Понятия бюджетного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:56, доклад

Краткое описание

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно - территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы страны.docx

— 19.81 Кб (Скачать)

Введение

Бюджет  представляет собой план выполнения программ, относящихся к целям и задачам, на конкретный период времени, содержащий расчеты требуемых и имеющихся ресурсов. Обычно  сопоставляемый с бюджетом за один или более предыдущих периода и показывающий будущие потребности.

Государственный бюджет

Слово "бюджет" в переводе с английского означает кожаная сумка. В английском парламенте так называют сумку, в которой  канцлер казначейства приносит в  парламент проект доходов и расходов государства на предстоящий год. Данный термин означает также план доходов и расходов на определенный период времени.

Бюджет государства - это план необходимых обществу расходов и ожидаемых источников доходов для их финансирования.

Бюджет, являясь  частью системы государственного управления, затрагивает интересы каждого гражданина. Он прямо или косвенно влияет на возможность найти работу; определяет, какие пособия и кто будет  получать, как будут предоставляться  услуги здравоохранения и образования, какую зарплату получат государственные  служащие и т.д.

Бюджет обеспечивает финансовыми ресурсами предоставление государственных услуг обществу и реализацию государственной политики. От его величины зависит состояние  дорог, освещение улиц и безопасность каждого из нас.

В планировании расходов и доходов государства, в реализации принятого бюджета  активное участие должно принимать  общество. Требование публичного принятия решений по бюджету и отчетности государства перед обществом  возникает на том основании, что  государство распоряжается общественными  финансами.

     Управление  бюджетом является ключевым вопросом фискальной реформы. В то время как  появились многие процессы, и процесс  составления бюджета продолжает меняться и развиваться, чтобы удовлетворить  современные требования, основные принципы управления бюджетом не очень сильно изменились с тех времѐн, когда единственным национальным бюджетом был бюджет Монарха, а ключевая ответственность и задача аудита состояла в поддержании честности слуг. Планирование бюджета было ограничено в масштабе и глубине, а основное внимание было сосредоточено на сборе денег с людей.

     Бюджетное устройство

     Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями, а также  населением по поводу формирования и  использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

     Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

     Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

     Основы  бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно  воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного  устройства зависит также построение бюджетной системы.

     По  степени разделения власти м/у центром  и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на:

     -   унитарные;

     -   федеративные;

     -   конфедеративные.

     Унитарное (единое) государство – это форма  государственного устройства, при которой  административно-территориальные образования  не имеют собственной государственности  или автономии. В стране действует  единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.

     Федеративное (объединенное) государство – это  форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

     Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный  для достижения политических или  военных целей. Бюджет такого государства  формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Понятие бюджетного устройства

     Для выполнения своих функций государственные  органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей  финансовой базой. С этой целью в  каждой стране создается разветвленная  сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию  денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства  каждой административно - территориальной  единицы, содержания законодательной  власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

     Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.

     Анализ  исторического развития и формирования бюджета как правовой категории  свидетельствует о том, что бюджет является действенным механизмом финансовой политики государства. От эффективности бюджетной деятельности, степени разработанности бюджетного процесса и его стадий зависит своевременное и рациональное решение задач и функций государства, регионов и местного самоуправления.

     Бюджетное планирование позволяет спрогнозировать  возможности бюджета по финансовому  обеспечению основных государственных  и муниципальных программ. Оно  предопределяет проведение реформ в  социальной, военной и других областях, а также иные возможности финансовых ресурсов государства.

     Низкая  эффективность, слабость в разработанности  вопросов бюджетного процесса, хотя бы на одной стадии, может нейтрализовать прохождение бюджета на других его  стадиях. Отсюда вытекает необходимость упорядочения, повышения результативности правовых норм, регулирующих бюджетный процесс в целом.

     Согласно  бюджетному кодексу КР, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами.

     Бюджет  объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный и муниципальный  кредит, расходы) в их статике и  динамике, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов, их межбюджетный баланс и рациональное расходование.

     Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового  регулирования через бюджетную  систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее  время изменения в практике перераспределения  финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

Основными принципами бюджетного устройства являются:

1) принцип единства  бюджетной системы - единство  правовой базы, денежной системы,  форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы, ведения бухгалтерского  учета средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов КР и местных бюджетов;

2) принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы КР - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти КР,  органами   государственной власти субъектов КР и органами местного самоуправления;

3) принцип самостоятельности бюджетов

  1. право законодательных (представительных) органов   государственной    власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы КР самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы КР;
  3. законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
  5. право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  6. недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  7. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы КР потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;

4) принцип полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов - все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;

5) принцип   сбалансированности  бюджета - объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;

6) принцип эффективности  использования бюджетных средств  - при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и  получатели   бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с использованием определенного     бюджетом     объема средств;

7) принцип гласности  - обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации   о   ходе  исполнения  бюджетов; открытость для общества  и средств массовой информации  процедур   рассмотрения и принятия  решений по проектам бюджетов, в  т. ч.   по   вопросам, вызывающим  разногласия  либо  внутри законодательного органа  государственной  власти,    либо между законодательным и  исполнительным органами;

8) принцип         достоверности бюджета - надежность  показателей   прогноза  социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета;

9) принцип адресности и целевого     характера      бюджетных средств -  бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 


Информация о работе Понятия бюджетного устройства