Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:02, реферат

Краткое описание

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Файлы: 1 файл

макро.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита.

 

Бюджетный излишек или профицит бюджета - это противоположность понятия бюджетного дефицита. Это состояние экономики страны, при котором достигается превышение доходов над расходами, следовательно, возникает положительный баланс бюджетных средств, который может быть использован на различные цели, или откладываться в качестве экономического резерва государственной казны.

 

 

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

  • минусы профицита  
    1. Искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти  
    2. Централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.  
    3. Создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке -- средства просто обесценятся.  
     
    плюсы дефицита:  
     
    Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора) , что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.  
    Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора) . В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения.

Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов. 
Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

 

  • По данным Минфина дефицит федерального бюджета России в 2013 году составил 310,518 миллиарда рублей, или 0,5% ВВП. 

 

В 2014 году, профицит федерального бюджета РФ за январь, по предварительным данным Минфина, составил 466,105 миллиарда рублей против дефицита в 81,25 миллиарда рублей в январе 2013 года.

Дефицит бюджета РФ в 2014 году запланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), доходы, как ожидается, составят в 2014 году 13,57 триллиона рублей, расходы - 13,96 триллиона рублей.

Вместе с тем, на прошлой неделе глава Минфина Антон Силуанов на встрече с инвесторами в Гонконге заявил, что есть возможность бездефицитного федерального бюджета-2014. В январе Силуанов заверял, что правительство РФ не намерено балансировать федеральный бюджет путем ослабления рубля. С начала года рубль на сегодняшний день снизился к бивалютной корзине на 7,6%.

ВШЭ также указывает на усугубление проблем региональных бюджетов: в 2013 году они были исполнены с дефицитом в 640 миллиардов рублей. "В 2014 году на их доходы девальвация рубля никак не повлияет, а вот дальнейшее ухудшение ситуации в НЕнефтегазовых секторах экономики, очевидно, может привести к дальнейшему сокращению поступлений налога на прибыль", - отмечается в докладе.

 

Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита.

 
По характеру воздействия на инфляционные процессы источники финансирования дефицита бюджета бывают инфляционные и неинфляционные.

Инфляционным источником выступает монетизация дефицита, которая происходит за предоставление правительству займов центрального банка, покупка центральным банком государственных ценных бумаг, а также благодаря дополнительной эмиссии денег. Например, кредитная эмиссия использовалась в Украине с 1991 до 1995 г. и была практически единственным источником покрытия бюджетного дефицита. Применение инфляционных источников развивается неконтролируемая инфляция, обесцениваются деньги, происходит обнищание населения.

Неинфляционные источники существенно не влияют на инфляционные процессы и включают заимствования на внутренних и внешних финансовых рынках, остатки бюджетных средств, трансферты (в виде безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи), накопления задолженности (просрочка платежей по долгам или купленные товары, повышение налогов и т.д.). 
 
По уровням управления различают центральные и местные источники финансирования бюджетного дефицита. Центральные источники - это эмиссионные и неэмиссионные источники, используемые правительством для покрытия дефицита государственного бюджета. Местными считаются неэмиссионные источники, используемые органами местного самоуправления для финансирования дефицитов местных бюджетов. Как правило, к последним относятся внутренние местные заимствования, кредиты коммерческих банков, свободные остатки средств местных бюджетов и т.д.

 

 

Дополнительные доходы федерального бюджета РФ в 2014 году от ослабления рубля могут достичь 1 триллиона рублей, полагают эксперты Высшей школы экономики.

"Происходящая девальвация рубля  сильно облегчит положение федерального  бюджета. В отличие от предыдущих лет в январе текущего года в нем уже образовался большой профицит, а по итогам года от ослабления рубля он сможет получить до 1 триллиона рублей сверхплановых доходов", - говорится в обзоре, подготовленном ВШЭ.

Бивалю́тная корзи́на — операционный ориентир курсовой политики Центрального Банка России, введенный 1 февраля 2005 г.[1] для определения реального курса рубля по отношению к основным валютам: доллару и евро. В момент введения бивалютная корзина складывалась из 0,1 евро и 0,9 доллара США. Текущие значения установлены 8 февраля 2007 года; бивалютная корзина состоит из 0,45 евро и 0,55 доллара США. Стоимость бивалютной корзины складывается следующим образом: 0,45 × курс евро ЦБ + 0,55 × курс доллара ЦБ = стоимость корзины в рублях.

 

  • Монетизация бюджетного дефицита (также монетизация дефицита бюджета, монетизация государственного долга, монетизация долга) — меры по покрытию дефицитов государственных бюджетов денежными средствами.

 

Плюс профицита бюджета:

На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета/  
Стаб Фонд позволил РФ с наименьшими соц/потерями миновать мировой кризис 2008г.


Информация о работе Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита