Бюджет и бюджетное устройство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:32, реферат

Краткое описание

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном , регеональном(субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Бюджет.docx

— 15.90 Кб (Скачать)

                       Бюджет и бюджетное устройство.

 

 

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном , регеональном(субъектов  федерации) и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства . Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные  органы государственной власти и  управления посредством бюджетных  отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого  национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :

федеральный бюджет РФ;

бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных  образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований,а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петерпурга;

местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой.При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.

До 1991 г. бюджетная система станы  была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства ,развития рыночных отношений , многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными :  республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ , бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик  в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу , использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс  представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Его составной частью является бюджетное  регулирование ,т.е частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

Свод бюджетов в  целом по РФ или соответствующей  территории носит название консолидированних  бюджетов.

Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и используется для аналитических и статистических целей .

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства , утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы , необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты , как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов , резервов и др.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности , вытекающие из основных функций государства.

Взависимости от влияния на процесс  расширенного воспроизводства бюджетные  расходы делятся на текущие(на обеспечение  текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).

Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения  финансовых ресурсов, с помощью которой  решается проблема кому, сколько и  на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.

Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа  государственных расходов.

Согласно экономической классификации  все затраты разграничиваются в  соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.

Среди расходов федерального бюджета  особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании  государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление  связано с превышением бюджетных  расходов над доходами).Это значит , что государство становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета  приобрело в основном налоговый  характер.

Налоговые доходы_-- это  обязательные , безвозмездные , безвозратные платежи в пользу бюджета.

Ведущее место среди налоговых  доходов федерального бюджета ( свыше 1/3) занимает налог на добавленную  стоимость.Вместе с таможенными  пошлинами и налогом на прибыль  он превышает 2/3 налоговых доходов  федерального бюджета.

Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации , внешне-экономической  деятельности, реализации государственных  запасов. К неналоговым доходам  относится и возврат бюджетных  ссуд.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

Налоги, поступающие  в соответствующие бюджеты, носят  название закрепленных доходов.Кроме  того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестояшего бюджета  могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах.  Они получили название регулирующих доходов.

Регулирующие доходы позволяют региональным и местным  органам власти иметь необходимые  для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

Передаваемые средства вышестоящего бюджета,используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган  исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.


Информация о работе Бюджет и бюджетное устройство