Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:48, реферат
Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности;
2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.
Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.
4. Регулирующая функция.
В условиях рыночной экономики
основным инструментом
Осуществляя расходы на здравоохранение,
образование, социальное обеспечение,
государство регулирует социальное
развитие и уровень жизни населения
страны. С помощью расходов на поддержку
отдельных отраслей экономики обеспечивается
производство общественно-значимых товаров
и услуг, которое с точки зрения
рынка может быть неэффективным.
Бюджет является инструментом региональной
политики, поскольку за счет средств
регионов-доноров
Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.
Названные функции бюджета
носят объективный характер и
имеют место в любой стране
мира, независимо от уровня развития демократических
институтов и характера государственной
экономической политики. Некоторые
из них могут противоречить друг
другу. Например, для успешной реализации
контрольной и информационной функции
бюджет должен быть стабильным, а регулирующая
функция, наоборот, предполагает его
изменение в зависимости от текущих
условий социально-
Функции государственного бюджета как экономической категории:
1.Распределительная (
Содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республикан-ский, краевой, городской т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
2. Контрольная функция.
Позволяет узнать, насколько своевременно
и полно финансовые ресурсы
поступают в распоряжение
Функции государственного бюджета как финансового плана:
1. Перераспределение ВВП.
Распределительная функция
2. Государственное регулирование
и стимулирование экономики. С
помощью бюджета государство
регулирует хозяйственную
3. Финансовое обеспечение
бюджетной сферы и
4. Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается[16,c. 101].
Таким образом, функции государственного
бюджета условно можно
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
1.3 Структура расходов
и доходов государственного
Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения[2].
Доходы бюджета выражают
экономические отношения, возникающие
у государства с предприятиями,
организациями и гражданами в
процессе формирования бюджетного фонда
страны. Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды
платежей предприятий, организаций
и населения в государственный
бюджет, а их материально-вещественным
воплощением - денежный средства, мобилизуемые
в бюджетный фонд. Бюджетные доходы
являются, с одной стороны, результатом
распределения стоимости
Доходы (как поступления в бюджет) -- это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Классификация и состав доходов.
Налоговые доходы:
1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
2. Налоги на товары и
услуги, лицензионные и
3. Налоги на совокупный доход;
4. Налоги на имущество;
5. Платежи за пользование природными ресурсами;
6. Налоги на внешнюю
торговлю и
7. Прочие налоги, пошлины и сборы[3].
Экономическая сущность налогов
характеризуется денежными
Неналоговые поступления:
1. Доходы от имущества,
находящегося в
2. Доходы от продажи
имущества, находящегося в
3. Доходы от реализации государственных запасов;
4. Доходы от продажи
земли и нематериальных
5. Поступления капитальных
трансфертов из
6. Административные платежи и сборы;
7. Штрафные санкции, возмещение ущерба;
8. Доходы от внешнеэкономической деятельности;
9. Прочие неналоговые доходы;
10. Безвозмездные перечисления:
а) нерезидентов и бюджетов
других уровней, б)
Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:
1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета;
2. Регулирующие или отчисления
по регулирующим доходным
Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.
3. Дополнительные источники,
устанавливаемые
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в
бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Официальные трансферты. Официальные трансферты (в государственном бюджете) -- это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц). Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.
Расходы -- это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.
Классификация и состав расходов.
Расходы в новой бюджетной
классификации распределяются в
соответствии с международными рекомендациями
по функциональному, экономическому и
ведомственному принципам группировки
бюджетных расходов. Традиционные и
приоритетные для конкретного исторического
этапа направления деятельности
государства вытекают из его основных
функций. Функциональная классификация
расходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой расходов бюджетов
всех уровней, отражающей направления
финансов на выполнение основных функции
государства (государственное управление,
обеспечение внутренней и внешней
безопасности, международная деятельность,
содействие научно-техническому прогрессу,
социально-экономическое и