Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 11:54, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятия бюджетного дефицита и государственного долга, проанализировать современное состояние в России.
Для достижения поставленной цели следует выявить спектр задач, которые необходимо решить:
- Раскрыть понятие государственного долга и проанализировать его виды;
- Проанализировать причины возникновения и концепции регулирования бюджетного дефицита;
- Охарактеризовать способы и возможные источники финансирования дефицита государственного бюджета;
- Проанализировать финансовое положение России на современном этапе развития.
- Выявить причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия.
- Описать способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА …………………..........5
1.1 Государственный долг: понятие, виды, последствия.............. 5
1.2 Феномен бюджетного дефицита и концепции его регулирования………………………………………………..…9
1.3 Способы и возможные источники финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………….10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………………………….………………...17
2.1 Динамика объёмов государственного долга и бюджетного дефицита в стране конца ХХ – начала ХХI вв...................................17
2.2 Причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия ………………………………………..24
2.3 Способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ……………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………...……..….30
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственный долг и бюджетный дефицит: сущность, проблемы финансирования и их реализация в российской экономике.»
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………
2.1 Динамика объёмов
2.2 Причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия ………………………………………..24
2.3 Способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ……………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………
Данная тема является достаточно актуальной так как, одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита, как следствие государственного долга.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Цель данной работы – раскрыть понятия бюджетного дефицита и государственного долга, проанализировать современное состояние в России.
Для достижения поставленной цели следует выявить спектр задач, которые необходимо решить:
- Раскрыть понятие
- Проанализировать причины возникновения и концепции регулирования бюджетного дефицита;
- Охарактеризовать способы и возможные
источники финансирования дефицита государственного
бюджета;
- Проанализировать финансовое положение России на современном этапе развития.
- Выявить причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия.
- Описать способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ.
В соответствии с поставленными задачами,
структура работы разделена на две главы.
Национальный,
или государственный, долг – это общая
накопленная сумма всех положительных
сальдо бюджетов федерального правительства
за вычетом всех дефицитов, которые имели
место в стране. Различают внешний и внутренний
государственный долг.
Государственный долг и его
рост сильно влияют на функционирование
экономики. В этом плане видятся две опасности:
возможность банкротства нации и опасность
переложения долгового бремени на будущие
поколения. В настоящее время государственный
долг занимает особое место среди болевых
проблем современной бюджетной политики
России. [3]
Основополагающим для всех классификаций
долга является деление его на внешний
и внутренний долг. Внутренний и внешний
долги имеют
существенные социальные отличия: внешний долг ассоциируется (и
В соответствии с рекомендациями Международного
валютного фонда в качестве внутреннего
долга рассматриваются обязательства
органов государственного управления,
выраженные как в национальной, так и в
иностранной валюте, держателями которых
являются резиденты. Внешним
долгом считается государственная
задолженность перед нерезидентами.
Практически факт отнесения
владельцев долговых обязательств к резидентам
или нерезидентам имеет первостепенное
значение при определении структуры государственного долга.
Данная ключевая классификация на практике
дополняется ещё рядом классификационных
схем, к которым относятся: классификация
долга по типу кредитора (держателя долгового
обязательства) и по типу долгового обязательства.
Классификация долга по типу кредитора
играет важную роль при анализе государственной
задолженности на функционирование всей
экономики и ее отдельных сегментов.
Принципиальная классификация
государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
· внутренний долг (органам кредитно-денежного
регулирования, коммерческим банкам, другим
членам государственного сектора, прочим
финансовым учреждениям);
· внешний долг (международным
организациям, органам управления зарубежных
государств, прочая внешняя задолженность,
включая банковские ссуды и авансы, кредиты
поставщиков).
Классификация долга по типу долгового
обязательства имеет важное аналитическое
значение, так как она выявляет типы долговых
активов и характеризует типы активов,
которым располагают кредиторы:
внутренний долг (долгосрочные
облигации, краткосрочные облигации и
векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные
к другим категориям, краткосрочные ссуды
и векселя, не отнесенные к другим категориям);
внешний долг (аналогично перечню
статей внутреннего долга).
