнительных расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной власти

 

3020400

Трансферты и др.

 

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета -  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Информация о работе Бюджетное устройство