Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:48, реферат
Целью курсовой работы является изучение государственного бюджета РФ, его функций и современного состояния.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1) Изучить понятийный аппарат государственного бюджета, его сущность и особенности;
2) Рассмотреть функции государственного бюджета;
3) Раскрыть структуру расходов и доходов государственного бюджета;
4) Рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
5) Проанализировать бюджет 2009 года и проект бюджета на 2010 год;
6) Выявить цели бюджетной политики в 2010-2012 годах.
Это сложная финансово-
2.2 Анализ бюджета 2009 года и проекта бюджета на 2010 год
Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны [5].
Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 года представлены в Приложении 2.
Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб.
Вторым разделом, доля которого
составляет 11,24% от общей суммы расходов,
являются общегосударственные вопросы.
В динамике показатель в процентном
соотношении снижается. К основным
подразделам можно отнести
Национальная экономика
занимает третье место в распределении
бюджетных средств. К этому разделу
относятся полномочия по регулированию
и поддержке экономической
Основное место в их
структуре занимают бюджетные ассигнования
на транспорт, воспроизводство минерально-
На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.
Оба эти раздела наращивают финансирование. Прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб.
Следующим разделом, удельный
вес которого снижается в общем
объеме расходов, является образование,
в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот
показатель падает. В денежном выражении
это показатель увеличивается. Это
связано с реализацией
Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д. Прогнозируется, что в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%.
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета.
Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.
Согласно изменениям в
бюджетном законодательстве в структуре
расходов в 2010 и 2011 году появится новая
статья условно утвержденные расходы.
То есть некий объем средств, который
не распределен по разделам и статьям,
что даст возможность планировать
новые возникающие
Что касается доходной части страны, то по прогнозу на 2010 год доходов будет выше, чем это было в 2009 году на 74,9 млрд. руб., процент ВВП снизится на 1,4%.
Структура доходов федерального бюджета на 2009 год и проекта бюджета на 2010 год представлена в Приложении 3.
Наибольший удельный вес
в классификации доходов
Второе место в классификации доходов занимает нефтегазовые доходы, которые в 2009 году составляют 2545,8 млрд. руб., а в 2010 увеличиваются до 2955,0 млрд. руб.
На третьем месте стоит налог на добавленную стоимость. В 2009 году он составляет 1943,7 млрд. руб., что меньше по прогнозу 2010 года на 204,7 млрд. руб.
Четвертое место в списке доходов занимают таможенные пошлины, которые составляют в 2009 году 1663,0 млрд. руб., в 2010 - 1972,1 млрд. руб.
Далее в списке стоят НДПИ, таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов), ЕСН, налог на прибыль организаций, акцизы и НДПИ (без нефтегазовых доходов). Все эти доходы имеют тенденцию роста с 2009 по 2010 года. Однако удельный вес ВВП по всем показателям доходов в 2010 году снижается.
2.3 Цели бюджетной политики РФ в 2010-2012 годах
Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности[21].
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
1. Использование бюджета
в качестве одного из
В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы падения ВВП превышают 10%, промышленного производства - почти 15%, инвестиций - более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также почти на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась на 2,5 п.п.
Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства позволяют финансировать бюджетные обязательства государства и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах.
В период 2010-2012 годов в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.
Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой -- замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности.
2) Поддержка реального
сектора экономики в условиях
рецессии и посткризисного
В 2010-м и последующих
годах объем такой поддержки
будет постепенно сокращаться, по мере
выхода экономики из кризиса. В первую
очередь это касается помощи, оказываемой
напрямую из бюджета. В ближайшее
время фискальная политика должна быть
главным образом нацелена на восстановление
нормального функционирования экономики,
дальнейшее стимулирование кредитования
реального сектора, а также перестройку
предприятий на работу в новых
внешних и внутренних условиях. Реструктуризация
предприятий и повышение
2. Обеспечение средне- и
долгосрочной
Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита - до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.
После завершения переходного периода необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы не-нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.
3. Повышение эффективности
расходов бюджета. В условиях
вынужденного снижения объемов
расходов бюджета необходимо
обеспечить высокое качество
государственных услуг и
Уровень эффективности многих государственных расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг, по следующим направлениям:
1) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств, особенно - в социальной сфере.
2) Совершенствование программно-
3) Сокращение государственного
сектора и одновременное
4) Развитие государственно-
Долгосрочные программы
повышения эффективности
Ключевую роль в составлении
и реализации программ по повышению
эффективности бюджетных
4. Повышение эффективности налоговой системы.
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
На сегодняшний день государственная
политика в области расходов (на
поддержку экономики уже