В категорию "государственный долг" включаются все признанные долги Российской Федерации. Задолженность, формирующая государственный долг, возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты принятых на себя долгов других экономических субъектов, "безденежного" выпуска долговых обязательств. Погашение накопленного долга может происходить различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредиторов, принятием задолженности другим органом и др.
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации (статья 97 Бюджетного
кодекса Российской Федерации) в состав
государственного долга включаются:
- кредитные
соглашения и договоры, заключенные от
имени Российской Федерации, как заемщика,
с кредитными организациями, иностранными
государствами и международными финансовыми
организациями;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.[2]
Величина государственного
долга в национальной части внешней задолженности
зависит от динамики обменного курса.
Если в период между датами определения
величин задолженности обменный курс
изменился, то переоценка суммы внешнего
долга, выраженного в иностранной валюте,
в рубли служит одним из факторов изменения
общей величины государственного долга.
Это особенно важно в связи с тем, что структурно
государственный долг складывается из
двух частей: основной долг (капитальный)
и непогашенный долг (текущий), включающий
кроме основного еще и проценты на долговые
суммы. К этому надо добавить, что государственный
долг - это не только объем заимствований
госорганов, но и долги внебюджетных фондов
всех уровней государственного управления.
Капитальный включает в себя всю совокупность
долговых обязательств государства на
определенную дату; текущий состоит из
платежей по обязательствам, которые заемщик
обязан погасить в отчетном периоде.
Необходимо также учитывать и федерально-региональную
структуру государственного долга. На
практике различают государственный долг,
образовавшийся в результате бюджетной
задолженности федерального правительства.
Собственно этот долг и фигурирует во
всех оценках ситуации с госзаимствованиями.
Но более правильно было бы говорить о
консолидированном, государственном долге,
включающем задолженность региональных
и муниципальных органов власти.
Наибольшие проблемы связаны со структурой
государственного внутреннего долга.
Так, укрупненная разбивка внутреннего
долга имеет следующий вид:
а) рыночные долговые обязательства
в виде эмиссионных ценных бумаг;
б) нерыночные обязательства,
связанные с исполнением федерального
бюджета и выпущенные для финансирования
образовавшихся
задолженностей.
К основным различиям этих двух групп
обязательств относится, во-первых, то,
что первые из них имеют определенную
программную форму, закладываются в бюджетные
проектировки на ряд лет, а, во-вторых,
связаны с необходимостью решения текущих
оперативных бюджетных проблем.[6]
Число видов (форм, статей) государственного
долга не является стабильным и имеет
тенденцию к увеличению (прежде всего
за счет нерыночных инструментов). Обострение
ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги
в структурном построении внутреннего
долга. К критическому сдвигу относятся,
в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы
бюджета по обслуживанию долга по ГКО
фактически не учитывались в составе расходов
федерального бюджета. Минфин сальдировал
все обороты рынка ГКО, включая поступления
от новых выпусков и сумм, направляемых
на погашение старых выпусков.
Закон Российской
Федерации "О государственном внутреннем
долге РФ" (1993 г.) определил разделение
госдолга на две основные части (в
Бремя внешнего долга является более
тяжелым, нежели бремя внутреннего долга.
Для покрытия внешнего долга стране требуется
иностранная валюта, для получения которой
необходимо сокращать импорт и увеличивать
экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение
долга, что замедляет темпы экономического
роста и снижает уровень жизни.
Проблема
внешней задолженности требует постоянного
контроля,
страны в долгосрочной перспективе.
В объем государственного внешнего долга
Российской Федерации включаются:
· объем обязательств по государственным
гарантиям, предоставленным Российской
Федерацией;
· объем основного долга по полученным
Российской Федерацией кредитам правительств
иностранных государств, кредитных организаций,
фирм и международных финансовых организаций.
Вторая группа
— это кредиты, предоставленные коммерческими
банками западных стран уже самостоятельно,
без государственных гарантий. Задолженность
по таким кредитам регулируется так называемым
Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов
на неофициальной основе. Третью группу
образует задолженность различным западным
коммерческим структурам по фирменным
кредитам, связанным с поставкой товаров
и оказанием услуг, четвертую группу —
долги международным валютно-финансовым
организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Внутренний
государственный долг включает задолженность
по ГКО и ОФЗ, облигациям государственного
сберегательного займа (ОГСЗ), а также