Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:32, реферат
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном , регеональном(субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет и бюджетное устройство.
Бюджетные отношения
представляют собой финансовые отношения
государства на федеральном , регеональном(субъектов
федерации) и местном уровнях
с государственными, акционерными и
иными предприятиями и
Бюджет является формой образования
и расходования денежных средств
для обеспечения функций
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства . Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :
федеральный бюджет РФ;
бюджеты национально-государсвенных
и административно-
местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть
важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой
обуславливаются его
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы в условиях создания
Российского государства ,развития
рыночных отношений , многообразие форм
собственности, усиления самостоятельности
регионов произошли принципиальные изменения
и в бюджетном устройстве. В соответствии
с действующим законодательством стали
самостоятельными : республиканский
бюджет РФ (он получил название федерального
бюджета), республиканские бюджеты республик
в составе РФ , бюджеты национально-государственных
и административно-
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу , использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Его составной частью является бюджетное
регулирование ,т.е частичное
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированних бюджетов.
Такой объединенный бюджет законодательными
органами не утверждаются и используется
для аналитических и
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства , утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы , необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты , как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов , резервов и др.
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной
классификации, в которой выделяются
целевые направления
Взависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие(на обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.
Согласно экономической
Среди расходов федерального бюджета
особое место занимают затраты по
текущему обслуживанию государственного
внутреннего и внешнего долга. Он
возникает при использовании
государственного кредита для покрытия
бюджетного дефицита (его появление
связано с превышением
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы_-- это обязательные , безвозмездные , безвозратные платежи в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета ( свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость.Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации , внешне-экономической деятельности, реализации государственных запасов. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие
в соответствующие бюджеты, носят
название закрепленных доходов.Кроме
того, нижестоящему бюджету для покрытия
его расходов из вышестояшего бюджета
могут перечисляться сверх
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета,используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.
Министерство финансов Российской
Федерации как федеральный
Обеспечивая исполнение федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.