Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 11:54, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятия бюджетного дефицита и государственного долга, проанализировать современное состояние в России.
Для достижения поставленной цели следует выявить спектр задач, которые необходимо решить:
- Раскрыть понятие государственного долга и проанализировать его виды;
- Проанализировать причины возникновения и концепции регулирования бюджетного дефицита;
- Охарактеризовать способы и возможные источники финансирования дефицита государственного бюджета;
- Проанализировать финансовое положение России на современном этапе развития.
- Выявить причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия.
- Описать способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА …………………..........5
1.1 Государственный долг: понятие, виды, последствия.............. 5
1.2 Феномен бюджетного дефицита и концепции его регулирования………………………………………………..…9
1.3 Способы и возможные источники финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………….10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………………………….………………...17
2.1 Динамика объёмов государственного долга и бюджетного дефицита в стране конца ХХ – начала ХХI вв...................................17
2.2 Причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия ………………………………………..24
2.3 Способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ……………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………...……..….30
При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.
Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
При прочих равных условиях величины циклических бюджетных дефицитов и излишков, а также степень встроенной стабильности экономики оказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше соотношение между изменением суммы государственных трансфертов и изменением величины национального дохода.
В то же время, увеличение степени встроенной
стабильности экономики противоречит
другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой
политики - укреплению стимулов к расширению
предложения факторов производства и
росту экономического потенциала. Стимулы
к инвестированию, к предпринимательскому
риску и к труду оказываются относительно
сильнее в условиях постепенного снижения
предельных ставок налогообложения.
Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики.
Выбор приоритетов между краткосрочными и долгосрочными эффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и для индустриальных, и для переходных экономик.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают амплитуду этих колебаний. На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.
Различают понятия стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит. Его еще называют кассовым дефицитом, который порождается недостачей средств бюджета в результате расхождения в сроках поступлений доходов и осуществления затрат.
Первичный дефицит бюджета - это разница между величиной дефицита бюджета и выплатой процентов за долг. Этот дефицит равняется разнице между суммой трансфертов и государственных закупок товаров и услуг и налоговыми поступлениями в бюджет. Дефицит бюджета = (государственные закупки товаров и услуг + трансферты + выплаты по обслуживанию долга) - налоговые поступления.
Действительное бремя государственного
долга для той или иной страны предопределяется
прежде всего способностью (или неспособностью)
государства его обслуживать. А эта способность
правительства мобилизовать наличные
денежные ресурсы в большой степени зависит
от величины денежной массы, чем от размеров
ВВП.
В условиях, когда показатель монетизации экономики, равный соотношению между объемом денежной массы М2 и ВВП, достаточно близок к единице, отношения объемов государственного долга к ВВП и к М2 если и не совпадают, то достаточно близки по значению. Картина существенно изменяется тогда, когда из-за низкого доверия к национальной валюте (вследствие, например, ранее пережитой высокой инфляции) уровень монетизации экономики низок.
В этом случае показатель долг/М2 оказывается в несколько раз выше, чем показатель долг/ВВП в экономике, величина которого обычно характеризуется соотношением "долг/ВВП". Наличие первичного бюджетного дефицита является фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его обслуживания, что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого самовоспроизводства долга и его неуправляемого роста.
Операционный дефицит - это дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. При высоких темпах инфляции, когда разница в динамике номинальных и реальных процентных ставок довольно значительная, такое завышение размера дефицита государственного бюджета может оказаться существенным.
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.
Таким образом, виды бюджетного дефицита можно сгруппировать
по такому принципу:
1. По форме проявления: открытый, скрытый, квазифискальный.
2. По причинам возникновения: вынужденный, сознательный.
3. По направлению
4. По критерию определения
5. По сроку действия: временный, стойкий.
6. По связи с государственным долгом: первичный, операционный
Концепции регулирования бюджетного дефицита.
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До «Великой депрессии» 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса. На другом примере можно показать, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки
налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике. Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.
Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникающего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.
Третья концепция связана с идеей так
называемых
функциональных финансов. В соответствии
с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета
- на ежегодной или на циклической основе
- второстепенный. Первоначальной целью
федеральных финансов является обеспечение
не инфляционной полной занятости, то
есть балансирование экономики, а не бюджета.
В соответствии с данной концепцией проблемы,
связанные с государственными дефицитами
или излишками, малозначимы в сравнении
с высшей степени нежелательными альтернативами
продолжительных спадов или устойчивой
инфляции. Федеральный бюджет является
- во-первых, и, прежде всего - инструментом
достижения и поддержания макроэкономической
стабильности.
Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:
-Наличие четкой программы
- Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;
- Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.
Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.
Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя
Рассмотрим достоинства и недостатки
каждого из способов финансирования.
1. Эмиссионный способ
финансирования дефицита государственного
бюджета. Он заключается в том, что центральный
банк увеличивает денежную
массу, т. е. выпускает в обращение дополнительные
деньги, с помощью которых правительство
покрывает превышение своих расходов
над доходами. Этот способ имеет ряд достоинств:
- во-первых,
рост денежной массы является фактором
увеличения совокупного спроса и, следовательно,
объема производства. Увеличение предложения
денег обусловливает на денежном рынке
снижение ставки процента (удешевление
цены кредита), что стимулирует инвестиции
и обеспечивает рост совокупных расходов
и совокупного выпуска;
- во-вторых,
данную меру можно осуществить быстро.
Рост денежной массы происходит, когда
ЦБ покупаетгосударственные ценные бумаги
и, оплачивая продавцам (домохозяйствам
и фирмам) стоимость этих ценных бумаг,
выпускает в обращение дополнительные
деньги. Такую покупку он может сделать
в любой момент и в любом необходимом объеме.
Главный недостаток эмиссионного способа
финансирования дефицита государственного
бюджета состоит в том, что в долгосрочной
перспективе увеличение денежной массы
ведет к инфляции, т. е. это инфляционный способ
финансирования.
2. Финансирование дефицита
государственного бюджета за счет внутреннего
долга. Этот способ заключается в том, что
государство выпускает ценные бумаги
(государственные облигации и казначейские
векселя), продает их населению (домохозяйствам
и фирмам) и полученные средства использует
для финансирования превышения государственных
Достоинства
данного способа состоят в следующем:
- во-первых,
он не ведет к инфляции, так как денежная
масса не изменяется, поэтому в краткосрочном
периоде этот способ является неинфляционным;
- во-вторых,
это достаточно оперативный способ, поскольку
выпуск и размещение (продажу) государственных
Недостатки финансирования дефицита
государственного бюджета за счет внутреннего
долга таковы:
1) по
долгам надо платить. Очевидно, что население
не будет покупать государственные
Более того, два американских экономиста
Томас Сарджент (лауреат Нобелевской премии)
и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование
дефицита государственного бюджета в долгосрочном
периоде может привести к еще более высокой
инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила
в экономической литературе название
«теоремы Сарджента – Уоллеса».
Государство,
финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего
займа (выпуска государственных
Сарджент
и Уоллес доказали, таким образом, что
долговое финансирование дефицита государственного
бюджета является неинфляционным только
в краткосрочном периоде, а в долгосрочном
периоде оно может обусловить достаточно
высокую инфляцию. Парадоксально, но, чтобы
избежать высокой инфляции, разумнее не
отказываться от эмиссионного способа
финансирования, а использовать его в сочетании
с долговым;
2) проявляется
эффект вытеснения частных инвестиций
.