Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 11:54, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятия бюджетного дефицита и государственного долга, проанализировать современное состояние в России.
Для достижения поставленной цели следует выявить спектр задач, которые необходимо решить:
- Раскрыть понятие государственного долга и проанализировать его виды;
- Проанализировать причины возникновения и концепции регулирования бюджетного дефицита;
- Охарактеризовать способы и возможные источники финансирования дефицита государственного бюджета;
- Проанализировать финансовое положение России на современном этапе развития.
- Выявить причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия.
- Описать способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА …………………..........5
1.1 Государственный долг: понятие, виды, последствия.............. 5
1.2 Феномен бюджетного дефицита и концепции его регулирования………………………………………………..…9
1.3 Способы и возможные источники финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………….10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ……………………………………….………………...17
2.1 Динамика объёмов государственного долга и бюджетного дефицита в стране конца ХХ – начала ХХI вв...................................17
2.2 Причины возникновения задолженности российского государства и основные пути её покрытия ………………………………………..24
2.3 Способы сокращения бюджетного дефицита и результаты их реализации в РФ……………………………………………………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………….28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………...……..….30
Большая часть долга новой России относится к официальному, поскольку заемщиком
и гарантом по займам выступало государство.
Часть долга - международным финансовым
организациям и коммерческим банкам.
На начало 2000 г. государственный долг снизился
в связи с его погашением по графику. Наибольшую
задолженность Россия имела перед Германией
(27,6 млрд. дол.), Италией (6,1 млрд.), Японией
(4,3 млрд.), Францией (3,9 млрд.), США (3,0 млрд.),
Великобританией (1,4 млрд.), Канадой (1,4
млрд.), Южной Кореей (1,2 млрд.) и Кувейтом
(1,2 млрд. дол.). Задолженность бывшим социалистическим
странам составила 15,2 млрд. дол.
Новые заимствования России с 1991-го по 2000г. составили около 60 млрд. долларов. По состоянию на 1 октября 2012 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 5,8 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 4,5 трлн. руб., государственный внешний долг – 40,5 млрд. долл. США (эквивалентно 1,3 трлн. руб.). Структура государственного долга Российской Федерации приведена в Приложении 3.
В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2015 года уровня 11,1 трлн. руб. или 13,4% ВВП. При этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга существенно не изменится и составит 75% (График 2.1).
График 2.1 Динамика объема государственного долга Российской
Федерации
Источник: Минфин России
Проблемы внешнего долга связаны с состоянием федерального бюджета. В бюджете на 2001 г. предусмотрены выплаты no внешним долгам в сумме 11,3 млрд. дол. (5,2 млрд. дол. по основной сумме долга и 6,1 млрд. дол. — процентные платежи). России придется направлять на погашение внешнего долга значительную часть доходов федерального бюджета. По международным стандартам долговая ситуация России сложная. Экспорт России не так велик, a критический уровень платежей по внешнему долгу оценивается в 15 — 20% годовой экспортной выручки, что приближает страну к опасному рубежу.
Низкие показатели государственного долга выгодно отличают Россию от значительного большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков (График 2.2.). На фоне пересмотра в сторону понижения рейтингов многих развитых и развивающихся стран в последние годы, в основном по причине существенного ухудшения показателей долговой устойчивости, российские рейтинги характеризуются стабильностью принадлежности к инвестиционной категории.
График 2.2. Долговая нагрузка и кредитные рейтинги некоторых стран.
Источник: МВФ
Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013-2015 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости Российской Федерации будут по-прежнему вне опасных зон (Таблица 2.1., Приложение 4).
В среднесрочной перспективе внутренний рынок капитала сохранит возлагаемую на него с 2009 года роль основного источника финансирования дефицита федерального бюджета.
За 5 лет объём внутреннего рынка государственных ценных бумаг практически утроился, увеличившись с 1,1 трлн. руб. в 2007 г. до 3,1 трлн. руб. на 1 октября 2012 г. (График 2.3).
График 2.3. Капитализация долгового рынка Российской Федерации,
млрд. руб.
Источник: Минфин России, cbonds.ru
Объем заемных средств, привлеченных на рынке государственных облигаций в 2011 г., оказался почти равным совокупному объему привлечения за два предыдущих года.
За три года рынок госдолга рос быстрее как рынок корпоративных обязательств, так и рынки муниципального и регионального долга. В 2012 г. рынок государственных долговых обязательств вырос на 6,3% (с начала 2010 г. – на 96,7%), рынок корпоративных обязательств увеличился на 10,6% (с начала 2010 г. – на 48,8%), а объем рынка регионального и муниципального долга сократился на 6,0% (с начала 2010 г. его объем уменьшился на 5,3%).
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту (График 2.4.), причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по рыночным заимствованиям.
График 2.4. Объем государственного внутреннего долга Российской
Федерации по государственным гарантиям, млрд. руб.
Источник: Минфин России
Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на возможное исполнение государственных гарантий Российской Федерации также стремительно растут (График 2.4.).
График 2.4. Объем государственного внутреннего долга Российской
Федерации по государственным гарантиям, млрд. руб.
Источник: Минфин России
При этом, учитывая долгосрочный характер обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями (до 30 лет), основная нагрузка по исполнению принятых обязательств ложится на бюджеты будущих периодов.
