Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:48, реферат
Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности;
2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.
1. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации:
1) Государственное управление и местное самоуправление;
2) Судебная власть;
3) Международная деятельность;
4) Национальная оборона;
5) Правоохранительная
6) Фундаментальные исследования
и содействие научно-
7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия;
8) Сельское хозяйство и рыболовство;
9) Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метрология;
10) Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и
11) Развитие рыночной
12) Жилищно-коммунальное
13) Предупреждение и ликвидация
последствий чрезвычайных
14) Образование;
15) Культура и искусство;
16) Средства массовой информации;
17) Здравоохранение и физическая культура;
18) Социальная политика;
19) Обслуживание и погашение государственного долга;
20) Пополнение государственных запасов и резервов;
21) Региональное развитие;
22) Утилизация и ликвидация вооружении, включая выполнение международных договоров;
23) Прочие расходы[3].
Для большей части государственных
расходов можно однозначно определить,
к какой из функций государства
они относятся. Для некоторых
функций в связи с их обширностью
требуется конкретизация (особенно
это относится к задаче развития
экономики страны). Так, в настоящее
время среди подобных функций
государства наиболее актуальными
являются обеспечение конверсии
военного производства, содействие структурной
перестройке промышленности, проведение
аграрной реформы. Отдельные
2.Функциональная
1)Текущие расходы (закупки
товаров и оплата услуг,
субсидии и текущие трансферты);
2) Капитальные расходы
(капитальные вложения в
создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);
3) Предоставление кредитов
за вычетом погашения (платежи
учреждений государственного
3. В ведомственной классификации
расходы бюджета группируются
по ведомственному признаку. Первым
уровнем ведомственной
Итак, государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике.
2. Современное состояние
государственного бюджета РФ
и дальнейшие перспективы
2.1 Бюджетный дефицит РФ: причины и последствия
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется "бюджетным дефицитом". Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". Отсюда и название - "теневая экономика".
Сам по себе дефицит бюджета
не может быть чем-то чрезвычайно
негативным для развития экономики
и динамики жизненного уровня населения.
Даже самые экономически развитые страны,
как правило, постоянно имеют
дефицитный бюджет (от 10 до 30%). Все зависит
от причин его возникновения и
направлений расходов государственных
денежных средств. Если финансовые средства,
составляющие превышение расходов над
доходами, направляются на развитие экономики,
используются для финансирования приоритетных
отраслей, т. е. используются эффективно,
то в будущем рост производства и
прибыли в них с лихвой возместят
произведенные затраты и
Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколении, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.
Государственный долг -- неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста дефицита.
Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга может иметь самые серьезные последствия для развития экономики. Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится "разгрузить" бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает что "разгрузка" бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно "урезаются" социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.
Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов[15,c.326].
Мировая практика знает четыре основных способа решения проблемы бюджетного дефицита:
1. Сокращение бюджетных
расходов. Этот путь преодоления
бюджетного дефицита самый
2. Изыскание источников
дополнительных доходов. С
3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных
денег, используемых для
4. Одалживание денег у
граждан, банков, хозяйственных организаций,
других государств и
Дефицит федерального бюджета России в январе-апреле 2009 года составил 369,82 миллиарда рублей, или 3,3 процента ВВП. По итогам первых четырех месяцев объем ВВП России достиг 11,220 триллиона рублей. По итогам первого квартала дефицит бюджета составил 55,5 миллиарда рублей. Таким образом, в апреле бюджетные расходы превысили доходы на 314,32 миллиарда рублей.
Доходы федерального бюджета в январе-апреле 2009 года составили 2,221 триллиона рублей, а расходы - 2,591 триллиона рублей. Наибольшие поступления в бюджет России за первые четыре месяца 2009 года обеспечила Федеральная налоговая служба, перечислившая 961,28 миллиарда рублей. Федеральная таможенная служба перевела в бюджет 872,8 миллиарда рублей, а другие федеральные органы - 379,7 миллиарда рублей.
Дефицит бюджета будет покрываться из средств Резервного фонда вплоть до середины 2011 года. Кроме того, планируется увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году[24].
В течение последующих трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета - 2010 г. составит 2,9 трлн рублей, а с учетом расходов на формирование антикризисного фонда ЕврАзЭС и на докапитализацию банков - 3,2 трлн рублей. или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 - до 3 процентов ВВП.
Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям (см. Приложение 1).
Итак, в 2010-2012 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться - с 7,5 процента ВВП страны в 2010 г. до 3 процентов ВВП в 2012 г. В целях сокращения дефицита бюджета Правительство РФ нацелено на: сокращение неэффективных расходов; существенное сокращение расходов на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры; отсутствие индексации зарплат бюджетников.
Пополнить бюджет планируется за счет дополнительных доходов путем введения квотирования этилового спирта для производства вино-водочной продукции.
Бюджетная политика государства
регулирует финансовые потоки между
секторами национальной экономики,
формирует государственные