Важно отметить, что даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям, необходимость планирования бюджетных ассигнований на их исполнение вынуждает «замораживать» значительные объемы бюджетных ассигнований, которые могли бы быть направлены на другие приоритетные направления (социальное обеспечение граждан, здравоохранение, образование).
Приложение 1
Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2015 гг., млрд. руб.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Дефицит федерального бюджета |
-68,1 |
-521,4 |
-143,6 |
-10,8 |
Государственные заимствования, в том числе: |
842,1 |
606,5 |
563,4 |
414,4 |
привлечение |
1 519,9 |
1 448,8 |
1 079,3 |
1 356,4 |
погашение |
-677,8 |
-842,3 |
-515,9 |
-942,0 |
Государственные внутренние заимствования, в том числе: |
709,8 |
448,6 |
398,5 |
306,5 |
привлечение |
1 310,2 |
1 213,2 |
842,2 |
1 114,8 |
погашение |
-600,4 |
-764,6 |
-443,7 |
-808,3 |
Государственные внешние заимствования, в том числе: |
132,3 |
157,9 |
164,9 |
107,9 |
привлечение |
209,7 |
235,6 |
237,1 |
241,6 |
погашение |
-77,4 |
-77,7 |
-72,3 |
-133,7 |
Использование Резервного фонда |
-830,3 |
-373,4 |
-596,3 |
-818,6 |
Использование Фонда национального благосостояния |
7,5 |
5,7 |
7,5 |
8,9 |
Приватизация |
300,0 |
427,7 |
330,8 |
595,1 |
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации |
-109,9 |
-58,3 |
-89,6 |
-160,0 |
Прочее |
-141,3 |
-86,7 |
-72,1 |
-29,0 |
Источник: Минфин России
Динамика объёма государственного долга Российской Федерации
Источник: Минфин
Структура государственного долга Российской Федерации, млрд. руб.* | |||||
Категория долга |
2011 |
2012** (оценка) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
1. Государственный внутренний |
3 553,30 |
4 355,80 |
4 868,30 |
5 284,00 |
5 596,70 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации в рублях: |
3 546,5 |
4 348,8 |
4 868,3 |
5 284,0 |
5 596,7 |
ОФЗ |
2 903,3 |
3 575,2 |
3 917,8 |
4 176,6 |
4 411,8 |
ГСО |
553,2 |
683,6 |
860,5 |
1 017,4 |
1 094,9 |
облигации внутренних облигационных займов, размещаемые на международном рынке капитала |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
90,0 |
прочее |
6,9 |
7,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Государственные гарантии |
637,3 |
1 106,3 |
1 732,2 |
2 306,3 |
2 717,0 |
Государственный внутренний долг Российской Федерации с учетом государственных гарантий Российской Федерации |
4 190,6 |
5 462,1 |
6 600,5 |
7 590,3 |
8 313,7 |
3. Государственный внешний долг Российской Федерации: |
1 120,20 |
1 264,40 |
1 449,40 |
1 678,50 |
1 805,40 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации в иностранной валюте: |
940,4 |
1 117,3 |
1 316,8 |
1 558,0 |
1 693,3 |
облигации внешних облигационных займов |
939,6 |
1 117,1 |
1 316,6 |
1 557,8 |
1 693,1 |
ОВГВЗ |
0,8 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
кредиты правительств иностранных государств |
96,5 |
79,3 |
72,7 |
67,5 |
62,8 |
задолженность перед международными финансовыми организациями |
81,5 |
67,2 |
59,3 |
52,3 |
48,6 |
прочее |
1,8 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
4. Государственные гарантии |
32,5 |
528,1 |
696,7 |
867,0 |
1 027,6 |
Государственный внешний долг Российской Федерации с учетом государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте |
1 152,7 |
1 792,5 |
2 146,1 |
2 545,5 |
2 833,0 |
Государственный долг Российской Федерации, всего |
5 343,30 |
7 254,60 |
8 746,60 |
10 135,80 |
11 146,70 |
* - данные на конец периода, ** - по состоянию на 1 октября 2012 г. |
Источник: Минфин
Таблица 2.1. Показатели долговой устойчивости Российской Федерации
(бюджетная позиция), %
№ п/п |
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Пороговое значение |
1 |
Отношение государственного долга Российской Федерации к ВВП |
11,8 |
13,1 |
13,7 |
13,4 |
25 |
2 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета |
2,6 |
3,2 |
3,4 |
3,3 |
10 |
3 |
Отношение платежей на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета |
7,9 |
9,9 |
7,1 |
9,3 |
10 |
4 |
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета |
56,2 |
68,0 |
72,1 |
71,4 |
100 |
5 |
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг |
11,5 |
13,2 |
14,8 |
15,4 |
220 |
6 |
Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
25 |
Источник: Минфин России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Помимо рассмотренных в данной работе примеров использования механизма ценовой дискриминации, эти механизмы широко используются и в сфере деятельности естественных монополий, оказывающих всевозможные услуги, и, прежде всего, в таких отраслях ТЭК, как газовая и электроэнергетика, которые, кстати, являются безусловными лидерами, как по размерам дебиторской, так и по размерам кредиторской задолженности. Очевидно, что именно это явление - ценовая дискриминация, завуалированное под неплатежи, имело место в нашей экономике на протяжении 1992 - 1995 годов, когда правительство не предпринимало жестких антиинфляционных мер. Причем, что также очевидно, возникновение этого явления было абсолютно стихийным, как естественная реакция предприятий в основном на три обстоятельства: